Файл: Проблема охраны окружающей среды (Дисциплина « Мировая Экономика »).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На пороге III тысячелетия человечество находится с достаточно противоречивым достоянием. С одной стороны – бурные темпы общечеловеческого прогресса, а с другой – его негативные последствия. Последние проявляются, прежде всего, в чрезмерном загрязнении окружающей среды и интенсивной его деградации. Регрессивные тенденции приобрели устойчивый характер из-за необходимости опережающего роста расходов на охрану окружающей среды, преодоления последствий глобальных экологических аварий, улучшения здоровья населения.

Актуальность обусловлена решением этих проблем, переосмыслением человечеством путей дальнейшего развития. Для России эта задача, безусловно, является приоритетной, которой должны быть подчинены: государственная политика, хозяйственная деятельность, научные разработки. Наше государство требует перехода от осуществления комплексных мер, направленных на охрану окружающей среды, к устойчивому эколого-экономическому функционированию.

Цель работы – рассмотреть проблему охраны окружающей среды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • изучить теоретические основы охраны окружающей среды;
  • рассмотреть основные проблемы охраны окружающей среды.

Объектом исследования выступает окружающая среда и ее компоненты.

Предметом является государственная экологическая политика и механизм ее реализации в сфере регулирования специфических отношений между человеком и природой.

Изучению темы проблемы охраны окружающей среды посвящено немало научных работ, учебных пособий и публикаций. В данном реферате наиболее активно использовались труды: В.И. Каракеяна, Е.Ю. Колесникова, Л.М. Кузнецова и других.

1 Теоретические основы охраны окружающей среды

1.1 Современные тенденции регулирования охраны окружающей среды

Государственное экологическое регулирование – это система активных законодательных, административных и экономических мер, рычагов, которые используют государственные органы различного уровня для принуждения, экономического побуждения и материального стимулирования загрязнителей окружающей среды к предотвращению, ограничению или устранению выбросов в природные и техногенные среды загрязняющих веществ[1].


Роль методов государственного регулирования окружающей среды является очень неэффективной, и поэтому необходим поиск новых взаимоприемлемых форм государственного и рыночного регулирования. Как показывает опыт, в одной из стран мира государство не может полностью взять на себя бремя расходов на природоохранные нужды. Необходимо еще и объединение капитала негосударственных структур, которым нужно работать на охрану окружающей среды.

В условиях рыночных преобразований современная экономика, характеризующаяся крупномасштабными структурными изменениями, вынуждена интенсивно искать новые пути регулирования. В последние годы все большее количество предпринимателей осознает общую необходимость усиления охраны окружающей среды, несмотря на то, что экологические мероприятия являются дорогостоящими и требуются большие инвестиции для их осуществления[2].

Необходимость государственного участия в решении экологических проблем обусловлена ​​также тем, что они уже не могут быть «сняты» в пределах отдельной страны. Загрязнение природной среды приобретает межгосударственные, планетарные масштабы.

Важнейшим фактором симбиоза государственных и рыночных форм экологического регулирования является выработка наиболее действенных форм экономических инструментов, включающих, в свою очередь, или финансовый трансферт – между загрязнителем и обществом или реальную новую рыночную систему (платные разрешения на выбросы). Платные разрешения создают для загрязняющих стимул к уменьшению выбросов до уровня ниже установленных пределов[3].

Сегодня как для частного предпринимательства, так и для государственной структуры существуют трудности в определении цены элементов окружающей среды. Преобладает мнение, что платежи за загрязнение позволяют человеку купить право загрязнять, поэтому более подходящим инструментом является прямое регулирование. Окружающая среда является объектом, способным выдержать определенный уровень загрязнения, и поэтому задача состоит в не превышении допустимого уровня[4].

Государство имеет возможность самостоятельно регулировать выплаты за загрязнение, выбирая одну из форм – стандартную или расширенную. Согласно первой, загрязнитель возмещает расходы по выполнению природоохранных мероприятий, приписываемых природоохранным законодательством. Согласно второй, загрязнитель, кроме указанных расходов, должен возмещать пострадавшим от загрязнения причиненный им ущерб[5].


На современном переломном этапе развития роль государства в природоохранной сфере должна достичь равновесия с методами рыночного регулирования. Внедрение экономических мер, усиление роли государственного регулирования могут способствовать внедрению безотходных технологий; уменьшению расходов государственного и местного бюджетов за счет «перекладывания» бремени экологической ответственности на предприятия; экономичному расходованию ресурсов вследствие изменения поведения потребителей и внедрение замкнутых технологических процессов; повышению эффективности административного экологического регулирования[6].

1.2 Концепция устойчивого экологического развития и ее значение

Вопросы устойчивого экологического развития актуальны для России, которая сейчас переживает глубокий эколого-экономический кризис. Это вызвано тем, что длительное время доминировал принцип – получение максимальной выгоды при минимальных затратах.

