Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 443
Скачиваний: 13
Введение
Меняются времена, идеи, кумиры, а пьесы несравненного Александра Островского как шли, так и идут на лучших сценах, ничуть не ветшая и не утрачивая нашего живого интереса. В них есть вечная Мудрость народной поговорки.
Основная часть
"За Москвой-рекой не живут своим умом, там на все есть правило и обычай, и каждый человек соображает свои действия с действиями других К уму Замоскворечье очень мало имеет доверия, а чтит предания " - писал Островский о своей "малой родине", откуда, собственно, и пришел в большую литературу
Читая его пьесы (а они читаются как самостоятельные литературные произведения, чего не скажешь о многих других), на ум приходят гениальные строки Евгения
Баратынского:
"Старательно мы наблюдаем свет,
Старательно людей мы наблюдаем/
И чудеса постигнуть уповаем
Какой же плод науки долгих лет?
Что наконец подсмотрят очи зорки?
Что наконец поймет надменный ум
На высоте всех опытов и дум,
Что? - точный смысл народной поговорки".
Не случайно Александр Островский часто использовал поговорки в названиях своих драматических произведений - "Не в свои сани не садись", "Не все коту масленица", "На всякого мудреца довольно простоты" и т.д., показывая в действии их "точный смысл"
Известно, что в каждый ответственный исторический период на мировых сценах возобновляются пьесы Шекспира - в их новом прочтении ищут ответы на вечные вопросы жизни в соответствии со злободневностью.
В России именно пьесы
Островского остаются актуальными во все времена, помогая в поисках ответа на жизненный вызов.
Островский привнес на сцену поэзию русской жизни, без него не было бы ни Малого театра, ни МХАТа как национальных театров страны.
Иван Гончаров писал драматургу, подводя итоги его большой творческой судьбы.
Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова. Роль В.Г.Белинского в жизни И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сю-жета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени в вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).
"Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов,
Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский, национальный театр.
В 2013 году исполняется 190 лет со дня рождения одного из самых замечательных русских драматургов Александра Николаевича Островского (1823 - 1886). Его истории третий век не сходят со сцены и экрана. Написав более 50 пьес, он стал не только самым плодовитым российским драматургом , но и человеком, коренным образом изменившим театр. Именно его идеи, позже развитые А.П. Чеховым и К.С. Станиславским, и создали то драматическое искусство, которое знаем мы сегодня.
Он, по справедливости, должен называться:
"Театр Островского".
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Федорович, был сыном священника и сам окончил Костромскую семинарию, за-
Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами.
Николай Федорович дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.
Родители писателя происходили из семей священнослужителей, однако отец Александра Николаевича пошел по юридической линии и, дослужившись до чина титулярного советника, получил дворянство. Семья жила в достатке, уделяя большое внимание образованию детей. По настоянию отца Александр поступает на юридический факультет Московского университета, однако, поругавшись с одним из преподавателей, покидает его. Некоторое время служит писцом в суде, но довольно быстро целиком посвящает себя театру.
Мать, Любовь
Ивановна Саввина, дочь пономаря, оставила по себе память как женщина необычайно доброй души и жизнерадостного нрава К сожалению, она рано ушла из жизни, когда
Александру шел всего восьмой год.
Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке.
В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование: знал греческий, латинский, французский, немецкий языки.
Совершенно другой представляется более современная экранизация «Войны и Мир». Она была снята в 2007 году. Над ней работали актеры и съемочные группы сразу из пяти стран. Фильм сам по себе очень красивый. В нем очень здорово передана богемная атмосфера того времени, жизнь дворянства. Но не очень хорошо переданы именно трагедии, которые разворачиваются на протяжении всего произведения. Оккупация французами Москвы показана с недостаточным трагизмом. Да и в самой экранизации есть большое количество несоответствий с текстом романа. И прежде всего, внешность Наташи Ростовой. В данном фильме ее играет белокурая и голубоглазая актриса. Хотя Л.Н.Толстой описывал ее, как высокую темноволосую и темноглазую девушку. До тех пор, пока в фильме ее не назвали по имени, я даже не понимал, что это Наташа Ростова. Это очень странный ход. Ведь если режиссеры хотели сделать качественную экранизацию, то и все образы героев романа должны внешне соответствовать. Этот момент был для меня не до конца понятен. Также были авторские изменения в концовке фильма.
Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло -
она окружила их заботой, привила вкус к музыке, иностранным языкам Александр, кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками.
После окончания 1-й Московской гимназии (1840) он поступил в Московский университет на юридическое отделение, но через два года, увлекшись литературой и театром, оставил учебу По требованию отца вынужден был устроиться чиновником в
Совестный суд, затем перешел в Коммерческий суд.
Служба не вытравила из него
"литератур-щинку", в это время он изучает драматургию Фонвизина, Грибоедова,
Гоголя, читает в подлинниках Шекспира, Мольера, Гольдони, Сервантеса.
В
набросках его статьи о Диккенсе сохранилась примечательная запись, сделанная в период больших намерений' "Изучение изящных памятников древности, изучение новейших теорий искусства пусть будет приготовлением художнику к священному делу изучения своей родины, пусть с этим запасом входит он в народную жизнь, в ее интересы и ожидания".
Островский был европейски образованным человеком, и его патриархальность, народность, столько раз побиваемая русскими западниками, происходила не от недостатка образованности, а являлась сутью его художественного гения
В 1847 году Островский опубликовал в "Московском городском листке" свой первый литературный опыт под названием "Несостоятельный должник", ставший основой его дебютной комедии "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Банкрот")
На даче Михаила Погодина в 1849 году комедию в чтении автора услышал Гоголь и отозвался о ней с большой похвалой.
Тем не менее сцены коме-Дия не увидела - она была запрещена цензурой, а сам автор как политически неблагонадежный был отдан под надзор полиции.
На этот вопрос отвечает пьеса "Бешеные деньги" (1870, она отделена от "Грозы" одиннадцатью годами). В ней мы встречаемся с Васильковым, новым героем Островского, который вызвал недоумение у критики и читателей. Да и персонажи пьесы, московские баре Телятев, князинька Кучумов, Глумов, пытаются разгадать этого человека. Кто он, этот провинциал, разговаривающий, "как матрос с волжского парохода", и так пожимающий руку, что его собеседник готов вскрикнуть? Кто этот человек, записывающий все расходы в книжечку, а в то же время, по-видимому, не скупой и носящий в кармане толстый бумажник с пол-аршина, который приводит разорившихся дворянчиков в благоговейный трепет? Этот мужичок - кержачок грубоват и неловок, даже неотесан, его простое имя Савва смешит Глумова… Но тут же оказывается, что Васильков образован, как филолог - понимает и по-гречески, и по-английски, знает татарский. Родом откуда-то из глухой провинции, а между тем объездил весь свет: в Крым приехал из Лондона, через Суэц, где его заинтересовали "инженерные сооружения".
Постановка этой пьесы осуществилась только через 11 лет.
Молодой Александр Островский, как многие начинающие литераторы того времени, не избежал магии идей "неистового Виссариона". Страстный социалист, убежденный атеист, Виссарион Белинский призывал к радикальным переменам в русской жизни, формируя обличительное литературное направление.
Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А.И.Герцена, В.Г.Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г.Чернышевский, И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия.
Каждое новое поколение считает, что оно призвано переустроить мир, и Островский внес в это свою посильную дань, потому с первых шагов и "приглянулся" цензуре. Вообще, кроме первой пьесы, под цензурным запретом находились: "Семейная картина" - 8 лет, "Доходное место" - 6 лет, "Воспитанница" - 5 лет, "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" - 5 лет. Этому немало посодействовала и революционно-демократическая критика, сразу поднявшая талантливого драматурга на щит своих идей.
