Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Введение
Работа с информацией - сбор, обработка, хранение и передача - всегда играли большую роль в жизни общества. В ходе развития человечества прослеживается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание, по существу, часто остается неизменным.
Информационная технология (ИТ) — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, регистрацию, обработку, накопление, хранение, отображение, поиск, анализ, защиту и распространение информации. А информационная технология, реализуемая на базе программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности, называется автоматизированной информационной технологией. ЮНЕСКО дает такое определение: информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
В целом информационные технологии принято делить на три вида: предметную, обеспечивающую и функциональную. Объектом исследования данной работы являются обеспечивающие информационные технологии, предметом – технологии электронного взаимодействия.
Цель работы: изучить технологии электронного взаимодействия.
Постановка цели предопределила формулировку следующих задач:
- рассмотреть понятие обеспечивающей технологии;
- рассмотреть понятие технологии электронного взаимодействия;
- раскрыть технологию электронного взаимодействия на примерах электронного правительства и дистанционных технологий обучения.
Информационные процессы в системе управления предприятием. Базовые понятия
Информационная система – это совокупность средств, которые используются для хранения, обработки и выдачи информации.
Информационная система управления должна решать вопросы планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Также дополнительным средством контроля и управления является учет.
Информационный ресурс организации представляет собой уровень использования информации, а также средств, которые применяются для поиска новый информационных ресурсов.
- Внешняя бизнес-среда - совокупность объектов, которые действуют за пределами предприятия.
- Внутренняя бизнес-среда - это хозяйственные отношения в коллективе.
Рис. 1. Схема взаимосвязи менеджмента, информации и информационной технологии
Классификация информационных систем в менеджменте:
Информационные технологии делятся на классы: предметные, обеспечивающие, функциональные, распределенные, объектно-ориентированные и др.
По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные.
Можно выделить три основных класса технологий:
1) производственные - направлены на оптимизацию процессов производства товаров и услуг;
2) информационные - предназначены для организации процессов, которые протекают в обществе, допустим науку;
3) социальные - ориентированы на организацию социальных процессов.
Обеспечивающая технология
Обеспечивающими называются технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения разнообразных задач разной степени сложности. Примеры обеспечивающих технологий:
- технологии баз данных,
- сетевые технологии,
- технологии защиты информации,
- технология клиент-сервер,
- технологии обработки текстов,
- технологии удаленного доступа и т.д.
Такие технологии могут работать на совершенно разных платформах. Перечисленные технологические примеры являются одними из самых важных, но необходимость или необязательность их использования обусловлены характером задач пользователя или средой их функционирования, потому они и относятся к категории обеспечивающих технологий. Данный вид информационных технологий обеспечивает решение конкретных задач разной сложности за счет применения определенных компонентов и программных средств. Обеспечивающие информационные технологии можно объединять по предметному признаку, при этом все системы должны иметь единый интерфейс для удобства их использования.
Среди обеспечивающих технологий большую часть занимают технологии электронного взаимодействия.
Технологии электронного взаимодействия
Взаимодействие как понятийная категория подразумевает собой воздействие объектов/субъектов друг на друга. Взаимодействие представляет собой разновидность внутренней или внешней связи. С понятием взаимодействия неразрывно связаны понятия управления и интерфейса (общая граница между двумя функциональными объектами, требования к которой определяются стандартом; совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управления, контроля и т. д.) между элементами системы).
Электронное взаимодействие подразумевает использование информационных технологий в соответствии с поставленными целями и задачами. Базой технологии электронного взаимодействия является, в основном, технология сетевого взаимодействия, в том числе клиент-серверные технологии.
В рамках данной работы рассмотрим следующие виды электронного взаимодействия:
- электронное правительство;
- электронное взаимодействие в сфере образования.
Сетевое взаимодействие - это способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, учебных и учебно-методических ресурсов. Наиболее известными ресурсами сетевого взаимодействия являются: электронная почта, форумы и чаты, облачные сервисы. Также сюда относятся сетевые тематические сообщества и форумы, Google-сервисы и другие облака, блоги, технология вебинаров, технологии Wiki, полноценные системы взаимодействия сотрудников компании. Что касается образования, то сетевое взаимодействие в настоящее время является фактором обеспечения доступности качественного образования, одним из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения на высоком, качественном уровне.
