Файл: Феномен присутствия в виртуальной реальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Человек и виртуальная реальность в наши дни

Виртуальная реальность стала частью бытия современного человека. Она присутствует в жизни большинства людей в виде виртуального пространства интернета, которое в настоящее время успешно конкурирует с другими видами виртуальности, создаваемыми в сознании человека и в символической форме присутствующими в различных произведениях искусства.

В адрес интернета в последние годы раздается все больше критики, которая связана, прежде всего, с его влиянием на человека-пользователя.[12] Вред здоровью, причем обращают внимание в основном на физическое здоровье (гиподинамия, ухудшение зрения и проч.), а в области психического здоровья – на опасность возникновения интернет-зависимости. В то же время в современном обществе активно внедряются интернет-технологии во все сферы жизнедеятельности человека, начиная с общественной и политической жизни и заканчивая личной жизнью каждого человека. Медицина и образование, конечно, идут в первых рядах этих преобразований.

Сегодня существование человека в этой двойственной виртуально-действительной реальности порождает новые философские и психологические проблемы. Интересно, что эти проблемы вызывают интерес у тех, кто учился в школе, вырос, уже активно используя интернет в своих ноутбуках, смартфонах и прочем. Проблемы всегда требуют решения, хотя бы движения к их решению. Многих интересует проблема виртуальности, разнообразные проблемы интернета.

Компьютер прочно вошел в современную жизнь и стал привычным атрибутом повседневности. Компьютерные устройства во всем своем многообразии окружают и нас, и наших детей повсюду: на работе, в школе, на улице, дома.[13] Компьютер и компьютерные среды оказывают глубокое воздействие на человеческую личность, однако аспекты этого влияния все еще остаются глубоко не изученными. Игровая и компьютерная аддикция буквально захватила молодое поколение россиян, став «чумой XXI века», но эта болезнь также не осознается обществом в достаточной степени. Тотальное и победоносное нашествие компьютерных технологий на среднюю, а теперь уже и на младшую школу сопровождается практически полным отсутствием в СМИ объективной информации о влиянии компьютерных устройств и виртуальных сред на детскую психику.


Сегодня прогресс достиг действительно небывалых высот, а новое поколение способно использовать такие возможности, о которых еще 10-15 лет назад люди лишь мечтали. То, что было мистикой и волшебством, сегодня стало техническим прогрессом. Даже несмотря на все психологические и социальные проблемы, виртуальная реальность также обладает рядом различных плюсов:

