Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Введение
Тема лидерства рано или поздно возникает в любой организации или группе. Многие исследования показывают, что от главы компании зачастую зависит основная эффективность и успех организации. Естественно феномены успеха известных лидеров подлежат изучению с древних времен. Результаты исследований призваны найти причины и решить возникающие сложности в компаниях и дать инструменты руководителям по достижению максимального успеха.
В своем исследовании я хочу проанализировать несколько теорий, рассмотреть примеры из жизни и в конце сделать вывод – все таки лидером нужно родиться, или же можно стать?
Кто такой лидер?
Для начала, определим, кого же можно назвать лидером? В теории существуют различные взгляды и классификации. Мне же хочется привести пример как видит лидера компания имеющая мировое признание IBM. (из книги «Кто сказал, что слоны не умеют танцевать..»)
Что нужно, чтобы управлять IBM:
Энергия
• Огромная личная энергия
• Стойкость
• Желание действовать
Организационное лидерство
• Чувство стратегии
• Способность мотивировать и воодушевлять других
• Заразительное желание увеличить потенциал компании
• Стремление создать сильную команду
• Способность раскрыть потенциал членов команды
Рыночное лидерство
• Отличные навыки общения
• Активное присутствие в сообществе генеральных директоров, в отрасли и сообществе клиентов
Личные качества
• Ум
• Уверенность в себе, но и объективная самооценка
• Умение слушать
• Умение принимать трудные решения – в бизнесе и в отношениях с людьми
• Ярко выраженный энтузиазм
• Маниакальное внимание к клиентам
• Инстинктивное стремление к оперативности/влиянию
• Честность
Похоже, что список можно просто разделить на «врожденные» качества и «приобретенные навыки» и мы получим ответ. Но стоит все же рассмотреть все эти качества с точки зрения различных теорий.
Для начала рассмотрим Классические теории:
Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.)
Теория личностных черт или качеств (иногда именуемая теорией «великих людей») доминировала в 40-х гг. XX в. Она исходит из представления, что все успешные руководители обладают неким универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей. Многочисленные попытки сформулировать набор таких качеств просматриваются уже в работах представителей классической школы и школы человеческих отношений (А. Файоль, М. Фоллет).
Например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др.
Наибольшее развитие этот взгляд на лидерство в организации получил в концепции О. Тида, который связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели, причем такой, которую все участники совместной деятельности считают желательной. При этом О. Тид основывался на том, что, во-первых, лишь немногие из людей способны быть лидерами, во-вторых, большинство людей стремится к тому, чтобы ими руководили. Универсальными чертами лидера, по его мнению, являются: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначений и целей деятельности организации; энтузиазм; дружелюбие; порядочность, способность вызывать доверие у других людей. Эффективный лидер доводит свои ожидания до подчиненных, определяет границы их действий. В то же время именно его последователи и подчиненные оценивают правильность и эффективность предложенного им курса и способа организации деятельности.
Согласно теории личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др.
Первично можно сделать вывод, что на основании этой теории, что с личностными качествами нужно родиться. Но можно и поспорить о том, что психологические особенности можно и развить и нейтрализовать.
И все же исследования показали, что лидеры различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации.
Поведенческий подход
Сторонники поведенческого подхода считали, что эффективность лидера определяется стилем руководства, т.е. привычной манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и способствовать достижению поставленных целей.
Методологические основы для исследования в этой области заложены К. Левином, который при исследовании феномена лидерства у десятилетних детей, организованных в несколько экспериментальных групп, выделил три принципиально различных стиля их поведения: либеральный, авторитарный и демократический (промежуточный). Он считал, что при авторитарном стиле лидер может добиться большей эффективности деятельности группы, чем при либеральном и даже демократическом. В то же время для такого типа лидерства характерны низкая мотивация подчиненных, меньшее число принятых оригинальных решений, несформированность группового мышления, тревога и агрессивность в поведении членов группы. Кроме того, К. Левин отметил более низкое качество работы, чем при демократическом стиле. Указанное исследование положило начало поискам оптимального стиля руководства в организации.
Этот подход получил развитие в работах специалистов университета штата Огайо (Д. МакГрегор и Р. Лайкерт), а также в моделях Р. Блэй-ка, Дж. Моутона. Р. Блэйк и Дж. Моутон (4) на основе двух критериев эффективности (ориентация на интересы сотрудников и ориентация на интересы производства) установили пять стилей лидерства: управление по принципам загородного клуба; объединенное управление; групповое управление; управление по принципу власть – подчинение; организационное управление. Организационное управление, представляющее собой сочетание двух противоположных критериев эффективности, они определили как оптимальное.
Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется.
Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется.
Либеральное руководств о характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения.
В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение.
По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.
Может ли руководитель поменять стиль управления? Вероятно, если можно менять психологические характеристики личности, то можно и развить большую открытость взглядов, необходимую для демократического поведения. Или же с повышением уровня уверенности в себе, при необходимости и изначально демократичный лидер сможет занять авторитарную позицию, если того потребуют обстоятельства.
Однако по Ситуационной модели Фидлера руководитель не может менять свой стиль в зависимости от ситуации.
Ситуационный подход
Ситуационный подход связан с использованием ситуационной методологии. Он основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности условий, в которых деятельность лидера протекает, и типа решаемых им задач.
В конце 50-х гг. XX в. А. Бевелас выдвинул тезисы, заложившие основы ситуационного подхода к изучению лидерства в организации:
• сходство между организационными структурами свидетельствует о наборе качеств лидера, который в данных условиях может выступать в его роли;
• уникальность любой отдельно взятой организационной структуры вынуждает учитывать ситуационные факторы, влияющие на поведение лидера;
• в случае изменения ситуации невозможно определить, какие качества лидера будут оптимальными.
Другая версия ситуационного подхода к изучению лидерства в организации была разработана Ф. Фидлером, предложившим первую развернутую ситуационную теорию лидерства, в дальнейшем получившую название «вероятностная теория Фидлера». Он выявил переменные, обусловливающие ситуации:
• специфика служебного положения лидера;
• характер выполняемого задания (степень структурированности задания); тип отношений, сложившихся между лидером и подчиненными.
На основании двух первых указанных переменных Ф. Фидлер предложил матрицу из восьми самостоятельных сочетаний указанных условий (октант), для каждого из которых попытался определить свой оптимальный стиль лидерства. На основании третьей переменной они подразделялись на две группы: ориентированные на поддержание человеческих отношений и на выполнение задания. В каждом из 16 вариантов предъявлялись свои требования к лидеру.
Представления о природе ситуационного лидерства и подготовке лидера к условиям постоянно изменяющейся ситуации получили развитие в работах В. Врума, П. Йетона, А. Джаго, Р. Хауса, Г. Митчела и др. Так, например, Р. Хаус и Г. Митчел предложили оригинальную ситуационную теорию «путь – цель – лидерство», в которой акцент делается на вариативности способов достижения цели. Согласно этой теории успех лидерства зависит от умения руководителя распределять вознаграждение между подчиненными в зависимости от результатов их деятельности. В рамках этой модели предполагается, что деятельность лидера рассматривается подчиненными как эффективная, если она ведет к удовлетворению их потребностей сейчас или в ближайшей перспективе. Г. Митчел и Р. Хаус предложили несколько равноценных вариантов поведения лидера, стимулирующего деятельность подчиненных:
• ориентирование подчиненных на то, что от их деятельности зависит их должностной рост;
• выплата вознаграждения тем, кто уже достиг высоких показателей в своей деятельности;
• постановка перед подчиненными четких целей и формирование их ожиданий;
• устранение препятствий на пути достижения цели;
• оказание помощи в виде советов или передачи опыта.
В таких моделях лидерство в организации рассматривается как искусство, которое бесконечно совершенствуется и развивается, как уникальная смесь из служебного положения и стиля поведения.
Теория Фидлера отражает тот факт, что на эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации. Другими словами, руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Данный подход оказался наиболее эффективным с точки зрения практики управления.
Ситуационная модель руководства Фидлера.
Фидлер считает, что каждой ситуации соответствует свой наилучший стиль поведения руководителя, но руководитель не может менять свой стиль в зависимости от ситуации.
Пример из практики работы компании «Гарант-Кредит».
Первой задачей созданной ипотечной брокерской компании было обслуживание ипотечных сделок головной риелторской компании А. То есть одобрение ипотеки для клиента, чтобы провести основную сделку по покупке недвижимости. Для руководства компанией был нанят директор К из банковской сферы, с достаточным опытом по экспертной части работы.
С точки зрения личностных качеств он производил хорошее впечатление, решения, которые он принимал вначале были продуманными, он явно понимал – что делает. Стиль управления был в основном авторитарным, его решения должны были строго выполняться, обсуждению не подлежали, и это дисциплинировало.
Но закончилась его работа в компании из-за нехватки, если опираться на список качеств IBM, таких качеств как энтузиазм и честность. Которые в данной компании были критически важны.
Пока опираясь на классические теории можно сделать вывод о том, что лидеру в моем примере не хватило личностных качеств. То есть он «не родился» лидером.
Рассмотрим более подробно более поздние теории лидерства.
Современные теории