Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 10
д
Возраст автомобиля определяется в календарных годах, прошедших с года его выпуска по состоянию на 1 января текущего года (вне зависимости от месяца выпуска).
То есть если автомобиль выпущен в 2014 году, то 1 января 2015 года ему будет уже год, а 1 января 2016 года - два. Такой порядок исчисления установлен в абзаце 2 пункта 3 статьи 361 НК РФ.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, опубликован на официальном сайте Минпромторга РФ. Документ будет обновляться не позднее первого марта каждого года. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей утверждён приказом №316 Минпромторга России 28.02.2014 г.
Согласно Порядка средняя стоимость автомобиля рассчитывается по одной из двух формул, в зависимости от присутствия автопроизводителей или их представителей на территории РФ. У них Минпромторг будет запрашивать рекомендуемые розничные цены на автомобили конкретных марок. Связано это с тем, чтобы избежать обмана со стороны налогоплательщиков, которые, в свою очередь, могут указать в договорах купли-продажи автомобилей, заниженные цены.
Размер транспортного сбора, в 2015 году будет зависеть и по принадлежности автомобиля к экологическому классу.
На сегодняшний день, известно, что внедрение такого рода изменений запланированные на первое полугодие 2015 года. Только, для того, чтоб их внедрить необходимо провести опыты в регионах. И только после получения результата провести реформу в налогообложении транспорта.
Владельцам, чьим автомобилям меньше пяти лет так же не избежать изменений. В 2015 году и для таких автомобилей предусмотрено повышение налоговой ставки. Налогообложение не обойдет стороной и дорогостоящий вид транспорта. С 2015 года оплата будет отталкиваться от стоимости автомобиля. Чем он дороже, тем выше налог.
А наиболее существенных изменений следует ожидать владельцам автомобилей, которым больше 10-15 и 20 лет.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога
Порядок исчисления транспортного налога определен ст. 362 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога в виде авансовых платежей по истечении каждого отчетного периода исчисляется налогоплательщиками, являющимися организациями, в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Исчисление налога неразрывно связано с условиями регистрации транспортных средств. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисляется сумма налога (суммы авансового платежа по налогу) с учетом коэффициента, равного отношению числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Например, если транспортное средство использовалось в течение двух месяцев в отчетном периоде (квартале), то коэффициент использования транспортного средства (период регистрации) будет равен отношению 2/3.
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один целый месяц.
Автомобиль был зарегистрирован 25 января 2014 г., а снят с учета в связи с продажей 8 декабря 2014 г.
В этом случае налог будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного 1, или 12/12.
Автомобиль зарегистрирован в январе 2014 г., а снят с регистрации в феврале 2014 г. Коэффициент будет равен 2/12.
Автомобиль зарегистрирован 15 мая 2014 г. и снят с учета 29 мая 2014 г.
Коэффициент будет равен 1/12.
Если у транспортного средства в течение эксплуатации изменились характеристики, например, мощность двигателя в результате его замены, что привело к изменению ставок налога, то транспортный налог исчисляется с учетом таких изменений. Для этих целей также рассчитывается коэффициент, равный отношению числа месяцев после изменения характеристик (начиная с месяца, в котором эти изменений были сделаны) к календарному числу месяцев в отчетном или налоговом периоде.
Организация владеет автомобилем мощностью 150 л.с. 5 мая 2015 г. был заменен и зарегистрирован двигатель мощностью 180 л.с. Законом субъекта установлены следующие ставки:
- 35 руб. за 1 л.с. для автомобилей с мощностью двигателя до 150
л.с. включительно;
- 50 руб. за 1 л.с. для автомобилей с мощностью двигателя от 150 л.с. до 200 л.с.
Сумма налога за 2015 г. составит: 150*4/12*35 + 180*8/12*50 = 7 750 руб.
В случае снятия с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрации (перерегистрации) транспортного средства на одного и того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации в одном месяце местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца.
Организация А зарегистрировала в органах ГИБДД приобретенный автомобиль 20 мая 2015 г. Мощность автомобиля составляет 250 л.с. Ставка транспортного налога в субъекте РФ, где находится транспортное средство, установлена в размере 50 руб. за 1 л.с.
20 сентября 2015 г. организация А реализовала организации Б этот автомобиль, находящийся в другом регионе, где установлена ставка в размере 40 руб. за 1 л.с. Снятие с учета в органе государственной регистрации совпадает с датой продажи. Организация Б зарегистрировала данное транспортное средство 30 сентября 2015 г.
Определим сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет за 2015 г. обеими организациями.
При расчете суммы транспортного налога можно воспользоваться формулой:
А = Сн * Нб * К,
где А - сумма налогового платежа;
Нб - налоговая база;
К - коэффициент использования транспортного средства (период регистрации); Сн - ставка налога.