  • Медицина - виртуальная реальность спасает очень много жизней, она помогает уже сегодня. Зачем молодым хирургам ходить по моргам, толпами присутствовать, наблюдая за операциями действующих врачей, тренироваться над живыми людьми? На сегодняшний день вы просто надеваете очки и можете практиковаться до операции. Эта технология сейчас используется для обучения врачей, которые проводят в виртуальном мире операции, практически идентичные реальным. Студенты медицинских вузов могут оттачивать свои навыки осмотра и лечения пациентов. Для исследования органов используется полноразмерный манекен, позволяющий использовать различные инструменты для проведения всевозможных манипуляций с организмом. Человек контролирует все свои действия по мониторам. При этом комплекс снимает всевозможную телеметрию и точно реагирует на действия врача, как это происходит в жизни. Могут симулироваться индивидуальные особенности пациента и даже нестандартная реакция на различные лекарства;
  • Образование – теперь дети могут на уроке географии изучать Австралию, они могут попасть в любую точку мира и посмотреть, чем там занимаются жители, прикоснуться к природе или прогуляться по городу. Это дает возможность изучить мир и расширить свои возможности. Виртуальная реальность в корне изменит систему образования. Дети будут не просто учить историю, а станут ее частью, оказавшись в роли реальной исторической личности. Вместо того, чтобы читать об археологии, они займутся виртуальными раскопками. Абитуриенты могут выбрать университет не по географическому расположению, а по другим важным критериям. Расстояние не будет играть важной роли. Эта технология особенно актуальна для тех, кто не может тратить много денег на перемещение. Трансляции лекций для студентов дистанционного обучения уже активно внедряются в программы. Новая технология позволит «учиться» в университете, который может быть даже в другой стране;
  • Военное дело и VR-тренажеры для пилотов - для военных уже сегодня есть возможность надеть очки или шлем виртуальной реальности, взять оружие и попрактиковаться в настоящем бою. Также виртуальная реальность открывает новый этап для профессиональной подготовки пилотов. Инновационные приспособления для имитации физического присутствия VR использует уже сегодня. Возможно, в скором времени внедрение виртуальной реальности в процесс обучения пилотов будет обыденностью, ведь такое обучение является достаточно эффективным. Симуляторы являются идеальной видеоигрой. Уже существуют типы различных симуляторов полета, которые даже включают в себя реалистичные тренировки и бои;
  • Игровая индустрия - когда играешь в игры на стандартном мониторе, тяжело ассоциировать себя с героем игры и чувствовать ответственность за свои поступки. Виртуальная реальность способна вывести на новый уровень связь между игроками. Суть заключается в следующем: каждый игрок владеет уникальной информацией и должен делиться ею с другими, чтобы достичь общей цели. Представьте себе команду игроков, использующих очки виртуальной реальности для прохождения игры. Только один из них видит ее решение и должен координировать работу членов команды, чтобы пройти уровень;
  • Социальные сети - уже сегодня существуют социальные сети в формате видеоигр, которые во взаимосвязи с VR позволят людям жить в другом мире. Здесь задействуются все чувства, а объекты в виртуальной реальности зачастую ведут себя так же, как в реальной жизни, пользователи могут взаимодействовать с ними как с настоящими;
  • VR-встречи - конференц-звонки уходят в прошлое, их прекрасно заменяют VR-встречи. Такая возможность позволяет чувствовать свое присутствие на встрече. Конечно, такой современный метод принесет выгоду бизнесу, сократив значительные затраты, без которых трудно было б обойтись на офлайн-встречах. А для того чтобы объединить реальный и виртуальный мир, для участников конференции могут заказать одинаковые ланчи или ужины;
  • Борьба с фобиями - виртуальная реальность помогает избавляться от фобии. Компании, которые работают с такими пациентами во взаимосвязи с профессиональными психологами, погружают их понемногу в виртуальную реальность, где есть объекты, вызывающие страх. Например, за два месяца можно избавиться от фобии самолетов или пауков.

Виртуальная реальность, конечно же, не заменит нашу реальную жизнь. VR – это новый виток технологического прогресса, новая ступень развития человечества. Виртуальная реальность позволит объединить все наши потаенные желания, поможет избавиться от фобий, поможет сделать образование более качественным и интересным, поможет стать более человечными и социальными. Виртуальная реальность – это воображение, помноженное на глубину восприятия.

Заключение

Очевидно, что виртуальные технологии - как, впрочем, и любые другие - несут с собой не только много преимуществ, но и целый букет неведомых проблем. Однако прогресс остановить невозможно, и ясно, что, несмотря на заявления отдельных технофобов, виртуальная реальность, так или иначе, займет свое место в нашей жизни. Поэтому задача Человека Разумного - использовать свой разум так, чтобы извлекать из новых достижений максимум пользы (по возможности получая от этого удовольствие) - но никогда не допускать, чтобы виртуальная реальность стала ему иллюзорной заменой реального мира.

Человек проник во многие области познания реальности, ему известны физические законы, он осваивает полёты в космос, куда можно двигаться человеческой мысли – познавать и осваивать информационное пространство, которое не ограничено территориями и не изведано. Виртуальная реальность – иллюзия, всюду проникающая и изменяющая отношение человека к реальности. При этом ценность реальной жизни для очень многих постоянных пользователей снижается до пограничной отметки, когда возвращаться к обыденной жизни становится все труднее и труднее с каждым днем. Вопрос в том, как сохранить контраст между реальными и виртуальными мирами, чтобы оставался стимул к творчеству, развитию, жизни? Как сохранить в человеке умение мечтать, ждать? Ведь виртуальная реальность сможет предоставить всё и сразу. Искусственные миры могут быть свободны от смерти, боли, раздражителей. Отказ от ограничений сделает реальность ущербной по сравнению с виртуальной реальностью. Эти вопросы, с одной стороны, вопросы метафизики киберпространства, с другой стороны, вопросы будущей трансформации социума.

