Файл: Гарантии конституционных прав и свобод в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции). Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан. В соответствии с Федеральным конституционным законом, помимо Конституционного Собрания (в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции) только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества. Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление. Эффективность реализации названных политических прав связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции).


Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗопределяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных). Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Но декларация в Основном Законе мало что дает, если норма не получает развития в соответствующих законах. В связи с этим представляет интерес статья И.М. Евлоева , в которой автор говорит о том, что право гарантировано, если государство создает условия для его надлежащего осуществления. Также автор отмечает, что в настоящее время сложно говорить о наличии условий для реализации этого права, поскольку государство, наоборот, предпринимает меры, направленные на ограничение этого права. Также автор отмечает, что государство целенаправленно меняет законодательство, регламентирующее вопросы проведения публичных мероприятий, устанавливая дополнительные ограничения. В статье приводятся в пример изменения, внесенные 8 июня 2012г. в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В первую очередь речь идет о поправке в ст. 3.5 КоАП РФ, которая увеличила предельный размер штрафа для граждан за правонарушения, связанные с проведением публичных мероприятий, с пяти тысяч до трехсот тысяч рублей. То есть, сохранив для всех иных видов нарушений максимальный размер штрафа в 5000 рублей, законодатель счел нужным увеличить этот размер для конкретного вида нарушений в 69 раз. То есть введение жестких мер по отношению к организаторам и участникам публичных мероприятий сопряжено исключительно с заботой о конституционных правах граждан, соблюдении санитарных норм и сохранении окружающей среды. Однако непонятно, почему в таком случае все иные административные нарушения, связанные с нарушениями конституционных прав граждан (ряд статей гл. 5 Кодекса, включая дискриминацию), санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статьи гл. 6 ), требований по охране окружающей среды и природопользования (нормы гл. 8 ), не влекут таких же суровых санкций.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.


Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию. Выделим следующие: ) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами; ) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб; ) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы; ) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере; ) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Роль государственной власти в сфере обеспечения прав и свобод.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита права и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции РФ, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1 (вероятно, в качестве части анализируемой статьи); это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. для гл. 3-8 Конституции РФ.

Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. комм. к ст. 33, 45-57, 59, 60, 82, ч. 1 п. "е" ст. 114, п. 4 ст. 125 Конституции РФ и др.).


Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой, - Уполномоченный по правам человека. Однако довольно активная деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости скорейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч. 2). Независимые и беспристрастные административные суды - необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов текущего управления (главным образом аппарата исполнительной власти), должностные лица которых в своих действиях и решениях нередко проявляют бюрократические наклонности к произволу, беззаконию, волоките.

Итак, органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции призваны обеспечивать права и своды гражданина и человека путем реализации своих полномочий.

Заключение.

Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Однако в положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав и свобод человека и гражданина получает развитие в текущем законодательстве, относящемся ко всем отраслям права, в частности и к конституционному праву.

Обновленное гражданское, административное, арбитражно-процессуальное и другое законодательство значительно расширило правовые гарантии прав и свобод. Приняты федеральные законы о реализации права на замену военной службы альтернативной гражданской службой; о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; новые федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и др. Однако в сфере обеспечения гарантий прав и свобод еще не заполнены все законодательные пробелы.