Файл: Особенности восприятия времени у лиц с различным темпераментом, понятие темперамента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

В ходе проведенного теоретического анализа проблемы, было выяснено, что в настоящее время вопрос о сущности или основной функции темперамента, лежащей в основе типологии темпераментов, пока не решен, и об этом можно лишь высказать предварительные соображения. В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты - или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Он не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование личности.

Для определения истинных критериев личностной организации времени в науке было введено понятие своевременности. Своевременность выступает как неотъемлемое качество субъекта времени - человека. Своевременность - важнейшее из качеств личности как субъекта жизни, осознанное или переживаемое основание регуляции времени жизни. Это качество носит индивидуально-типологический характер.

Связь восприятия времени и темперамента можно рассматривать как индивидуальную способность к регуляции времени, как способность к планированию, к определению последовательности операций во времени.

Продуктивное использование времени, ориентация во времени, способность по-своему распределить время в условиях, когда время наступления событий неопределенно, когда отсутствует строгая детерминация времени,- это особые личностные (темперамент) временные (восприятие времени) способности, которые и обеспечивают своевременность, продуктивность, оптимальность ее общественной и личной жизни.

Психологи также установили, что время жизни можно рассматривать типологически, как и темперамент. Типы личности, более включенные в социальную динамику, находятся в более прямых, жестких (краткосрочных) временных связях с социальными условиями. Они получают от социальных ситуаций своего рода дополнительное ускорение. Типы личности, слабо включенные в социальные процессы, которые не осознают свободное время как ценность, как правило, наиболее статичны и обладают малым "ускорением", поскольку не знают, чем это время заполнить. Это два крайних типа. На основании параметров активности, учета описанных выше типов, а также некоторых общих характеристик личности можно выделить четыре типа регуляции времени (по В.И. Ковалеву) - стихийно-обыденный тип, функционально-действенный тип, созерцательно-пролонгированный тип, созидательно-преобразующий тип.


Л.Ю. Кублицкене после проведения экспериментов удалось построить следующую типологию.

Тип, условно названный оптимальным, тип, названный дефицитным, "спокойный" тип, тип "исполнительный", "тревожный" тип, "неоптимальный" тип.

Эта типология раскрыла временные режимы, оптимальные для каждого типа, и те, которых он избегает, где его деятельность неуспешна. Такая психологическая характеристика людей позволяет им точнее определиться, выбрать наиболее подходящий для них режим работы, в соответствии со своим темпераментом.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997

2. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии №3 1999

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.

4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. - СПб, 1994.

5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М: ЭКСМО, 1996. - 428 с.

6. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982.

7. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. - М.: Мысль, 1966.

8. Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. - М., 1990. - С. 400.

9. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. Пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

10. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990. (Место темперамента в структуре личности: 20--25. Типы темперамента: 26--52. Темперамент и деятельность: 102-112.)

11. Большой медицинский справочник - пособие для студентов медицинских институтов. "Питер", 2002. 1350 с.

12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998.

13. Голованова И.А. Время, вечность, моменты // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1993. - № 5. - С. 58Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986

14. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984 г

15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., Наука, 1984.

16. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. (Свойства темперамента и свойства личности: 86--110. Свойства нервной системы и свойства темперамента: 65--86.)

17. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М., 1964. (Отличительные признаки темперамента: 3--18. Основные проблемы теории темперамента: 19--33. Происхождение и развитие темперамента: 156--183. Темперамент и отношения личности: 184-- 223. Понятие темперамента: 254--276.)