Файл: Подготовка рефератов, сообщений индивидуального проекта с использованием информационных технологий.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
Введение
В современном мире информационные технологии имеют очень важную роль. Они имеют множество классификаций и неразрывно связаны с деятельностью человека, и используются при работе с компьютером. Одной из этих технологий является пакет прикладных программ Microsoft Office. Роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Основные черты современных ИТ:
компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.
Классификация информационных технологий
1. По методам и средствам обработки данных:
- глобальные ИТ включают модели, методы и средства использования информационных ресурсов в обществе в целом;
- базовые ИТ, ориентированные на определенную область применения: производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.;
- конкретные ИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя.
2. По обслуживаемым предметным областям:
- ИТ в бухгалтерском учете;
- ИТ в банковской деятельности;
- ИТ в налоговой деятельности;
- ИТ в страховой деятельности;
- ИТ в статистической деятельности и т.д.
3. По видам обрабатываемой информации (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1- Схема классификации ИТ в зависимости от типа обрабатываемой информации
Предложенное выделение весьма условно, т.к. большинство этих информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах предусмотрена возможность выполнения примитивных расчетов. Табличные процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации графиков.
4. По типу пользовательского интерфейса (рисунок 1.2).
Пользовательский интерфейс – взаимодействие компьютера с пользователем.
Эта классификация позволяет говорить о системном и прикладом интерфейсе.
Прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий.
Системный интерфейс – набор приемов взаимодействия с компьютерами, которое реализуется операционной системой или ее надстройкой.
Командный интерфейс – самый простой, обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды (в ОС MS DOS системное приглашение: С:\>, в ОС Unix - $).
WIMP-интерфейс. При его использовании на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель мыши.
SILK-интерфейс. При использовании этой информационной технологии на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым (семантическим) связям.
Рисунок 1.2 - Схема классификации ИТ по типу пользовательского интерфейса
Однопрограммная оперативная система – MS DOS.
Многопрограммные операционные системы: Unix, Windows 3.1 и выше, Dos 7.0 позволяют одновременно выполнять несколько приложений на рабочем месте одного пользователя. Различаются они алгоритмом разделения времени. Если однопрограммные операционные системы работают или в диалоговом или в пакетном режимах, то многопрограммные совмещают указанные режимы.
Многопользовательские системы – реализуются сетевыми операционными системами. Они обеспечивают удаленные сетевые технологии, а также пакетную и диалоговую технологии на рабочем месте пользователя.
Большинство обеспечивающих информационных технологии и функциональных информационных технологии могут быть использованы управленческим работником без дополнительных посредников (программистов). При этом пользователь может влиять на последовательность применения тех или иных технологий.
Пакетные ИС работают в пакетном режиме: вначале данные накапливаются, и формируется пакет данных, а затем пакет последовательно обрабатывается рядом программ. Недостаток этого режима - низкая оперативность принятия решений и обособленность пользователя от системы.
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
алгоритм решения задач формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранитсяна магнитных носителях;
расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
большее время решения задачи обусловлено большим объемом данных;
регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.
Диалоговые ИС работают в режиме обмена сообщениями между пользователями и системой (например, система продажи авиабилетов). Этот режим особенно удобен, когда пользователь может выбирать перспективные варианты из числа предлагаемых системой.
Диалоговый режим (интерактивный) является развитием пакетного режима. Если применение пакетного режима позволяет уменьшать вмешательство пользователя в процесс задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных.
Сетевые технологии обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
Роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций, когда кардинальные изменения в сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений, приобретению человеческим обществом нового качества.
Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.
В эти годы и была сформулирована концепция информационного общества. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспектив развития экономики страны. В представленном отчёте, информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер, но концепция оказалась настолько плодотворной, что практическая её реализация потом была названа "японским экономическим чудом".
В те же годы анализ тенденций научно-технического прогресса и бурного развития новых технологий в США привёл к зарождению двух идеологий – информационного общества и постиндустриализма. Идея постиндустриального общества была выдвинута американским социологом Д. Беллом в его книге "Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза", изданной в 1973 г., в которой он разделил историю человеческого общества на три стадии – аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Развивая идеи Белла, другой американский философ, Э.Тоффлер (книга "Третья волна", 1980 г.) рассматривает историю человеческой цивилизации в виде следующих друг за другом волн. Первая волна – "сельскохозяйственная цивилизация" и её символ "мотыга", сменяется "цивилизацией индустриальной", символом которой является конвейер, а на смену ей приходит третья волна – "информационная цивилизация", символ которой – компьютер. Движущая сила первой волны - продукция сельского хозяйства и минеральные ресурсы, конвейер обеспечивает дешёвый труд и массовое производство, а движущая сила третьей волны – создание и эксплуатация знаний.
Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
Производство информационного продукта, а не продукта материального, служит движущей силой развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.
Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, – называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.
2. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.
Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.
При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.
Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны – изменениями в экономике, а с другой стороны – новыми возможностями информационных технологий.
Отметим наиболее значимые достижения в сфере информационных технологий.
Расширение применения сети Интернет. С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины). Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным (она существует уже более 30 лет), в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.
Сегодня сложно представить себе жизнь без информационных технологий, ведь они используются без преувеличения в любой сфере жизнедеятельности. Процесс образования не отстает и, поэтому, все студенты используют информационных технологии для рефератов, докладов, презентаций и т д. Так как новые технологии смогли предоставить абсолютному большинству населения планеты возможность удобного обучения из любой точки мира, а также доступ к свободной и всеобъемлющей информации и обмену ею.