Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 5
ВВЕДЕНИЕ
Основным механизмом нынешней рыночной системы считается конкуренция. Конкуренция происходит между товаропроизводителями, которые борются за более выгодные условия производства и сбыт продукции.
Конкуренция выступает в роли регулятора темпов и размеров производства, побуждая при этом производителя вводить научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию работы и т.д.
Конкуренция, т.е. "конкуренция между поставщиками товаров и услуг в борьбе за часть рынка" - один из главных характеристик свободного предпринимательства. Сражение идет за место на рынке, за вовлечение и сохранение собственных клиентов (потребителей товаров и услуг). Как и в любой борьбе, в конкуренции акцентируются методы, не нарушающие установленных норм и основ конкуренции, и методы, которые бесспорно порицаются и зачастую вступают в противоречие с законами страны.
Подобным образом, экономисты начали выделять добросовестную и недобросовестную конкурентную борьбу. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной считается то, что она не способствует, и даже вредит финансовому росту в любой области экономики.
Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в её различных видах и проявлениях, то возможно сказать, что ее возникновение относится к наиболее ранним этапам истории человеческого общества.
Вместе с формированием экономических отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно улучшались, становясь все наиболее тонкими и изощренными. В современных условиях значима борьба с недобросовестной конкуренцией, что приобрела различные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основные принципы экономики и способствует введению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных способов борьбы.
Недобросовестной конкуренцией на товарных рынках считаются направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности воздействия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству, традициям делового оборота, условиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить либо причинили убытки конкурентам или причинить ущерб их деловой репутации.
При недобросовестной конкуренции возможно причинение материального вреда в виде потерь, которые могут выражаться в потере либо уменьшении прибыли за счет незаконных действий.
Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть субъекты предпринимательства, не признаются ими аппараты государственной власти, аппараты местного самоуправления и их должностные лица. Субъектами защиты от этого преступления считаются конкуренты.
Подводя итог сказанного, следует отметить, что недобросовестная конкуренция считается одной из наиболее важных вопросов в деятельности большинства средних и крупных фирм.
Объектом данного курсового исследования является недобросовестная конкуренция.
Предметом выступают правоотношения, возникающие между конкурентами в недобросовестной конкуренции.
Целью данной работы является рассмотрение недобросовестной конкуренции в целом.
На ряду, с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
- дать характеристику понятию недобросовестной конкуренции;
- изучить формы и виды недобросовестной конкуренции;
- рассмотреть методы борьбы с недобросовестной конкуренцией;
- проанализировать ответственность за недобросовестную конкуренцию.
ГЛАВА 1. Общая характеристика недобросовестной конкуренции
1.1 Понятие недобросовестной конкуренции
Юридическая литература до нашего периода времени не выработала определенного понятия недобросовестной конкуренции. Легально определение недобросовестной конкуренции зафиксировано в ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции".
В п.9 данной статьи недобросовестную конкуренцию подтверждают всевозможные действия хозяйствующих субъектов (категории лиц), которые направлены на получение выгоды при исполнении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового выражения, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Причинили или могут причинить убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам или нанесли либо могут нанести вред их деловой репутации.
В данной общей норме предоставляется определение недобросовестной конкуренции с применением таких определений, как "обычай делового оборота", "справедливость", "разумность", "добропорядочность". Так как значения отмеченных определений достаточно расплывчаты, то и определение бесчестной конкуренции как действий, противоречащих "обычаям делового оборота", "разумности" и т.д., не определяет четких общепризнанных норм поведения.
Эти нормы в конкуренции есть не что иное, как отображение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только лишь в разных государствах, но порой и внутри одной страны. С целью нивелирования терминологических проблем при квалификации действия хозяйствующего субъекта как действия недобросовестной конкуренции нужны три условия:
1.Действия субъекта обязаны противоречить условиям действующего законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового выражения;
2.Отмеченные действия обязаны иметь негативные результаты для компании - конкурентов в виде причинения убытков либо нанесения ущерба их деловой репутации;
3.Должна присутствовать направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом аргументировать стремление к получению данных преимуществ необязательно.
Отсутствие доказательств хотя бы одного из этих обстоятельств не дает возможность определять действия субъекта как недобросовестную конкуренцию. Обстоятельства возникновения недобросовестной конкуренции как одного из видов конкуренции кроются в психологических особенностях человека.
Тут встает проблема о том, на что готов пойти человек для достижения своих целей, способен ли он нарушить закон и, соответственно, нормы морали общества, в котором он живет. Появление и существование недобросовестной и добросовестной конкуренции вопрос такой же, как и появление добра и зла, того, что мы именуем хорошо и плохо, "черного" и "белого".
