Файл: Функциональная технология управления эффективностью бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

За последние два года большинство поставщиков средств Business Intelligence (BI) стали относить свои программные продукты к решениям для управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, ВРМ 1 ). В одних случаях это является результатом консолидации рынков прикладного программного обеспечения и BI, в других - объективным отражением эволюции в развитии пакетных решений. Свои конъюнктурные соображения были и у маркетологов, но разработчики скорее принимали во внимание определения нового класса ПО для автоматизации процессов управления, сформулированные авторитетными исследовательскими организациями в начале XXI века.

Впервые понятие BPM было предложено международной аналитической компанией IDC. Её поддержала исследовательская фирма META Group. В свою очередь, Gartner Group предложила альтернативную аббревиатуру - СРМ (Corporate Performance Management, управление эффективностью корпорации). Распространение получил также акроним EРМ (Enterprise Performance Management, управление эффективностью предприятия).

Наиболее содержательное и полное определение BPM в 2004 г. сформулировала BPM Standards Group - некоммерческая организация, объединившая аналитические компании и поставщиков программного обеспечения (IBM, SAP AG, Hyperion Solutions Corp., IDC, META Group, Applix, BPM Partners и The Data Warehousing Institute) с целью выработки соответствующих стандартов. Оно включает три части, каждая из которых последовательно раскрывает концепцию, цели и назначение BPM.

Концепция BPM

Согласно первой части дефиниции, данной BPM Standards Group, «BPM - это набор интегрированных, замкнутых аналитических и управленческих процессов, поддерживаемых соответствующими технологиями, которые помогают осуществлять как финансовую, так и оперативную деятельность». «Процессы» - это методологическая составляющая определения, «технологии» - информационная.

Классическая методология BPM замыкает в цикл четыре основных процесса (этапа) управления эффективностью бизнеса компании.

Этап 1: разработка стратегии. Цель этого этапа - выделить стратегически важные показатели развития бизнеса и назвать целевые количественные значения их метрик - ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI). Фактически KPI служат измерителями текущей степени приближения к стратегическим целям компании. Стратегическое планирование опирается на одну из методологий BPM, известную как система сбалансированных показателей (BalancedScorecard, BSC).

Этап 2: планирование. На втором этапе разрабатываются оперативные планы для поддержки выработанной бизнес-стратегии. Ориентирами в процессе их создания служат заранее заданные целевые значения KPI. Основным инструментом оперативного планирования является бюджет.


Этап 3: мониторинг и анализ. Третий этап в цикле управления эффективностью - контроль исполнения оперативных бюджетов и состояния KPI. Источником информации для получения фактических значений является управленческий учет. Сравнение намеченных и достигнутых показателей бюджетов и значений KPI (так называемый план-факт-анализ) позволяет обнаружить отклонения и выяснить причины их возникновения.

Этап 4: регулирование, когда стратегия и планы приводятся в соответствие с реальными условиями деятельности и возможностями организации. По сути этот этап не является заключительным, а выполняется параллельно с остальными. Он включает сценарное моделирование, прогнозирование и «скользящее» корректирование оперативных планов и KPI. В результате обеспечивается непрерывность управленческого цикла и его адаптируемость к изменениям внутренней среды компании и ее внешнего окружения.

На практике к базовым процессам BPM добавляется еще целый ряд функций управления эффективностью, которые позволяют учесть требования регулирующих органов, отраслевую специфику и т. п. В результате модель BPM охватывает комплекс технологий управления компанией и обеспечивает взаимосвязь управленческих процессов на стратегическом и тактическом уровне.

На рис. 1 представлена схема архитектуры, предпочтительной для информационной поддержки модели BPM. В основе BPM-системы лежит хранилище данных (Data Warehouse, DWH). С помощью инструментов ETL (Extract, Transfer, Load) в него поступают информационные потоки из систем управления текущими операциями компании (ERP, CRM и др.), в том числе из ее удаленных подразделений. Данные при загрузке в хранилище очищаются и консолидируются. Собранная в DWH информация обрабатывается специализированными приложениями для планирования, управленческого учета, моделирования и поддержки других BPM-процессов. Для прогнозирования используются технологии обнаружения скрытых закономерностей в «сырых» данных - Data Mining. Контроль, анализ и выпуск отчетов на всех этапах управления эффективностью обеспечивается средствами оперативной аналитической обработки данных OLAP (On-line Analytical Processing).


