Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Рис. 3. Электронное правительство
Рис. 4. Инфраструктура электронного правительства
Быстрое развитие ИКТ-технологий способствует повышению эффективности международного и внутригосударственного взаимодействия при решении самых различных проблем, возникающих в жизни под воздействием меняющихся условий. Открываются новые возможности более оперативного, научно обоснованного управления и взаимодействия на основе более точного и своевременного отображения потребностей и желаний каждого отдельного человека, общества и международного сообщества в целом.
Современные информационные технологии позволяют сделать менеджмент более эффективным, качественным, быстрым, с ориентацией на конкретные результаты. Реализация принципов взаимодействия между властью и обществом и между ведомствами, с одной стороны, обеспечивает более эффективную реализацию базовых принципов демократии, а с другой формирует более эффективный механизм государственного управления через создание единого информационного пространства.
Электронное взаимодействие в сфере образования
Явным примером ИКТ, применяемых в учебном процессе, является технология дистанционного обучения. Основное средство дистанционного обучения – информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Обучение с их помощью называется электронным. Оно обеспечивает рост результативности восприятия изучаемого материала по сравнению с традиционным обучением.
Электронное образование - это сравнительно новая технология получения образования: учащийся самостоятельно изучает предметы, используя комплект спецсредств обучения и возможность связи с преподавателем с использованием средств информационных коммуникационных технологий (скайп, переписка через личный кабинет виртуальной системы дистанционного образования, электронная почта).
Основные преимущества электронного обучения:
- доступность учебных материалов в любое время и из любого места мира (главное – наличие интернета и данные для доступа в систему, которые выдаются учебным заведением);
- использование автоматики для проверки тестов и письменных работ и хранения результатов в виде виртуальной зачетной книжки: при использовании электронного обучения студент авторизуется на портале, входит в свой личный кабинет, выбирает дисциплину, выбирает задание, выполняет его и в зависимости от типа задания либо онлайн вносит ответы, либо выгружает готовую работу;
- возможность оперативного обновления учебных материалов: в смысле источников сведений (электронные библиотеки институтов) студенту всегда будут доступны актуальные документы, книги, нормативные акты, периодические издания, а в смысле непосредственно самих отчетных работ студент сможет в случае выявления ошибки оперативно исправить и снова отправить на проверку (нет необходимости перепечатывать и распечатывать, искать преподавателя и т.п.);
- использования средств мультимедиа для наглядности: в основном имеется в виду система вебинаров с возможностью демонстрации презентаций во время трансляций, а также доступ к уже прошедшим, но записанным занятиям;
- формирование у обучающихся навыков самоорганизации и владения современными информационно-коммуникационными технологиями: преподаватель не будет иметь возможности лично указывать студенту на его опоздания, долги и т.п. Студент может узнать о них, зайдя в личный кабинет и прочитав все условия;
- возможность адаптации учебных материалов для обучающихся с разным уровнем подготовки.
Структура электронного образования можно представить следующим образом:
- системы управления образованием (LMS) – для разработки и управления всем учебным процессом в учреждении, в том числе онлайн-обучение, проводимые с преподавателем, управление учащимися, отслеживание всех видов его взаимодействия в процессе обучения;
- системы управления учебным материалом (LCMS) – для создания учебного контента. Она предоставляет авторам, дизайнерам и экспертам возможности для более качественного создания образовательных материалов;
- среды для управления обучением (MLE) – обеспечивает администрирование учебных процессов.
На сегодняшний день существует множество систем управления электронным обучением. Интересным примером служит пакет программ от Adobe - Adobe eLearning Suite. С помощью пакета можно создавать электронные обучающие приложения с широким спектром возможностей, а готовый продукт можно сохранить на компьютере, выложить в интернете или передать на мобильный. При помощи другого продукта этой же компании, Adobe Connect, можно создавать виртуальные комнаты для веб-конференций, управлять курсами дистанционного образования, контроль за событиями, имеющими отношения к организации виртуальных встреч (регистрации, уведомления т.д.) Для создания веб-сайтов в среде онлайн-обучения служит система управления обучением Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда. Moodle успешно используется более чем в 150 странах мира. Успешной системой управления курсами является WebCT Campus Edition. WebCT - это база данных, содержащая необходимые материалы курса, которая служит для доступа и обзора этих материалов студентами. Еще один продукт, разработанный и используемый крупнейшими вузами мира, является проект Sakai. Возможностями этого ПО являются:
- разработка курсов и создание системы управления ими;
- управление движением документов, общение, онлайн-тестирование, обмен файлами.
Для качественного функционирования электронного обучения и активного вовлечения каждого из обучающихся в образовательный и исследовательский процессы в системах электронного образования используются интерактивные технологии. Интерактивность – это возможность ИКТ-системы реагировать на любые действия пользователя в режиме онлайн. Без непосредственного участия в процессе обучения студент был бы лишь пассивным участником, в этом случае он лишь усваивает полученную от учителя информацию, а это приводило только к заучиванию информации, изложенной наставником, и не способствовало развитию собственного мнения. По мере развития педагогики выяснилось, что учащийся должен быть активным участником занятия. Значимое отличие компьютерных технологий, являющихся основой электронного обучения, – это возможность интерактивного взаимодействия компьютера с учащимся в режиме реального времени. По мнению некоторых исследователей [3], отсутствие элементов подобной интерактивности снижает значимость использования этих технологии. Таким образом, в дистанционном обучении интерактивность – одно из важных требований, позволяющих поднять мотивацию и эффективность обучения.
