Файл: ПРАВО ГРАЖДАН НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридическим фактом в конституционном праве является факт закрепления в Конституции РФ права на квалифицированную юридическую помощь. В других отраслях права юридическим фактом может выступать договор об оказании юридических услуг.

Основным субъектом конституционного права на квалифицированную юридическую помощь является индивид, гражданин. В конституционном праве это - субъект постоянных правоотношений, т.е. носитель права, вытекающего из Конституции РФ, и он вправе требовать от государства защиты этого права на квалифицированную юридическую помощь и создания условий для его реализации. Анализ теоретических вопросов конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь требует также решения проблемы, связанной с оценкой его нормативности. Это не только норма Конституции РФ, закрепляющая данное право, но и такие нормы Конституции РФ (ст. 2, 17 и 18), как провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, непосредственно действующими, неотчуждаемыми, принадлежащими каждому от рождения, определяющими смысл и содержание деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов, эти нормы, несмотря на их большое значение, не могут быть признаны нормами права.

Поскольку право на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в Конституции РФ, то оно относится к основным, т.е. конституционным, правам и свободам. Другие, производные от него права, например, право на защитника, право на нотариальное удостоверение прав, право на юридическую консультацию, право на информацию в вопросах права и т.п. закрепляются в иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.

Ведущую роль в оказании квалифицированной юридической помощи играет адвокатура, организация и деятельность которой строится на основе Федерального закона от 26 апреля 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Согласно ст. 1 этого Закона адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура - профессиональное сообщество адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отличие от общественных объединений, созданных на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», адвокатура выполняет значимую государственную функцию в сфере отправления правосудия, относящуюся не к защите интересов самих членов объединения, а к защите неограниченного круга физических и юридических лиц, нуждающихся в помощи, оказываемой адвокатами. Следовательно, адвокатуре как особому инструменту гражданского общества присущ публично-правовой статус, так как адвокатура представляет интересы не своих членов, а неограниченного числа лиц, обратившихся за юридической помощью


Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Федерации. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Речь идёт о гражданах Российской Федерации. Следует понимать, что в данной статье закреплено лишь потенциальное право этой категории физических лиц.

Иными словами, они имеют право получить эту помощь, а органы и организации, входящие в государственную и негосударственную системы оказания юридической помощи, обязаны оказать её бесплатно. Это вовсе не означает, что эти граждане не могут получить юридическую помощь на иных возмездных условиях. У них для этого есть выбор, в отличие от иных категорий граждан, лишённых права на получение бесплатной юридической помощи. По сути, это распространённый в нашей стране принцип льготного обслуживания, сохранившийся от социалистического периода истории и действующий поныне вследствие сохранения низкого среднего прожиточного минимума.

Общее правило предоставления бесплатной юридической помощи, установленное ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», гласит: юридическая помощь предоставляется бесплатно только гражданам Российской Федерации. Вместе с тем Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» основан на так называемом национальном принципе закрепления правового статуса иностранца в нашей стране. Это означает, что иностранный гражданин, пребывающий на территории Российской Федерации, обладает всеми правами и свободами и несёт обязанности, которыми наделены граждане Российской Федерации, за исключением случаев, прямо установленных данным Законом. Так, иностранцы в России в соответствии со ст. 12 названного Закона не обладают избирательным правом, а согласно ст. 15 - не несут обязательной воинской службы по призыву.

При этом иностранные граждане на территории Российской Федерации делятся на две категории: постоянно и временно проживающие на территории России. Логично предположить, что временно проживающим не территории России иностранным гражданам юридическую помощь оказывают консульские учреждения государства-гражданства на тех условиях, которые установлены национальным законодательством. Например, российским гражданам, находящимся за пределами России, первичную юридическую помощь консульские учреждения России оказывают бесплатно, а затем - в пределах страховых сумм или на иных возмездных условиях.


Другое дело - постоянно проживающие в России иностранные граждане, которые приобретают право неограниченно вступать в трудовые отношения, на определённых условиях - на государственную и муниципальную службу и др. Очевидно, в этом случае они приобретают право и на юридическую помощь, гарантированную ч. 1 ст. 45 Конституции РФ. Вопрос, на каких условиях она будет оказана иностранцу, на наш взгляд, остаётся открытым. С одной стороны, эта помощь может быть оказана малоимущему иностранному гражданину, постоянно проживающему в Российской Федерации, бесплатно. С другой - в оказании бесплатной помощи такому иностранцу может быть отказано на основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Это - общее правило для всех иностранцев, пребывающих на территории нашей страны. Однако из него возможны исключения для отдельных категорий иностранных граждан. Так, ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» прямо наделяет лицо, признанное беженцем, всеми правами гражданина Российской Федерации, правда, с оговоркой: «если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации». Значит, бесплатная юридическая помощь беженцу может быть оказана в случае тяжёлого материального положения на основании Закона о беженцах.