Рис.1 Архитектура ВРМ

Таким образом, BPM-системы объединяют технологии BI (DWH, ETL, OLAP и Data Mining) и пакеты приложений для автоматизации процессов управления корпоративной эффективностью. Обычно каждый компонент BPM представлен в виде отдельного программного пакета, входящего в состав интегрированной BPM-платформы.


Цели BPM

Вторая составляющая определения BPM Standards Group говорит о том, что «…BPM позволяет руководству определять стратегические задачи, а затем управлять деятельностью компании в соответствии с этими стратегическими задачами». Это объяснение напрямую связывает «успешные результаты компании» с процессом целевого управления ее деятельностью.

Разрабатываемая в рамках модели BPM система KPI и их целевых значений делает бизнес-стратегию доступной для всех участников процесса управления. Декомпозиция KPI с корпоративного уровня до подразделений, бизнес-направлений, продуктов и услуг, клиентов и т. д. формирует внутри компании прозрачную иерархическую систему задач и зон ответственности за конечные результаты. Регулярный мониторинг состояния KPI помогает контролировать процесс достижения генеральных целей компании и оценивать вклад в него каждого участника. Применение такой системы позволяет устранить несоответствие между корпоративной стратегией и методами управления, применяемыми на разных уровнях предприятия.

Назначение BPM

Черту под всем вышесказанным подводит третий раздел определения BPM Standards Group: “Ключевые BPM-процессы, в том числе финансовые, оперативного планирования, консолидации и отчетности, моделирования, анализа и мониторинга KPI связаны с корпоративной стратегией”. По сути концепция BPM объединяет управленческие процессы и технологии, которые могут применяться обособленно для решения локальных задач подразделений компании. В результате на основе единой модели данных создается целостная инфраструктура для поддержки согласованного стратегического и оперативного управления. В этом принципиальное отличие комплексного подхода к автоматизации управления корпоративной эффективностью от изолированного решения отдельных управленческих задач.

Дискуссии вокруг BPM

Взаимосвязь между BI и BPM в последние годы стала предметом бурных обсуждений. Активно дискутируется вопрос, следует ли рассматривать BPM как подмножество BI или наоборот. Появление BPM как самостоятельного класса ПО, по оценке The Data Warehousing Institute, относится к 1999--2000 гг. Если проблему «что является составной частью чего» анализировать в историческом контексте, то очевидно, что BPM - «наследница» BI, которая насчитывает уже не один десяток лет.

В то же время результаты исследований авторитетных аналитических компаний и примеры из российской практики подтверждают иное отношение к BPM со стороны потребителей. Методология BPM не просто пришла на смену технологии BI, решающей сравнительно узкие и специализированные задачи - выполнение произвольных (ad-hock) запросов, поиск скрытых закономерностей в «сырых» данных, обеспечение интеграции и др. BPM обеспечила бизнес-ориентированное использование средств BI для поддержки прогнозирования, планирования и других процессов управления корпоративной эффективностью.


В мире все больше компаний предлагают ПО класса BPM. Несмотря на то, что BPM-решения находятся в начале своего формирования, они быстро развиваются. Вкупе с относительной ограниченностью сопутствующей информации это порождает путаницу вокруг самой концепции и реализующих ее программных продуктов.

Самое распространенное заблуждение - отождествление BPM со специализированными системами бюджетирования. Почему происходит подмена понятий? Дело в том, что бюджетное планирование и управленческий учет - это две составляющие цикла управления эффективностью, обеспечивающие оперативное планирование, мониторинг и контроль. Однако специализированные системы бюджетирования успешно решают задачи планово-экономических подразделений, не ставя целью повысить результативность операционной и финансовой деятельности компании, оперативно отзываться на изменения внешней среды и в конечном счете обеспечить выполнение бизнес-стратегии. Кроме того, системами бюджетирования часто называют продукты, предназначенные только для финансового планирования. Они не имеют в своем составе хранилища данных и поддерживают единственный управленческий процесс - создание бюджетов.