При этом имели место быть несогласованность требований экологической безопасности и темпов экономического развития, сырьевая ориентация экспорта, отсутствие культуры труда, потребления и т.п. Все это привело к формированию техногенного типа экономического развития. И, как следствие, в настоящее время антропогенная нагрузка на природу приближается (а в некоторых регионах приблизилось) до предельной границы ее экологической устойчивости. За ней начинаются катастрофические и кризисные изменения, негативно влияющие на жизнедеятельность человека и общества[7].

Под техногенным развитием следует понимать тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами такого развития является использование невозобновляемых видов природных ресурсов (в первую очередь, полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновляемых ресурсов (лесов, почвы) со скоростью, которая превышает возможности их восстановления и воспроизводства. При этом наносится существенный экономический ущерб, являющиеся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов[8].

В природопользовании техногенный тип экономического развития характеризуется негативными эколого-экономическими последствиями экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.


Сейчас в литературе есть более 60 определений устойчивого развития. Наиболее распространенное: устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Приведенное выше определение устойчивого развития можно рассматривать и сквозь призму экономических отношений поколений: внутри современного поколения (в особенности, проблема бедности, социальный аспект) и между поколениями (эколого-экономический аспект).

Теория устойчивого развития является не только наиболее популярной новой теорией последнего десятилетия, но и вполне «практической» теорией: все развитые государства мира выразили стремление следовать в направлении устойчивого развития. Практически все «уважающие себя» и концептуальные официальные международные и государственные документы за последние годы в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития[9].

Можно выделить несколько критерией устойчивого развития на длительную перспективу. Этот подход базируется на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства:

  1. Количество возобновляемых природных ресурсов должно, по крайней мере, не уменьшаться в течение определенного временного промежутка.
  2. По возможности замедлить темпы исчерпания невозобновляемых природных ресурсов с перспективой в будущем их замены на иные нелимитированные виды.
  3. Минимизировать отходы с помощью внедрения ресурсосберегающих, малоотходных технологий[10].

Нужно отметить необходимость изменения потребительского поведения людей. Переход к устойчивому развитию подразумевает ограничение потребностей в услугах и товарах, в отличие от техногенного развития с его максимизацией потребления, дальнейшим расцветом общества.

С чисто потребительской точки зрения, чем больше продукции на душу населения производится в государстве, тем лучше. Но увеличение продукции производства увеличивает техногенную нагрузку на природу и требует значительных дополнительных затрат на экологические мероприятия. Это вызывает необходимость определения оптимального соотношения между производством продукции и количеством вредных отходов. Девизы «Больше потребляйте», «Каждому члену семьи по автомашине» и т.д. явно вступают в противоречие с возможностями биосферы.

Для более детального анализа устойчивого развития используют понятия сильной и слабой устойчивости. Сторонники сильной устойчивости по многим вопросам экономического развития занимают жесткую позицию: жесткое ограничение потребления, приоритет прямого регулирования, уменьшение или стабилизация масштабов экономики.


Сторонники слабой устойчивости предпочитают изменение потребительского поведения, широкое использование эколого-экономических инструментов (плата за загрязнение), экономический рост с учетом экологического измерения экономических показателей.

При всех различиях позиций они противостоят техногенной концепции развития, основанной на эксплуатации природных ресурсов, ориентации на чисто экономический рост, неограниченном формировании свободного рынка, вере в бесконечные возможности научно-технического прогресса, максимизации потребления. Только сами сторонники техногенного подхода на словах выступают за охрану природы, однако их действия и подходы часто носят антиэкологический характер[11].

По мнению многих ученых, занимающихся разработкой концепции развития, главным приоритетом должно стать рассмотрение целостного эколого-экономического подхода к экономическому росту, изменения техногенного типа развития на устойчивый тип.

2 Основы охраны окружающей среды

2.1 Природно-антропогенные процессы

Теоретически, все экологические проблемы, отражающие жизнеспособность человека можно разделить на две большие группы. Первая из них объединяет проблемы, вызываемые естественным ходом изменений условий жизни – климат, почва, водный режим и другие природные явления. Ко второй группе проблем относятся последствия, возникающие в результате деятельности человека – нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды[12].

Для России основными проблемами, которые связаны с первой группой, являются природно-антропогенные процессы. К ним относятся такие явления, которые усложняют производственную деятельность человека, а иногда представляют опасность непосредственно для населения. Это – карстовые явления, оползни, эрозия почв, подтопления и др[13].

Природно-антропогенные процессы, с одной стороны, конечно, вредят хозяйственной деятельности общества, но с другой – именно необдуманная деятельность человека усиливает причины возникновения таких процессов.

Более подробно остановимся на рассмотрении экологических проблем второй группы. Долгое время экономике России был присущ высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких технологий, а в развитии народного хозяйства предпочтение отдавалось наиболее экологически опасной отрасли промышленности.