Список используемых источников:


Научная и учебная литература:

  1. Величковский Б.Б., Гусев А.Н., Виноградова В.Ф., Арбекова О.А. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 1. С. 5–20.
  2. Величковский Б. Б. Влияние обнаружения и коррекции ошибок на феномен присутствия в виртуальных средах // Вестник московского университета. Серия 14. психология. 2016. № 3. С. 25-33.
  3. Войскунский А. Е, Кукшинов Е. Ю. Социальное присутствие в виртуальном окружении // Психоло­гия общения и доверия: теория и практика: сб. материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ (6-7 ноября 2014 г.) / Под ред. Т.П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2014. С. 678-681.
  4. Войскунский А. Е., Селисская М.А. Система реальностей: психология и технология // Вопросы философии. 2005. № 11. С. 119–130.
  5. Россохин А. В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания. М.: Смысл, 2004, с. 516-523.
  6. Авербух Н.В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 105—113.
  7. Ковалев А.И., Меньшикова Г.Я. Векция в виртуальных средах: психологические и психофизиологические механизмы формирования. Национальный психологический журнал. 2015. 4(20). 91–104.
  8. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 49–59.
  9. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1950. - 712 с.
  10. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: "бермудский треугольник" за углом//Мир семьи. - 2004. - № 13-17с.
  11. Культурно-образовательное пространство как фактор формирования духовно-нравственных ценностей молодежи: учебное пособие / А. В. Иванова. – Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 84 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Носов Н.А. Виртуальная психология [Электронный ресурс]. М.: Аграф, 2000. 432с. URL: http://bookre.org/reader?file=1353349&pg=5 (дата обращения: 12.12.2020)
  2. https://psyjournals.ru/
  3. https://cyberleninka.ru/
  4. http://npsyj.ru/
  5. http://cyberpsy.ru/
  1. Войскунский А. Е., Селисская М.А. Система реальностей: психология и технология // Вопросы философии. 2005. № 11. С. 119–130.

  2. Носов Н.А. Виртуальная психология [Электронный ресурс]. М.: Аграф, 2000. 432с. URL: http://bookre.org/reader?file=1353349&pg=5 (дата обращения: 12.12.2020)

  3. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1950. - 712 с.

  4. Войскунский А. Е, Кукшинов Е. Ю. Социальное присутствие в виртуальном окружении // Психоло­гия общения и доверия: теория и практика: сб. материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ (6-7 ноября 2014 г.) / Под ред. Т.П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2014. С. 678-681.

  5. Авербух Н.В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 105—113.

  6. Величковский Б.Б., Гусев А.Н., Виноградова В.Ф., Арбекова О.А. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 1. С. 5–20.

  7. Величковский Б. Б. Влияние обнаружения и коррекции ошибок на феномен присутствия в виртуальных средах // Вестник московского университета. Серия 14. психология. 2016. № 3. С. 25-33.

  8. Ковалев А.И., Меньшикова Г.Я. Векция в виртуальных средах: психологические и психофизиологические механизмы формирования. Национальный психологический журнал. 2015. 4(20). 91–104.

  9. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 49–59.

  10. Россохин А. В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания. М.: Смысл, 2004, с. 516-523.

  11. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом // Мир семьи. - 2004. - № 13-17с.

  12. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 49–59.

  13. Культурно-образовательное пространство как фактор формирования духовно-нравственных ценностей молодежи: учебное пособие / А. В. Иванова. – Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 84 с.