Файл: Сущность транспортного налога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа.

Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога.

Транспортный налог за свои годы существования в России так и не смог найти всеобщего понимания. Из-за сложностей в администрировании, большого количества не разъясняемых тонкостей при его уплате, транспортный налог стал настоящим раздражителем для налогоплательщиков.

Целью курсовой работы является изучение транспортного налога в системе налогообложения.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

  • 1) Дана общая характеристика и рассмотрены основные элементы транспортного налога;
  • 2) Изучен порядок исчисления и уплаты транспортного налога;
  • 3) Представлены перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России.
  • 4) Представлен порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ООО «Автолидер»

Информационной базой написания работы послужил Налоговый кодекс РФ, а также учебные пособия и статьи в журналах, и некоторые сайты Интернет.

Общие положения по транспортному налогу

Общая характеристика и основные элементы транспортного налога

Начиная с 1991 г. в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. №2118-1 к федеральным и территориальным налогам были отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения.

Законодательным актом, определяющим порядок формирования указанных фондов, являлся Федеральный закон "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18 октября 1991 г. №1759-1. Законом предусматривалось формирование доходной части дорожного фонда от поступлений в виде налогов и сборов:


  • · на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • · на пользователей автомобильных дорог;
  • · с владельцев транспортных средств;
  • · акцизов на легковые автомобили;
  • · на приобретение автотранспортных средств;
  • · средства от проведения займов, лотерей;
  • · продажи акций;
  • · штрафных санкций и др.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций и другие лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения служила выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога устанавливалась в размере 1%.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, организации, граждане РФ, иностранные юридические и физические лица, имеющие транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставки устанавливались в зависимости от мощности двигателя, с каждой лошадиной силы.

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" от 22 декабря 1993 г. №2270. Налог взимался только с предприятий и организаций, за исключением бюджетных организаций, а объектом налогообложения были не транспортные средства, а фонд оплаты труда по ставке 1%. Средства от налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Указом Президента РФ в 1997 г. транспортный налог был упразднен.

С 1 января 2003 г. часть вторая Налогового кодекса РФ была дополнена гл. 28 "Транспортный налог". Одновременно был отменен налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, из объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц были исключены водно-воздушные транспортные средства.

Транспортный налог в соответствии с гл. 28 НК РФ является региональным, и вводится в действие законами субъектов. Законодательные органы субъекта РФ вправе определять ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом России, порядок и сроки его уплаты, а также предусматривать дополнительные налоговые льготы.


Налогоплательщиками транспортного налога являются юридические и физические лица (в том числе нерезиденты), на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

При осуществлении предпринимательской деятельности по продаже транспортных средств государственная регистрация не предусмотрена и обязанности по исчислению и уплате налога не возникает.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о лицах, на которых зарегистрированы или сняты с регистрации транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Объекты налогообложения, приведенные в ст. 358 Налогового кодекса России, можно условно разделить на три вида:

  • 1) наземные транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
  • 2) воздушные транспортные средства: самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
  • 3) водные транспортные средства: теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.

При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) и Венской конвенцией о дорожном движении 1968 г. Вопрос этот весьма серьезен, так как от правильного определения категории транспортного средства зависит ставка налога, которую в рамках, определенных Налоговым кодексом России, субъекты Российской Федерации могут устанавливать в соответствии с принятыми законами о транспортном налоге в каждом отдельном субъекте.

Льготы. Налоговым кодексом РФ установлен широкий перечень транспортных средств, которые не относятся к объектам налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ). В частности, не облагаются налогом:

  • · весельные и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше

5 л.с.;

  • · полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с.;
  • · автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами;
  • · промысловые морские и речные суда;
  • · пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности или оперативном управлении организаций, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки;
  • · транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • · транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • · транспортные средства, находящиеся в розыске, при наличии документов, выдаваемых уполномоченным органом;
  • · прицепы и полуприцепы;
  • · самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • · суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

В большинстве регионов России законодательно установлены дополнительные льготы по объектам налогообложения и категориям налогоплательщиков. Предусматривается как полное освобождение от уплаты налога, так и понижение ставок. Проанализировав законы субъектов РФ, можно составить перечень основных категорий льгот, предоставляемых гражданам и организациям.

Физические лица:

  • 1) герои Советского Союза, герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, герои Социалистического Труда, кавалеры ордена Трудовой Славы, участники Великой Отечественной войны;
  • 2) пенсионеры, зарегистрированные по месту жительства в соответствующем регионе;
  • 3) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним граждане из подразделений особого риска;
  • 4) инвалиды I и II групп, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
  • 5) владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя в пределах от 70 до 100 л.с. (в зависимости от региона).

Организации:

  • · оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (кроме такси), а также организации в части автомобилей, на которых осуществляются международные перевозки;
  • · общественные организации инвалидов и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов;
  • · образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, финансируемые из федерального, регионального и местного бюджетов;
  • · государственные унитарные предприятия, осуществляющие строительство, ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог общего пользования;
  • · сельхоз товаропроизводители, совхозы, лесхозы, крестьянские и фермерские хозяйства - в части специализированного транспорта;
  • · учреждения уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел;
  • · организации, производящие протезно-ортопедические изделия, специальное оборудование и средства для нужд инвалидов.

Налоговая база установлена единая для всех транспортных средств независимо от марки автомобиля и страны изготовления.

В соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении:

транспортных средств (за исключением воздушных), имеющих

двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах; воздушных транспортных средств - тяга реактивного двигателя на


взлетном режиме, единица измерения - килограмм- сила; водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для

которых определяется валовая вместимость - как валовая вместимость в регистровых тоннах; иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих

двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, - как единица транспортного средства.

По каждому объекту налогообложения налоговая база определяется отдельно.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе ставок, предусмотренных ст. 361 НК РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ имеют право уменьшать или увеличивать налоговые ставки, но не более чем в 5 раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования.

В таблице 1 представлены базовые ставки транспортного налога в 20152016 году.

Таблица 1. Базовые ставки транспортного налога в 2015-2016 году.

Ставки транспортного налога в 2015-2016 годах устанавливаются и могут быть изменены законами субъектов. Ставки могут быть увеличены или уменьшены не более чем в десять раз. В отношении легковых автомобилей с мощностью двигателей до 150 л.с. данные ставки уменьшены быть не могут. Рассмотрим ставки транспортного налога в 2015 году на территории Российской федерации.

Большие изменения в ставке налога касаются транспорта, стоимость которого выше пяти миллионов рублей. Сегодня транспортный сбор регулируется несколькими факторами:  · объем и мощность двигателя;  · цена транспорта.

В 2015 году к этим двум факторам, по которым измеряется ставка транспортного сбора, добавилось еще два фактора, это год выпуска автомобиля, то есть его возраст и мощность двигателя.

С начала 2015 года расчет налога на транспорт осуществляется с учетом специального повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ.

Их размеры указаны в таблице 2.

Таблица 2. Специальные повышающие коэффициенты для расчета налога на транспорт

Стоимость транспортного средства, млн. руб.

Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска ТС

до 1 года

от 1 до 2 лет

о

т 2 до 3 лет

о 5 лет

д

д

о 10 лет

о 20 лет

от 3 до 5

1,5

1

,3

,1

1

от 5 до 10

2

от 10 до 15

3

от 15

3