При внедрении в образовательный процесс современных интерактивных образовательных технологий вузы ставят следующие задачи:
- использование Интернет-технологий как фундамента для поддержки и развития рабочих процессов в организации;
- присоединение к электронному сообществу.
Для решения перечисленных задач необходимо применение современных технологий, максимально использующих ИКТ-системы и системы дистанционного обучения.
Образовательный процесс с применением ИКТ имеет следующие преимущества:
1. Информация доступна в любое время: серверы с размещенными материалами и обслуживающими виртуальными механизмами доступны круглосуточно.
2. Происходит демократизация обучения, выражающаяся в самостоятельном распределении времени учащимися: студент сам выбирает, когда ему удобно заниматься, он не зависит от расписания вуза; главное – уложиться в срок.
3. Исчезают психологические барьеры в обучении: некоторым сложно дается публичное выступление, нахождение в большом незнакомом коллективе – дистанционное обучение решает эти вопросы.
4. Появляется возможность за счет телекоммуникационных возможностей быстро и эффективно обмениваться педагогическим опытом.
5. Появляется возможность реализации индивидуального подхода к учащимся: посредством личных кабинетов и индивидуальной связи с преподавателем.
6. Появляется возможность повышения профессиональной компетентности наставников.
Сетевое взаимодействие подразумевает деятельность, которая основана на совместном использовании инновационных, информационных, методических, кадровых ресурсов. Обычно термин «интерактивное обучение» связывают с информационными технологиями, электронными учебниками и справочниками, дистанционным обучением, использованием ресурсов сети Интернет, работой в онлайн-режиме.
По результатам опыта организации сетевого взаимодействия между педагогами и учащимися А. В. Поначугин и Ю. Н. Лапыгин [3] на основе известных сетевых сервисов разработали модели сетевого взаимодействия участников (рис. 5.)
Рис. 5. Модель «Сетевой тьютор + сетевая аудитория»
Рис. 6. Модель «Сетевой тьютор + очный тьютор + обучающиеся»
Рис. 7. Модель «Сетевой тьютор + Сетевой тьютор (модератор) + Сетевая аудитория»
Рис. 8. Модель «Модератор + Фасилитатор + Сетевая аудитория + Очная аудитория»
В рамках рассмотрения интерактивного электронного обучения следует упомянуть российскую разработку компании «Атанор» – медиакомплекс для проекта «Электронное образование в России». В проекте используются новейшие технологии для отображения видео и управления оборудованием, системы слежения за лицом и система распознавания жестов. Данные технологии являются инновационными для электронной образовательной среды. Система автоматически считывает жесты и выполняет команды выступающего: листать слайды, менять размер изображения, двигать 3D объекты. Для управления содержимым экрана докладчику достаточно дать команду жестом руки: взаимодействия с клавиатурой не требуется.
Наиболее эффективной и соответствующей целям оптимального обучения является адаптивная модель. По Н.П. Капустину, адаптивной является «образовательная система, позволяющая каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями». Адаптация основывается на информации, собранной системой в процессе обучения с учетом истории обучения каждого субъекта. В связи с этим необходимо упомянуть компанию Knewton, которая одной из первых начала активно применять технологии анализа данных в сфере образования. В результате этой работы была создана современная система управления учебным процессом (LMS), позволяющая любому учебному заведению внедрить индивидуальное обучение.
Заключение
Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире – без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеcа позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития любого государства.
Что касается электронного обучения, то зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотного построения учебного курса, во многих учебных заведениях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения.
В результате работы рассмотрено понятие обеспечивающей технологии и, в частности, понятие технологии электронного взаимодействия, а также на примерах электронного правительства и дистанционных технологий обучения раскрыта технология электронного взаимодействия. Таким образом, можно сделать вывод, что цель работы достигнута: технология электронного взаимодействия изучена.
В будущем тему можно развить и рассмотреть на примерах формы электронного взаимодействия сотрудников организации.
Список источников и литературы:
- Информационные технологии : учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 260 с.
- Информационные технологии взаимодействия в муниципальном управлении. / Юланов В. К. [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/15462 (дата обращения: 23.11.2019)
- Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении. / Поначугин А. В., Лапыгин Ю. Н. – Вестник Мининского университета. – 2017. - №4.
- Рагулин П.Г. Информационные технологии. Электронный учебник. — Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2004. - 208 с.
- Современные информационные технологии. / СВЯЗЬ 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sviaz-expo.ru/ru/articles/sovremennye-informacionnye-tehnologii/ (дата обращения: 23.11.2019)
- Современные технологии электронного образования. / Агаев Ф. Т., Мамедова Г. А. – Открытое образование. – 2017. - Т. 21. - №3.
- Технологии сетевого взаимодействия и Google-сервисы. / [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/proektnayadeyatelnost/ (дата обращения: 24.11.2019)