Но в конце века она проявилась, по-моему, во всей силе трагического. Поэтому в настоящем А.Н.Островский воспринимается драматургом трагедийного масштаба. Не певцом Замоскворечья, не обличителем «темного царства» или пороков несносного чиновничества, не ценителем славы русского театра и т.п. Островский сегодня - психологически тонкий, чуткий исследователь разорванности человеческого сознания. И мужского, и женского. Вот куда неожиданно вливается «актерский поток» его пьес. Обращение режиссеров к одним и тем же названиям, уютное соседство на подмостках «кулисно-закулисных» его пьес о соотношениях игры, риска, интриги, хитрости, расчета - и будней, труда жизни, терпения невольно обнажают явное нежелание, скажу резче, страх современного театра говорить о нравственной деформации общества, о той самой девальвации искусства, которую можно, дóлжно назвать девальвацией духа и культуры. Т.е. о ситуации трагической.
Обличительное умонастроение молодого Островского сказалось и в других пьесах начального периода: "Семейная картина" (1847), "Свои люди - сочтемся!" (1849),
"Утро молодого человека" (1850), "Неожиданный случай" (1850), "Бедная невеста"
(1851), а позднее - "Не сошлись характерами" (1857).
Если бы драматург ничего больше не написал, он мог бы остаться в истории литературы как законченный мизантроп, поскольку в этих пьесах нет ни привлекательного лица, ни отрадного уголка.
Так, в комедии "Свои люди -
сочтемся!", наиболее значительной из названных пьес, жизнь представлена как торжество всеобщего плутовства и беззакония. Купец Большое ради наживы решается на симуляцию разорения: "Черта ли там по грошам-то наживать! Маханул сразу, да и шабаш". В жертву коммерческим расчетам он готов принести дочь, выдав ее за приказчика, согласившегося на роль подставного лица в инсценировке банкротства:
"Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю". Подхалюзин, подбивший Болынова на эту аферу, использует ситуацию в своих интересах.
Именно в такой обстановке в середине ХIХ века возникает драматургия Александра Николаевича Островского. Он с самого начала отказывается от эффектных сценических приемов и исключительных обстоятельств. Героями его пьес становятся не исторические деятели и дворяне, обычно населявшие высокие трагедии. Нет в его пьесах и традиционных героев комедий тех лет - находчивых слуг и глуповатых крестьян.
В итоге Большое оказывается в долговой тюрьме, обобранный собственной дочерью.
Перелом во взглядах драматурга произошел примерно в 1852 году Ушел нигилизм, свойственный молодости, и отлетел дух отрицания.
К этому времени Островский сблизился с молодой редакцией журнала "Москвитянин" - Аполлоном Григорьевым,
Тертием Филипповым, Борисом Алмазовым, Евгением Эдельсоном и др., объединившимися вокруг издателя журнала Михаила Погодина.
Под этой звездой Островским написаны комедии "Не в свои сани не садись" (1852),
"Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). В отличие от предыдущих пьес, они лишены критического пафоса "бичевания пороков".
Театр 90-х годов, если иметь в виду более молодых режиссёров и актёров, безусловно, почувствовал в драматургии Островского ситуацию такого выбора. Одной из последних по времени постановок, затрагивающих круг подобных проблем, была премьера 1994 г. в Театре на Покровке. Спектакль «Таланты и поклонники», поставленный Сергеем Арцибашевым, одним из самых, на мой взгляд, перспективных московских режиссеров среднего поколения, встраивается в ряд «кулисно-закулисных» пьес. Молодые актеры играют лукаво и легко, с иронией над самими собой и теми отношениями, в какие современный театр неизбежно втягивается рыночной ситуацией. Однако спектакль этот особенный по интонации, по отношению режиссера и актеров к игрокам жизни. Выделяется арцибашевский спектакль еще и тем, что ирония обволакивает современное скрещивание, чаще уродливое, нежели прекрасное, искусства и коммерции.