Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Enterprise Content Management (ECM)
Что потребует управление документами в соответствии с концепцией ECM?
Что потребует управление образами документов?
Что потребует управление записями?
Что потребует управление потоками работ?
Что потребует управление информацией на Web-сайтах?
Что требуется для системы совместной работы?
Что потребуется для управления знаниями?
Необходимость разработки стратегии управления информацией
ECM 2.0 как пособие по трансформации бизнеса: конкретные решения для конкретных бизнес-задач
Что же принесла в ECM эпоха Web 2.0? Вот некоторые примеры из книги OpenText об ECM 2.0.
Введение
ERP (англ. ERP – Система планирования ресурсов предприятия) – корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации учёта и управления. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и охватывают ключевые процессы деятельности компании, интегрируя все ее подразделения в единую систему. Главный «ингредиент» всех ERP-систем – унифицированная база данных, хранилище всех сведений и показателей из различных системных модулей. Многие считают, что в понятие ERP входит функционал MRP I и МRP II, плюс обработка финансов, кредиторка\дебиторка, денежные потоки.
Enterprise Content Management (ECM)
— управление информационными ресурсами предприятия, управление корпоративной информацией, управление корпоративным содержанием, управление корпоративными информационными ресурсами. Под термином ECM подразумеваются технологии, используемые для сбора, управления, накопления, хранения и доставки информации всем пользователям организации. Более широкое понятие, нежели то, что заложено в концепции СЭД.
Система ECM ориентируется на работу с неструктурированной информацией в любом виде, включая офисные текстовые и табличные электронные документы, документы в формате PDF, а также рисунки, чертежи, графики, презентации, сканированные изображения, сообщения электронной почты, web-страницы, видео, аудиофайлы. Flash-анимация, словом всё многообразие контента, необходимого для эффективного ведения бизнеса.
Основная задача системы ECM — это поддержание полного жизненного цикла информации, от ее создания или получения извне до уничтожения, когда она теряет свою ценность.
Отличие функциональности ECM-систем от систем электронного документооборота - возможность работать не только с документами, которые сегодня являются лишь малой частью корпоративного контента, но и с любыми другими видами данных: сообщениями электронной почты, графическими изображениями, фотографиями, аудио и видео файлами, web-страницами, файловыми системами, оцифрованными материалами.
Помимо инструментов для сбора, управления, накопления, хранения и доставки информации, ECM-системы обладают средствами потоковой загрузки контента, управления web-сайтами, правами доступа, безопасного корпоративного поиска. Следует отметить, что возможности разграничения прав доступа к данным позволяют ECM-системам соответствовать одному из наиболее важных требований безопасности использования контента в госструктурах, зачастую содержащего персональную или секретную информацию.
Возможности ECM-систем
Условно к ECM относятся системы, поддерживающие хотя бы 3 из 6 функций:
- Управление документами;
- Ввод в систему и управление полученными образами бумажных документов;
- Совместная работа над общими документами и поддержка проектных работ;
- Управление электронным архивом, автоматизация правил и нормативов хранения, гарантирование соответствия записей законодательству и регулирующим правилам;
- Workflow для поддержки бизнес-процессов, маршрутизации контента, назначения рабочих задач и состояний, трассировка маршрутов и контроль исполнения;
- Автоматизации публикаций, управление динамическим контентом и взаимодействием пользователей для этих задач.
Таким образом, ECM-система интегрирует все контентно- и процессно-ориентированные технологии внутри предприятия, обеспечивает единую инфраструктуру для управления документооборотом, минимизирует необходимость развертывания и поддержки множества технологий для реализации различных бизнес-задач. Такой инфраструктурный подход делает корпоративное содержимое доступным для практически всех бизнес-приложений организации. Однако, в ряде случаев ECM-система может не иметь решающих преимуществ в использовании перед «чистым» электронным архивом или workflow системой. Выбор СЭД должен определяться стоящими перед организацией задачами, ее структурой, готовностью ИТ-решений и многими другими факторами.
Чем СЭД отличается от ECM
Основная единица, с которой работает СЭД (система электронного документооборота) – это документ, у которого есть реквизитная и информационная (текст, картинка, в том числе отсканированный документ, файл мультимедиа и пр.) части. СЭД обязательно включает модуль автоматизации работы канцелярии в соответствии с особенностями российского делопроизводства (имеется в виду работа с входящими, исходящими, организационно-распорядительными и внутренними документами). В СЭД могут входить модули автоматизации работы с договорами, обращениями граждан, модуль автоматизации работы секретариата при подготовке и проведении совещаний и т. д.
ECM тоже работает с документами, но при этом цели управления документами иные и соответственно – иной состав модулей. Цель ECM-систем заключается в обеспечении единого информационного пространства организации, непротиворечивости информации в разных документах, обеспечении получения каждым пользователем всей необходимой информации в удобном виде.
По определению Gartner ECM — это стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов. ECM-системы состоят из приложений, которые могут взаимодействовать между собой, а также использоваться и продаваться самостоятельно. Gartner определяет современные ECM-системы как реализующие следующие ключевые компоненты:
Как правило, ECM включает модули:
- управление документами - экспорт/импорт, безопасность и службы библиотек для деловых документов;
- управление образами документов (Document Imaging) - сканирование бумажных документов, распознавание текста и реквизитов;
- управление записями (или, в соответствии с последним переводом стандарта IEEE 15489 — ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, «управление документами») - долгосрочное архивирование, автоматизация политик хранения и соответствия нормам регулирующих органов, обеспечение соответствия законодательным и отраслевым нормам;
- управление потоками работ (Workflow) - поддержка бизнес-процессов, передача документов и другого контента по заранее разработанным маршрутам, назначение рабочих задач, создание журналов хода выполнения бизнес-процессов;
- управление web-контентом (WCM) - автоматизация роли веб-мастера, управление динамическим контентом и взаимодействием пользователей;
- управление (мульти) медиаконтентом (DAM) - управление графическими, видео- и аудиофайлами, различными маркетинговыми материалами и др.;
- управление знаниями (Knowledge Management) - поддержка систем для накопления и доставки информации, необходимой для принятия решений;
- документо-ориентированное взаимодействие (Collaboration) - управление коллективным взаимодействием пользователей при подготовке и использовании документов (поддержка совместной работы пользователей и поддержка проектных команд).