Для коммерческого сектора сетевые технологии дают несомненные преимущества по сравнению с традиционным взаимодействием: позволяют «сокращать» расстояния и затраты времени за счет удаленной совместной работы, возможностей телеконференций, связи посредством электронной почты и различных корпоративных чатов, а также существенно экономить финансы (например, функционирование в сети интернет-магазина дает возможность владельцам бизнеса не тратить деньги на содержание офлайн-филиалов, а использование сетевых технологий в дистанционном образовании (в первую очередь, платном) дает возможность не тратить деньги на содержание помещений для проведения занятий).
Собственно, в тот момент, когда мы открываем браузер на своем компьютере, запускаем Viber на смартфоне и т.п., мы становимся пользователем WWW, участником некоторого сетевого взаимодействия. И продолжаем им быть вплоть до завершения сеанса. Во время такого взаимодействия (несомненно, электронного, так как используются электронные средства, информационные технологии), мы обмениваемся сообщениями, находим на сайтах нужную информацию, передаем данные по электронной почте, общаемся в социальных сетях, используем онлайн-сервисы для работы, слушаем музыку непосредственно «из интернета» и смотрим фильмы. Если ограничиться взаимодействием между людьми, то в этом случае сетевые технологии будут являться посредником. Сюда будут относиться уже упомянутые электронная почта, социальные сети, форумы, блоги, совместная работа в облаке и т.п.
Email – одно из средств телекоммуникационного взаимодействия. Электронная почта - обмен электронными сообщениями с любым абонентом по сети интернет. Современная электронная почта способствует передаче любых текстовых и мультимедийных данных. В случае, если объем данных превышает допустимо возможный для электронной почты, сервис пересылает данные в виде ссылки на облако, организованное на этом же сервисе. Если сервис не поддерживает облачные технологии, то большой объем данных выкладывает на файлообменник, а к электронному письму прикрепляется ссылка.
Облачные технологии (облако) — технологии сетевого доступа к данным. Облачные технологии дают возможность пользователю хранить файлы, пользоваться программами или иным без необходимости иметь локальные программы. Пользователь работает через Интернет, где и хранится информация, уже готовая или созданная в облачной программе. Облачные сервисы представляют такие компании как Google, Mail.Ru, Microsoft, Yandex и другие. Кроме того, с помощью облачных технологий возможно осуществлять совместную работу: когда над одним проектом работают несколько сотрудников, причем они находятся удаленно друг от друга и от офиса – все происходит посредством интернета.
Модели клиент-сервер – это технология взаимодействия компьютеров в сети. Каждый из компьютеров имеет своё назначение и выполняет свою роль. Одни компьютеры в сети владеют и распоряжаются информационно-вычислительными ресурсами, другие имеют возможность обращаться к этим службам, пользуясь их услугами. Компьютер, управляющий тем или иным ресурсом называют сервером этого ресурса, а компьютер, пользующийся им – клиентом.
Рис.2. Модель клиент-сервер
Каждый конкретный сервер определяется видом того ресурса, которым он владеет. Например, если сервер предназначен для обслуживания запросов клиентов, то это сервер по обработке данных; если сервер распоряжается файловой системой, то это файловый сервер, или файл-сервер и т.д.
Электронное правительство
Электронное правительство представляет собой систему электронных технологий взаимодействия власти и общества.
«Электронное правительство – это такое правительство, которое применяет ИКТ с целью преобразования своих внутренних и внешних взаимоотношений» - так определяет электронное правительство ООН.
Определение Евросоюза: «Электронное правительство – это применение информационных и коммуникационных технологий в органах государственного управления, что, в сочетании с организационными изменениями и внедрением новых навыков, призвано совершенствовать государственные услуги и демократические процессы и обеспечивать поддержку институтам государственной политики».
Из концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства - это «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».
В рамках электронного правительства различают следующие виды электронного взаимодействия:
- Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
- Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
- Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
- Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).
Важнейшим элементом информационных технологий взаимодействия в муниципальном и государственном управлении являются интернет-технологии. Порталы государственных услуг, многофункциональных центров, официальные сайты органов власти, а также отдельных государственных учреждений, оперативное информирование граждан и реагирование на запросы позволяют обеспечить формирование положительного имиджа органов муниципальной власти, лояльности к ним граждан. Элементы электронного правительства представлены на схеме (рис. 3), а его инфраструктура – на рисунке 4.