Следующий вопрос относительно BPM, который обычно требует пояснения, это место финансового анализа в концепции управления корпоративной эффективностью. Финансовый анализ объединяет набор технологий для оценки внутренней деятельности компании и ее внешних контрагентов. Ключевой составляющей систем финансового анализа является набор готовых аналитических методик для проведения исследований. Исходная внешняя или внутренняя информация загружается в базу данных такой системы, после чего на основе упомянутых методик выполняется расчет показателей и выпускаются отчеты, отражающие экспертное заключение по итогам анализа. Кроме того, методики финансового анализа в составе BPM-решения могут применяться для прогнозирования и сценарного моделирования при стратегическом и оперативном планировании. В этом случае исходная информация накапливается в хранилище данных BPM-системы или выгружается из него в базу данных аналитической программы. Полученные показатели можно снова загрузить в хранилище. На практике второй способ более распространен.

До сих пор не сложилось единого мнения относительно самого названия BPM. Что скрывается за такими аббревиатурами, как CPM, EPM, и в чем отличие этих методологий от BPM?

По определению Gartner, управление эффективностью корпорации (СРМ) - это комбинация методик, показателей (финансовых и нефинансовых, долгосрочных и краткосрочных и др.), процессов и систем, используемых для контроля и управления эффективностью деловой деятельности организации. В реальной жизни СРМ-система объединяет те же функциональные блоки, что и BРМ-решение. Это означает, что термины СРМ и BРМ не имеют существенной смысловой разницы. Хотя ряд авторитетных зарубежных экспертов предпочитает сокращение CPM, рассматривая концепцию корпоративного управления применительно к финансовой отрасли.


Аббревиатуру EPM в основном используют как прямой синоним BPM и СРМ. Некоторые авторы вкладывают в неё более широкий смысл и к технологическим составляющим EPM-системы помимо традиционных компонентов относят справочные данные, системы операционного учета и иные приложения, базирующиеся на DWH. Тем самым в отличие от BPM в составе EPM-решения выделяется самостоятельный слой источников данных. Оправдывая свое название, EPM чаще применяется при обозначении управленческих решений, выстраиваемых для предприятий реального сектора.

Портрет отечественных потребителей BPM

Как считают исследовательские компании, мировой рынок систем управления эффективностью бизнеса переживает период расцвета. Организации самых разных профилей деятельности получают реальную выгоду, внедряя BPM-инструменты. По оценкам IDC, в 2005 г. на аналитические приложения ВРМ в мире было потрачено 1,42 млрд. долл. Это означает, что за минувший год мировой рынок средств управления корпоративной эффективностью вырос на 15,5%.

Российский вклад в рынок BPM пока еще слишком мал. Первые проекты в этой области появились в нашей стране в 2001--2002 годах. По данным Intersoft Lab, к сегодняшнему дню у нас реализовано около 420 проектов внедрения комплексных систем управления эффективностью и решений, фрагментарно реализующих BPM-функциональность, на базе продуктов отечественных и зарубежных поставщиков. В каких же отраслях BPM-технологии востребованы прежде всего? На рис. 2 представлен «отраслевой портрет» пользователей BPM в России, составленный на основании данных о количестве организаций, эксплуатирующих BPM-системы.

«Рейтинг» заказчиков управленческих систем возглавляют холдинги ТЭК и торговые организации (соответственно 17,3 и 15,9%). Третье место с минимальным отрывом занимают банки (14,2%). Оценивая позиции заказчиков BPM, отметим, что потенциальная емкость банковского рынка, исчисляемая по количеству действующих субъектов (в России 1182 действующих банка2 ) меньше аналогичного показателя для топливно-энергетической и торговой отраслей (например, в торговле задействовано более миллиона организаций). Если перейти к сравнению относительных долей предприятий, эксплуатирующих BPM-продукты, внутри каждой отрасли, то в лидерах окажутся кредитные организации.

Рис.2 Пользователи ВРМ-систем в России