Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
1. Понятия и значение логистических издержек.
Логистические издержки
Основными составляющими логистических издержек являются:
- транспортно-заготовительные расходы
- затраты на содержание запасов.
Значимость сокращения этих затрат определяется той долей, которую они занимают в общем объеме издержек производства.
В пределах предприятия логистические затраты рассчитывают:
- в процентах от суммы продаж
- процентах от стоимости чистой продукции
- денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов.
В логистике важным событием является заказ потребителя и порядок работы по исполнению заказа. Калькуляция издержек должна позволять определить приносит ли данный заказ прибыль.
Специфика учета затрат в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятий, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета затрат по функциям к учету затрат по процессам.
Учет затрат в логистике не требует такой тщательности, как в бух учете. Главная задача здесь выявить основные затраты и понять, как они связаны друг с другом.
Система оценки логистических затрат нужна менеджерам по логистике.
Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:
- отчет по логистическим затратам подробно может содержать информацию, которая обычно не докладывается предприятиям.
-доклад по логистическим издержкам более шире и может содержать как старые, так и новые доходы.
Результат логистических затрат по действиям зависит от личных суждений и решений. Какие расходы включить в анализ и как их распределить.
Издержки в логистике классифицируют по различным признакам.
В зависимости от затрат при смены объема работ с материальным потоком, они делятся на постоянные и переменные. Постоянные – не меняются вместе с колебаниями объемов деятельности. Переменные – меняются пропорционально смены объема работ.
В зависимости от разделения различают прямые и косвенные затраты. Прямые – расходы, связанные с объектом затрат, т. е. на транспортировку, складирование и т. д.
Косвенные - не связаны с объектом затрат. Например – грузовой автомобиль. Прямые затраты - з/п водителя.
В зависимости от восприимчивости к управлению, затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
Регулируемые – ими можно управлять на уровне центра ответственности.
Нерегулируемые – на них из центра ответственности повлиять нельзя. Они регулируются компанией в целом.
2. Функциональные области логистики.
Выделяют пять основных функциональных областей логистики:
1. Закупочная логистика — решает вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводиться анализ среди поставщиков, заключаются договора, и контролируется их исполнение. Используется механизм взаимодействия на поставщика в случае нарушения условий поставки, и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.
2. Производственная логистика — решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.
3. Распределительная логистика — решает задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.
4. Транспортная логистика — решает вопросы управления материального потока на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие группы, выполняемых:
o Специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования)
o Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий)
Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может, применяется при любых перевозках.
5. Информационная логистика — рационализирует организацию движения информационных потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками.
Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики.
3. Анализ общих издержек на логистику.
При проведение и предоставлении общих результатов анализа принято уделять особое внимание управлению запасами и транспортировке как двум ключевым факторам проектированию логистической системы. Затраты и на управление запасами, и на транспортировку можно представить в достаточно подробной форме, чтобы отразить соотношения разного рода функциональных затрат для соответствующих логистических компонентов. Например, затраты на связь, имеющие отношение к обработке заказов, а также к складированию и грузопереработке, можно отнести к общей категории издержек управления запасами.
Общие расходы на содержание запасов в год, как правило, составляют приблизительно 25% их стоимости. Разумеется, их необходимо минимизировать. Следует отличать минимизацию затрат от минимизации запасов. Общие затраты на запасы разделяются на четыре составляющие:
- — затраты на единицу продукции, или затраты фирмы на приобретение этой единицы;
- — стоимость заказа, или затраты на размещение единицы повторного заказа. Может включать затраты на подготовку заказа, его размещение, приемку, разгрузку, проверку, тестирование, использование оборудования. На практике лучшую оценку затрат дает деление общих годовых затрат отдела закупок на число отправленных им заказов;
- — затраты на хранение, или затраты на хранение единицы в запасе в течение установленного периода времени. Составляют 19—35% годовых затрат;
- — затраты, связанные с возникновением дефицита. Возникают в тех случаях, когда продукт необходим, но его нельзя поставить из запаса. Влияние дефицита более широкое, чем недополученная прибыль, так как может привести к утрате имиджа, снижению репутации и потенциальным убыткам от снижения числа продаж в будущем. Затраты этого рода могут также включать в себя выплаты за действия, направленные на снижение дефицита: экспедирование, отправку срочного заказа, оплату доставки специальных видов продукции, использование услуг более дорогих поставщиков. Большинство фирм считают, что дефицит всегда дорого обходится, и поэтому стараются избежать его возникновения. Другими словами, они готовы платить относительно немного за содержание запасов, чтобы избежать относительно больших затрат, связанных с дефицитом.