Подводя итог вышесказанного, недобросовестная конкуренция является соперничеством за что - то либо ограниченное или наилучшее, что происходит не в соответствии этическим нормам, обычаям и законам.
Причины появления недобросовестной конкуренции заложены в психических свойствах человека. Анализ законодательного определения дает возможность раскрыть следующие признаки недобросовестной конкуренции:
1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может реализоваться только активными поступками; возможность пассивного действия в виде бездействия не предусмотрена. .
2. Действия рассматриваются как преступления, если они противоречат не только лишь положениям действующего законодательства, но и традициям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.
3. Субъектами недобросовестной конкуренции являются российские и заграничные организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а так же индивидуальные предприниматели.
4. Главная задача действующих действий субъектов недобросовестной конкуренции считается приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
5. В следствии действий конкурентам могут быть причинены убытки либо причинен ущерб их деловой репутации. При этом законодатель допускает, что довольно лишь возможной угрозы причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации для квалификации этого правонарушения как недобросовестной конкуренции.
Так же целесообразно рассмотреть методы недобросовестной конкуренции.
Методы недобросовестной конкуренции весьма неоднородны и многолики в своих проявлениях, они используются повсюду, где имеется возможность каким-либо образом непосредственно либо косвенно влиять на конкурента, установить последнего в трудное положение посредством дезорганизации его производства либо лишения клиентуры.
В связи с этим классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена, её приходится реализовывать по довольно широким направлениям.
Рассмотрим подробнее:
- проведение целенаправленной ценовой политики, сосредоточенной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);
- применение методов, сопряженных с прямой либо косвенной дезинформацией конкурентов и покупателей. К данному направлению возможно относить все формы ведения дел под чужим именем - использование чужих брендов и логотипов, а кроме того изготовление собственной продукции под чужими товарными знаками;
- дискредитация (диффамация) конкурентов, размещение о них позорящих данных в рекламе, в глобальной сети либо другим методом с целью опорочить определенных лиц либо их продукты;
- хищение умственного имущества (программного провианта, несоблюдение авторских прав на печатную продукцию, видеоматериал - и аудиопродукцию, изобретения и т.д.) в форме промышленного шпионажа либо в другой иной форме с целью уменьшения своих потерь и наиболее эффективной конкурентной борьбы;
- формальный и неформальный сговор либо договоренность, соединение соперничающих лиц против третьих лиц, либо против покупателей;
- специфические способы бесчестной конкурентной борьбы, сопряженные с акционерным делом и биржевой торговлей, битвой за контрольный пакет акций конкурирующей корпорации;
- бойкот либо побуждение к бойкоту товаров конкурентов;
- лишение конкурентов рынков сырья либо сбыта товаров;
Применение в экономических отношениях асимметричной информации - инсайдерская торговля. Другим зачастую применяемым методом недобросовестной конкуренции считается демпинг (в переводе с английского - сбрасывание, бросовый экспорт).
Как правило, если говорят о демпинге, имеют в виду экспортно-импортные операции, если иностранные производители стараются захватить новые рынки сбыта за счет более низких цен на свою продукцию по сравнению с имеющимися. Но это только одно из течений демпинговой политики. Спектр операций, осуществляемых на основании демпинга, значительно обширнее, при этом используется демпинг в конкурентной борьбе как на внешнем, так и во внутреннем рынке.
В государствах экономическое развитие обладает своей спецификой, следовательно, законы, которые принимаются о недобросовестной конкуренции основываются на общеконституционных принципах и принципах гражданского кодекса. Закон о недобросовестной конкуренции относится к классическим случаям использования знаков и фирменных наименований. Он предназначается добавлением к другим специальным законам, защищающим промышленную собственность, если может обеспечить средство охраны в случаях, не предусмотренных этими законами.
В любом случае, не разрешая нечестную практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции способен гарантировать охрану даже в таком случае, если другие разделы закона о промышленной собственности ее не гарантируют. Что считать нечестным либо недобросовестным, в большой степени находится в зависимости от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте.
Поэтому нужно, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Данный указ обязан устанавливать жесткие правовые рамки и совместно с тем быть довольно гибким в плане формирования и использования мер, которые, будучи соответственными конкретным и регулярно меняющимся социальным и экономическим обстоятельствам в данной стране, могут служить эффективным орудием борьбы с теми или другими видами нечестной торговой практики.
1.2 Формы недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция предполагает собою всевозможные направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат закону, условиям добросовестности и разумности и могут нанести либо причинили убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам или причинить ущерб их деловой репутации.
Формы недобросовестной конкуренции: