Файл: ПРАВО ГРАЖДАН НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Квалифицированная юридическая помощь в уголовном судопроизводстве - это деятельность уполномоченных на то законом субъектов, осуществляемая в установленном законом порядке с использованием своевременно надлежащих правовых средств, которые соразмерны процессуальным обстоятельствам и требованиям закона, и необходимы в целях содействия в реализации, защите прав, свобод и законных интересов каждого в уголовном судопроизводстве, восстановлении нарушенных прав, предотвращении незаконного, необоснованного ограничения прав, свобод и законных интересов. Под юридической помощью при производстве следственных действий следует понимать основанную на законе деятельность уполномоченных на то лиц, осуществляемую в связи с производством следственных действий по своевременному оказанию содействия участникам уголовного судопроизводства, в соответствии с обстоятельствами уголовного дела, в целях реализации, защиты их прав, свобод и интересов, восстановления нарушенных прав, предотвращения незаконного ограничения прав и свобод.

Исследуя конституционную норму (ст. 48 Конституции РФ) следует уточнить содержание юридической помощи через такой ее признак, как квалифицированность.

Публичное столкновение точек зрения различных ученых по поводу критерия уровня квалифицированности юридической помощи нашло отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 г. «По делу о проверке конституционности части четвертой ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова.

Поводом для рассмотрения дела стал вопрос, допускать ли в качестве защитников при производстве по уголовным делам только адвокатов или любых иных лиц по выбору обвиняемых. В процессе рассмотрения дела основная полемика развернулась вокруг самого понятия «квалифицированная юридическая помощь».

Конституционный суд указал, что, гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии.

В своем определении от 5 февраля 2004 г. № 25-О «По жалобе гражданки В.О. Ивкиной на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 45 и статьей 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ (в абз. 8 и 9 п. 3 мотивировочной части) также установил: «...содержащееся в ст. 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации положение о том, что каждому гарантируется получение квалифицированной юридической помощи, означает конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи, но не обязанность потерпевшего и гражданского истца пользоваться помощью только адвоката, в противном случае это нарушало бы также конституционное право, закрепленное статьей 52 Конституции Российской Федерации, в силу которой права потерпевших от преступлений (в том числе признанных гражданскими истцами) подлежат охране законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».


Необходимо отметить, что нормативно как квалифицированная юридическая помощь определяется лишь адвокатская деятельность (ст. 1 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации). Вместе с тем, юридическую помощь могут оказывать и лица, не являющиеся адвокатами, но имеющие юридическое образование: нотариусы, юрисконсульты, патентные поверенные, и т.д.

В частности, в Федеральном законе предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи лишь для отдельных категорий граждан.

Одной из важнейших проблем при оказании бесплатной юридической помощи является узкая категория дел, по которым она осуществляется в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Следует указать на отсутствие четких нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности отдельных субъектов системы оказания бесплатной юридической помощи, в частности юридических клиник.

Еще одной проблемой, которую следует отметить, является кадровое обеспечение бесплатной юридической помощи достаточным количеством профессиональных специалистов. В законодательстве не установлено единообразных требований ко всем лицам, оказывающим юридическую помощь. Лишь в некоторых нормативных документах такие требования сформулированы в отношении отдельных лиц, осуществляющих подобную деятельность (адвокаты, нотариусы, патентные поверенные, прокурорские работники).

Действующим законодательством не предусмотрен механизм контроля за субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, в частности за соблюдением норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи.

Имеются проблемы финансирования расходов на оказание бесплатной юридической помощи. Отсутствует должная мотивация субъектов оказания бесплатной юридической помощи. Неэффективна система информирования граждан о возможности получения ими такой помощи.

Таким образом, совершенствование организации бесплатной юридической помощи должно осуществляться по следующим направлениям правового регулирования.

Требуется устранить препятствие для граждан при осуществлении своего права на получение бесплатной юридической помощи. Необходимо расширить круг лиц, которым может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь, а также перечень случаев, в которых такая помощь предоставляется. Следует упростить порядок сбора и предоставления до-кументов, необходимых для подтверждения права соискателя на бесплатную юридическую помощь.


Также необходимо ввести жесткие механизмы контроля и оценки за деятельностью субъектов, осуществляющих бесплатную юридическую помощь, в т. ч. и по вопросам качества предоставляемых юридических услуг. Следует установить минимальные стандарты оказания бесплатной юридической помощи.

Необходимо улучшить финансирование и материально-техническое обеспечение института бесплатной юридической помощи и разработать действенный механизм стимулирования труда субъектов оказания бесплатной юридической помощи. Следует определить обязанность информирования граждан о законных правах и обязанностях, в том числе о праве на бесплатную юридическую помощь.

Реализация указанных предложений, направленных на решение отдельных проблем, будет способствовать повышению организационно-правового уровня оказания бесплатной юридической помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

15 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает основные гарантии реализации прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и направлен на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Иностранные граждане или лица без гражданства, находящиеся (живущие, работающие, получающие образование и т.д.) на территории России, могут получить юридическую помощь бесплатно, если они являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу, либо это несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, либо они поступили на военную службу по контракту (по ограниченному кругу вопросов).


Характерная черта и основная особенность конституционного права на юридическую помощь состоит в том, что оно используется для реализации и защиты других прав и свобод человека и гражданина. Ни одно из закрепленных в Конституции Российской Федерации прав не может эффективно осуществляться без права на получение квалифицированной юридической помощи, которое в науке конституционного права рассматривается как юридическая гарантия всех прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации одним из основных направлений развития правовой системы является приоритет человеческой личности, ее прав и свобод. В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Вместе с тем, закрепленные в Конституции основные права и свободы граждан могут быть реализованы только при наличии действенного правового механизма их реализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 2011. - № 48. - Ст. 6724.
  3. Колобова С. В. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь //Гражданин и право. 2013. №12. С.10-17
  4. Ларин Е.Г. Обеспечение участников уголовного судопроизводства квалифицированной юридической помощью при производстве следственных действий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008.
  5. Миняйленко Н.Н. Историографический обзор понятия института юридической помощи в отечественной правовой науке во второй половине ХХ в. // История государства и права. 2008. № 15
  6. Мухудинова Н.Р. Обеспечение конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в российском уголовном процессе: Автореф.... дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2005.
  7. Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? Адвокат. 2004. № 11.
  8. Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности (общетеоретический аспект): Дисс. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.
  9. Черняков И.Г. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации проблемы и перспективы: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007
  10. Юмадилов Б.Г. К вопросу о понятии и сущности правовой политики Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 3. С. 19-22.