Затраты на содержание запасов в отличие от других элементов логистических издержек, таких как транспортные или складские расходы, обычно включаемые в отчет предприятия о прибылях и убытках, не столь очевидны, при этом сами запасы представлены в разделе активов баланса. Главным элементом затрат на содержание запасов является вложенный в них капитал. Наличие запасов означает, что эти деньги не могут быть инвестированы в другие ценности. Другими словами, указанную сумму нужно либо взять в долг для финансирования оборотного капитала, либо вычесть ее из нераспределенной прибыли. В первом случае фирме придется платить проценты по кредиту. Во втором она не сможет вложить их как часть нераспределенной прибыли в другие инвестиционные проекты.
При определении относительной величины затрат компании на содержание запасов неизбежны произвольные решения. Некоторые фирмы устанавливают этот показатель на уровне 12%, обосновывая свое решение тем, что соответствующие затраты на капитал — это их внутренние издержки. Другие устанавливают этот показатель на уровне 40%, заявляя при этом, что плата за капитал, инвестированный в запасы, должна быть такой же, как и для капитала, вкладываемого в другие проекты. Последствия каждого из этих решений могут быть различны.
Относительно низкие затраты на содержание запасов уменьшают значение запасов и делают относительно более важными транспортные расходы. В результате стратегия, основанная на общих издержках логистики, будет направлена на минимизацию транспортных расходов за счет увеличения числа распределительных центров, позволяющих держать товары ближе к рынкам. Появление дополнительных складов повышает потребность в запасах, потому что на каждом складе нужны страховые запасы. Таким образом, низкая доля затрат на содержание запасов оборачивается стратегией, в которой дорогостоящие средства транспортировки уступают место относительно более дешевым средствам хранения запасов. И наоборот, относительно высокая доля затрат на содержание запасов разворачивает логистическую стратегию в противоположном направлении, т.е. ведет к централизации запасов на немногочисленных складах и соответственному увеличению дальности грузоперевозок с повышением транспортных расходов.
В самом общем смысле транспорт делает доступными товары и сырьевые ресурсы, производимые в других районах. Без транспорта каждый населенный пункт был бы обречен на экономическую изоляцию и необходимость самообеспечения. Результатом такого положения стали бы нехватка предметов потребления, высокие цены и неэффективное использование природных ресурсов. Транспорт обеспечивает открытость пространства и делает возможным специализацию, его следует рассматривать как фактор снижения общих издержек в том смысле, что транспортные услуги позволяют достичь экономии в процессе производства и сбыта.
В логистическом планировании транспорт рассматривается как инструмент, связывающий географически разобщенные места производства, складирования и сбыта в единую систему. В широком смысле логистическая система состоит из всех мощностей, где осуществляется хранение и обработка материалов, незавершенной и готовой продукции. Поэтому все предприятия розничной торговли, склады готовой продукции, производственные предприятия и склады материальных ресурсов образуют некую пространственную конфигурацию логистических мощностей. Для понимания экономики транспорта и основ ценообразования в отрасли важно знать критерии распределения издержек. Распределение затрат — это, разумеется, забота перевозчика, но и грузоотправителю нужно иметь представление о структуре издержек, которая содержит несколько категорий:
- — переменные издержки, величина которых предсказуема и непосредственным образом связана с объемом деятельности. Никакой перевозчик не может брать за свои услуги цену ниже его переменных издержек, иначе он разорится;
- — постоянные издержки. Не связаны напрямую с объемом перевозок и подлежат покрытию, даже когда фирма не осуществляет транспортные операции;
- — сопряженные издержки, неизбежно возникающие при принятии решения об оказании конкретной услуги;
- — общие издержки. Эта категория охватывает транспортные расходы, которые несут все грузоотправители или их некоторая группа. В состав общих издержек входят затраты на административно-управленческий аппарат, содержание терминалов и т.п., и их относят к накладным расходам. Зачастую эти издержки распределяют среди грузоотправителей пропорционально приходящемуся на каждого объему операций (числу заказанных перевозок). Но такой метод распределения накладных расходов может оказаться несправедливым, если какой-то грузоотправитель фактически не пользовался услугами перевозчика (например, в связи с отсутствием в намеченный срок груза для отправки).
Для того чтобы управлять и оптимизировать уровень логистических затрат торговой компании, необходимо провести детальный анализ по выделению логистических издержек. Проведение этого анализа необходимо в связи со следующим:
- — зачастую затраты на выполнение логистических функций учитываются раздельно, в бюджетах разных подразделений, что приводит к уменьшению реальных объемов затрат на логистику в глазах менеджмента компании;
- — в ситуации, когда компания работает в нескольких сегментах рынка, логистические издержки зачастую относятся на самый крупный из сегментов, что искажает реальную картину прибыльности различных рыночных сегментов.