Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
Введение
С принятием УПК РФ процедура расследования в форме дознания была существенно изменена. Органы дознания получили возможность расследовать преступления, отнесенные к своей компетенции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституционных прав граждан, с составлением обвинительного акта. Завершение дознания имеет теперь специфическую форму и осуществляется в упрощенном режиме. Законодатель в отдельных нормах сформулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, определил их компетенцию. Все эти новеллы безусловно следует считать прогрессивными.
Дознание — одна из форм предварительного расследования. Поэтому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.
В комментарии в ст. 98 УПК РСФСР 1923 г. было написано: «Роль органа дознания ничем существенно не отличается по закону от роли следователя, и этим органам представлены широкие права в стадии производства дознания»[1]
Отсутствие этого разграничения сохранилось и в УПК РСФСР 1960 г., причем понимание и применение Закона осложнилось в связи с упоминанием в нем об оперативно-розыскных мерах, проводимых органами дознания, и введением протокольной формы.
В действующем УПК РФ, функция осуществления дознания напрямую связанна с выполнением как неотложных следственных, так иных и процессуальных действий, протокольная же форма в настоящее время не существует.
В данной работе мы попытаемся рассмотреть особенности производства дознания по уголовным делам на примере уголовно-процессуального законодательства России и Франции.
Целью данной работы является раскрытие содержания производства дознание в уголовном процессе.
Задачи, которые решаются в данной работе:
1. исследуется вопрос понятия и значения дознания в уголовном процессе;
2. анализируется процессуальный порядок производства дознания, изучаются функции лиц, наделенных правом производства дознания в уголовном процессе.
3. делаются выводы по итогам проведенного исследования.
Основные положения данной работы основываются на требованиях Конституции РФ, нормах уголовно-процессуального законодательства, актах Конституционного Суда РФ, а также на теоретических достижениях в области науки уголовного процесса.
1. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе
Дознание — одна из форм предварительного расследования. Поэтому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.
Дознание в уголовном процессе, являясь одной из форм расследования преступлений, призвано способствовать осуществлению правосудия по уголовным делам. Как форма расследования оно носит процессуальный характер. Это означает, что все принимаемые в ходе дознания решения и производимые действия должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству[2] .
Дознание – это самостоятельная форма предварительного расследования, призванная играть значительную роль в досудебном производстве по уголовным делам. Она во многом сходна с формой предварительного расследования — предварительным следствием. Ее основные задачи и цели практически трудно отличить от задач и целей предварительного следствия. В значительной степени одинаков и установленный законом порядок принятия решений и производства большинства следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств. Одинаково также юридическое значение большинства решений и действий как следователя, так дознавателя, принимаемых ими в ходе предварительного расследования[3] .
Однако дознание рядом своих свойств отличается от предварительного следствия. К наиболее существенным свойствам такого рода можно было бы отнести следующие.
Во-первых , осуществление расследования в форме дознания возлагается, как правило, на специально уполномоченные органы и должностных лиц — дознавателей. Лишь в специально оговоренных в законе случаях его могут осуществлять следователи (например, следователи прокуратуры — по делам о преступлениях, совершенных некоторыми должностными лицами или против них (см. пп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК[4] );
Во-вторых , к дознанию как одной из форм предварительного расследования можно прибегать для раскрытия сравнительно ограниченного круга преступлений. К ним относятся, как правило, лишь те, что включены в перечень преступлений, содержащийся и ч. 3 ст. 150 УПК и насчитывающий более 100 составов, предусмотренных статьями Особенной части УК[5] , В большинстве своем это не отличающиеся существенной сложностью преступления небольшой и средней тяжести. В отношении преступлений небольшой и средней тяжести, не упомянутых в этом перечне, дознание допустимо лишь по письменному указанию прокурора. По делам же о тяжких и особо тяжких преступлениях оно недопустимо даже по такому указанию.
Действующий УПК РФ, как и ранее действовавший УПК РСФСР, предусматривает два вида дознания:
1) дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно;
2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия в объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность - раскрытие уголовно наказуемого деяния, т.е. принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.
В УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР (ст. 117-124), дознанию придается одно значение - расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно[6] .
Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл. гл. 21, 22, 24 - 29, дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. ст. 73, 158 УПК).
2. Виды субъектов, наделенных правом осуществления дознания и их полномочия
Действующим уголовно-процессуальным законодательством регламентируются субъекты, которые на законных основаниях наделены правом осуществления дознания в уголовном процессе.
Так, к органам дознания можно отнести следующие:
1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
На органы дознания возлагаются:
1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст.157 УПК РФ.
Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
· капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Перечень органов дознания является исчерпывающим. Никакие другие органы не вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Необходимо также сказать, что дознание может осуществляться дознавателями. Так по общему правилу дознание осуществляется:
· дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;
· дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
· дознавателями органов службы судебных приставов;
· дознавателями таможенных органов Российской Федерации;
· дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
· следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации[7] ;
· дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Теперь подробнее рассмотрим субъектов, участвующих в процессе дознания и их полномочия.
Начальник подразделения дознания (ст.40.1 УПК)[8] .
Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст.145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя[9] .
При осуществлении своих полномочий, начальник подразделения дознания вправе:
1) проверять материалы уголовного дела;
2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
Дознаватель (ст.40 УПК)
Дознаватель — самостоятельный участник уголовного процесса со стороны обвинения.
Полномочия органа дознания, предусмотренные п.1 ч.2 ст.40 УПК, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.
Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.