Сумма авансовых платежей по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет организацией А составит:
за II квартал - 50 * 250 * 2/3 * 0,25 = 2083,33 руб.; за III квартал - 50 * 250 * 1 * 0,25 = 3125 руб.
Сумма налога за налоговый период (2015 г.) составила:
50* 250 * 5/12 = 5208,33 руб.
Так как транспортное средство было продано в сентябре 2015 г., сумма уплаченных в течение года в бюджет авансовых платежей совпадает с суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода.
Сумма авансовых платежей по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет организацией Б составит:
за III квартал - 40 * 250 * 1/3 * 0,25 = 833,33 руб.; за IV квартал - 40 * 250 * 1 * 0,25 = 2500 руб.
Сумма налога за весь 2015 г. составит:
40* 250 * 4/12 = 3333,33 руб.
Именно такая сумма авансовых платежей была уплачена в бюджет организацией Б.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. На налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей эта норма не распространяется, так как в соответствии с Налоговым кодексом индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог по итогам налогового периода
(календарного года) на основании уведомления, направляемого налоговым органом. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления (например, по почте заказным письмом). Другими словами, индивидуальный предприниматель не участвует в расчете суммы транспортного налога, не заполняет и не сдает налоговую декларацию, а также не сообщает налоговому органу сведения, необходимые для исчисления данного налога.
Порядок и сроки ушаты налога устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении налога законодательный орган субъекта РФ вправе не устанавливать отчетные периоды, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).
Как уже упоминалось ранее, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Срок уплаты налога по истечении налогового периода для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен законами субъектов Российской Федерации ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Необходимо отметить, что налоговую декларацию налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в соответствии со сроком, установленным законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При установлении отчетных периодов налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие авансовые платежи по налогу, представляют налоговые расчеты по авансовым платежам не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за I квартал - не позднее 30 апреля, за II квартал - не позднее 31 июля, за III квартал - не позднее 31 октября.
Если транспортные средства находятся на территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному налоговому органу, в котором осуществлена постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств, заполняется один налоговый расчет.
Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России
К основным недочетам и проблемным вопросам действующего транспортного налога можно отнести нецелевой характер расходования финансовых ресурсов, собранных от поступления налога. Стоит отметить, что это относится не только к транспортному налогу, но и к другим налоговым платежам. В России налоги не являются целевыми. Согласно ст. 35 Бюджетного кодекса РФ: расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования его дефицита.
Еще одним спорным вопросом транспортного налога является отсутствие современной налоговой базы. В настоящий момент налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Данный показатель, на сегодняшний день, мягко говоря, неудачен. Опираясь на зарубежный опыт, можно сказать, что в большинстве европейских государств транспортные налоги и сборы имеют целевую направленность, а за налоговую базу принимаются те показатели, которыми транспортное средство непосредственно оказывает свое негативное воздействие на дорожное покрытие или окружающую среду.
В Германии, например, с середины 2009 года введен единый принцип налогообложения транспортных средств. Автовладельцы платят за объем двигателя и за объем выброса углекислого газа в атмосферу из расчета 2 евро за каждые 100см3 для машин с бензиновыми двигателями и 9 евро за каждые 100 см3 для автомобилей с дизельными двигателями. Что же касается выбросов в атмосферу, то в Германии установлен определенный "льготный лимит", равный 120 граммам на километр пути.
Действующий в России механизм исчисления транспортного налога явно неперспективен, экономически и юридически необоснован, так как ущемляет права и интересы владельцев машин как с более, так и менее мощными двигателями. Стоит отметить, что современные автомобили с более мощным двигателем считаются наиболее экономичными в расходе топлива, но слишком большая сумма транспортного налога, которую придется платить в будущем, отпугивает покупателей. К примеру, расход топлива в смешанном цикле автомобиля Porsche 911 Turbo (мощность двигателя 480 л.с.) составляет всего 9.6 литра на 100 км пути. Цифры сопоставимы с расходом топлива классических моделей ВАЗ.
Однако министерство финансов России имеет свою определенную позицию и указывает на юридическую обоснованность действующего в России транспортного налога: "Установленный в главе 28 "Транспортный налог" Кодекса в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы транспортного средства, наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога".
Тем не менее, в 2011 году произошли некоторые изменения относительно транспортного налога.
Базовые ставки налога были снижены в 2 раза, при этом регионам было дано право не облагать налогом транспортные средства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Отметим, что лишь малая часть регионов воспользовалась этим правом, ведь существует большое опасение потерять стабильный источник пополнения региональных бюджетов. К примеру, в Москве в 1 полугодии 2011 года транспортный налог с физических лиц поступил в бюджет города Москвы в сумме 5 млрд 529,4 млн руб. Не осталось незамеченным резкое повышение стоимости бензина. Причина заключается в повышение акцизов на ГСМ, а также в высоких мировых ценах на нефть, что делает ее экспорт для российских нефтяных компаний очень привлекательным по сравнению с поставками на внутренний рынок.