Официальное определение ECM-систем звучит так: стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов.
Некоторая путаница между понятиями ECM м СЭД происходит потому, что СЭД помимо модулей автоматизации работы канцелярии может включать и средства ECM, например поддержку портала и совместную подготовку документов. Тогда можно говорить о расширении функциональности СЭД до ECM. Но следует помнить: в исключительно ECM-системах модуля автоматизации работы канцелярии нет, а это наиболее востребованный среди российских служб ДОУ модуль (хотя такой модуль можно сделать под заказ).
Alfresco Community - свободная среда управления контентом предприятия ECM (Enterprise Content Management), исходные тексты которой распространяются в рамках лицензии LGPL. Alfresco конкурирует с такими коммерческими системами, как Documentum и Microsoft SharePoint, отличаясь расширяемой модульной структурой, полной поддержкой стандарта OASIS CMIS 1.0 и в несколько раз обгоняющим конкурентов быстродействием. Код системы написан в аспектно-ориентированном стиле на языке Java с использованием компонентов Spring, Hibernate, Lucene и MyFaces. В качестве СУБД поддерживается использование MySQL и PostgreSQL.
Система Alfresco одна из самых распространенных на западе систем электронного документооборота и управления проектами. Во многом это объясняется открытостью кода (полный Open Source) и отличием от большинства продуктов с открытым кодом стабильностью работы и возможности масштабирования под задачи бизнеса любого размера.
Jahia — open source система управления контентом уровня предприятия для платформ Microsoft Windows и Unix. Система характеризуется дизайном с высокой степенью модульности и масштабируемой производительностью.[источник не указан 418 дней] Система Jahia разработана с использованием Java технологий.
Jahia включает в себя модули:
- репозиторий контента
- готовый к использованию веб-портал
- фреймворк для управления и использования стандартным содержимым портала
- интерфейс CIFS, предоставляющий совместимость с файловыми системами Microsoft Windows и Unix ОС через интернет
- систему управления веб-контентом (WCMS)
- механизм индексирования и поиска Lucene с поддержкой технологии OpenSearch
Начиная с версии 6.0, Jahia стала использовать AJAX-фреймворк GWT (Google Web Toolkit).
Для разработчиков есть мощная система шаблонов, поддержка портлетов. Соответствие техническим стандартам, включая JSR 286, гарантирует полную совместимость и, что важно, способность встраивать сторонние и специфические портлеты, дающие доступ к внутренним приложениям предприятия.
Для администраторов системы есть поддержка кластеризации, система кэширования, система ролей и управления правами пользователей, система фоновой обработки процессов.
Для редакторов в Jahia предлагает пользовательский интерфейс на AJAX, возможность редактирования содержимого прямо на странице, возможность импорта/экспорта по стандарту JSR 170 и поддержку мультиязычности.
Лицензия; GNU GPL 2.0 для Community Edition, JSEL для Corporate Edition. Платформа: кроссплатформенный
Что потребует управление документами в соответствии с концепцией ECM?
Базовое понятие ECM-системы – управление документами (document management), что подразумевает управление жизненным циклом документа от его создания до передачи исполненного документа на хранение или уничтожение. При этом управление жизненным циклом применимо для любого информационного объекта.
Для работы с информационными объектами создаются библиотеки, которые могут различаться назначением хранящихся в них документов, например библиотеки финансовобухгалтерских документов, библиотеки конструкторской документации, клиентских досье и т. д. Для классификации таких документов используется более сложная система хранения, нежели привычная российским службам ДОУ номенклатура Но составление структуры хранения все равно будет ложиться на плечи сотрудников службы ДОУ, поэтому им нужно осваивать основы теории классификации.
Сотрудники служб ДОУ должны будут определить права доступа к документам (например, на чтение без права редактирования, на редактирование без права на уничтожение, на редактирование с правом удаления и пр.).
Сотрудникам служб ДОУ предстоит освоить основы информационной безопасности, разобраться в сущности электронно-цифровой подписи (ЭЦП), правилах ее применения, понять, в каких случаях необходимо ее использовать, а в каких – можно обойтись без нее.
Что потребует управление образами документов?
Современные ECM-системы позволяют не только сканировать документы, но и распознавать их, автоматически заполняя поля регистрационной карточки. От делопроизводителя в таком случае потребуется только подтверждение правильности автоматически сформированных реквизитов. Для работы с этими модулями необходимо понимать, что такое форматы отсканированных документов и чем они различаются.
Что потребует управление записями?
Законодательство в области работы с электронными документами, предназначенными для длительного хранения, сейчас меняется очень быстро. Вполне возможно, что очень скоро в архивы нужно будет сдавать не бумажные документы длительного хранения, переплетенные в картонные папки, а их электронные образы, заверенные ЭЦП, – может быть, на мобильном носителе, а может быть – и по Интернету. Нужно внимательно следить за законодательством в этой области – готовятся нормативные документы, которые будут предписывать, какие именно виды документов должны создаваться, использоваться и храниться только в электронном виде.