Что касается международных договоров Российской Федерации, то к ним относятся двусторонние и многосторонние соглашения, заключаемые Россией с иностранными государствами по конкретным правовым вопросам двусторонних отношений, которые проблем бесплатной юридической помощи не решают. Однако нельзя исключить возможности появления подобных актов, но в любом случае они могут действовать только на условиях взаимности.

Статья 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет перечень нормативных правовых актов, которые помимо настоящего Федерального закона регламентируют основания и порядок оказания бесплатной юридической помощи. Прежде всего это - Конституция РФ (ч. 1 ст. 48), которая на самом высоком юридическом уровне закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Что касается бесплатного её оказания, то в этой части Основной Закон содержит отсылочную норму к абстрактному закону. Такой подход представляется оправданным, поскольку с развитием общества, его экономического уровня возможности для оказания такого рода помощи будут расширяться и государство, подтверждая свой статус социального, будет расширять набор юридических услуг, оказываемых гражданам бесплатно.


Следующий уровень правового регулирования видов и порядка оказания бесплатной юридической помощи образуют федеральные законы: УПК РФ (ч. 2 ст. 50); ГПК РФ (ст. 50); Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; Федеральные законы: от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Феде-рации»; от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»; от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»; Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I и другие Федеральные законы, содержащие соответствующие правовые нормы.

Часть 1 ст. 3 шире, чем п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Она определяет перечень нормативных правовых актов, регламентирующих виды и порядок оказания бесплатной юридической помощи, включая в него помимо федеральных законов подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти.

Обобщая вышесказанное, отметим, что юридическая помощь, это, прежде всего, деятельность адвоката, а также частнопрактикующих профессиональных юристов (либо сотрудников юридических фирм), - другие субъекты, по-видимому, не должны рассматриваться как оказывающие юридическую помощь (с поправками на действующее законодательство, допускающее участие в уголовном судопроизводстве, за некоторыми исключениями, только адвокатов).

Как уже указывалось выше, согласно ч. 1 ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Тем не менее, до настоящего времени в действующем российском законодательстве отсутствует точное определение самого понятия «юридическая помощь», а также не закреплено нормативно и то, в каком случае оказываемая юридическая помощь будет являться квалифицированной. В судебной практике и научной литературе данная категория трактуется по-разному.

Квалифицированность юридической помощи охватывает два аспекта - квалификацию (профессионализм) субъекта оказания (и в этом смысле является признаком, характеризующим субъекта оказания), и качество самой помощи (это уже признак самой деятельности, ее структуры и содержания).

До фактического осуществления юридической помощи нельзя сказать - квалифицированная она или нет. Отсюда понятия «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь» соотносятся как родовое понятие и видовое.


С одной стороны, все кажется достаточно простым и понятным: есть конституционная норма о праве на юридическую помощь, специальный закон, прямо определяющий адвоката как лицо, оказывающее квалифицированную юридическую помощь, нормативные акты, закрепляющие порядок ее оказания государственными юридическими бюро, процессуальные нормы, допускающие к участию в деле любого лица в качестве представителя.

Познание понятия «юридическая помощь», кроме научно-теоретического интереса и значения имеет важный прикладной, сугубо практический аспект, - это понятие несет в себе практическую пользу для граждан и организаций.

Полезность заключается в функции понятия «юридическая помощь», состоящей в том, чтобы потенциальный получатель помощи знал к кому (куда) он может за этой помощью обратиться.

Адвокатская деятельность является важнейшей формой реализации правозащитной деятельности, которая, в свою очередь, не ограничивается только адвокатской деятельностью. Правозащитная деятельность может включать, помимо адвокатской, деятельность негосударственных общественных организаций, общественную деятельность, осуществляемую в целях охраны и защиты прав и свобод человека и т.п. Гарантией профессионализма и доступности правозащиты выступает, в первую очередь, адвокатская деятельность. Исходя из этого, соотношение правозащитной и адвокатской деятельности может рассматриваться как целое и его часть. Свобода одного человека выступает в единстве со свободой всего общества и невозможна без санкционированных государством правозащитных механизмов и субъектов обеспечения правозащитной функции, главным из которых выступает адвокатура. Защита интересов физических и юридических лиц является реальным воплощением в государстве важнейших человеческих ценностей - свободы, равенства, справедливости, демократии, способных приносить пользу личности, обществу и государству.

Понимание юридической помощи как деятельности по защите или осуществлению прав значительно обедняет это понятие, исключая из его содержания профессиональное правовое содействие в ситуациях, когда права и законные интересы не нарушены и, следовательно, нет необходимости в защите.

Более плодотворным представляется подход, при котором юридическая помощь определяется через понятие «обеспечение прав», как наиболее широкое, несводимое к их осуществлению, защите или охране, - при этом необходимо учитывать, что в обеспечении права особое место занимает такой способ как содействие.