ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.

Система стимулирования труда как бы вырастает из административных методов управления, но не заменяет их. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддержать тот уровень работы, за который платят. Цель стимулирования не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями. [7, с.243].

Мотивация имеет две формы:

1. внешняя мотивация – как сделать, чтобы «замотивировать» людей;

2. внутренняя мотивация – саморождающие факторы, которые влияют на людей, поддерживая определенные начинания и побуждая двигаться в определенном направлении.

Для эффективного мотивирования требуется:

· разобрать модель основного процесса мотивации: потребность – цель – действие и влияние опыта и ожиданий;

· знать факторы, влияющие на мотивацию, - набор потребностей, которые инициируют движение к целям, и условия, при которых потребности могут быть удовлетворены;

· выяснить, что мотивация не может стремиться просто к созданию чувства удовлетворенности и удовольствия – повышенная его доза может довести до самодовольства и инерции. [1, с. 218].

Процесс мотивации начинается с какой-либо (сознательной или бессознательной) ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и начаться удовлетворение потребности.

Сила мотивации зависит от опыта и ожиданий. Опыт достижения при предпринимаемых действиях по удовлетворению потребности показывает людям, что некоторые действия помогают в достижении целей, другие же малоуспешны. Некоторые приносят награду, а некоторые приводят к провалу, наказаниям. Действия, которые привели к успешному поведению и награде, повторяются, когда подобная потребность появится вновь. Провал или наказания предполагают, что необходимо искать другие, альтернативные средства достижения цели. Это закон эффекта, открытый в психологических исследованиях в рамках концепции бихевиоризма (поведенческой психологии). Степень, в которой опыт определяет будущее поведение, зависит от того, насколько человек способен распознать сходство между предыдущей ситуацией и настоящей.


Влияние ожидания: люди активно действуют тогда, когда уверены, что выбранная тактика приведет к желаемой цели. Сила ожидания может базироваться как на субъективной оценке вероятности достижения цели с помощью конкретной тактики действий, так и на прошлом опыте. [1, с. 219].

В менеджменте придается большое значение различению уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения рабочие выполняют тот минимум, который приемлем для руководства. Некоторые из них очень искусно балансируют между желанием минимизировать количество и качество прилагаемых усилий и желанием избежать неприятностей. Если мотивация приняла такую форму, это сигнализирует о том, что попытки руководства помочь служащим связать свои цели с целями организации окончились неудачей. Служащие, мотивируемые на этом уровне, скорее всего, будут не удовлетворены своей работой, менеджерами и компанией в целом, а отсюда могут возникнуть прогулы и текучесть кадров.

Для тех служащих, чей уровень мотивации можно назвать отличным поведением, работа является более желанной частью жизни, приносящей награду и удовлетворение. Исследователи подсчитали, что служащие обычно не работают в полную силу и экономят около 20% своей энергии, а выкладываться на все 100% начинают лишь в том случае, если уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом вознаграждены. На этом уровне ценность для служащего имеет не только материальное поощрение, но и моральное. Задача менеджера очевидна, создать служащим возможности для удовлетворения полного спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и навыки. [9, с. 287-288]

ГЛАВА 2                                                                                                                          Основные теории мотивации

2.1. Первоначальные теории мотивации.

Первоначальные теории складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика «кнута и пряника». «кнутом» раньше чаще всего был страх смертной казни или изгнания из страны за невыполнения указаний труда, короля или князя, а «пряником» выступало богатство («полцарства») или родство с правителем («принцесса»). Эта теория мотивации широко использована в сказках и преданиях народов мира. Политика «кнута и пряника» подкупает простотой мотивов и стимулов к достижению поставленной цели, кстати не всегда четко сформулированной правителем («сходи туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что»). Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена (победить врага, взять крепость, устранить аварию и т.д.) и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.


Теория “X”, “Y’,”Z”

Привлекает простотой использования мотивов и стимулов теория “X”, “Y’,” Z”, в основе которой отношение человека к труду. Теория “X” была первоначально разработана Ф.Тэйлором, а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию “Y”. Теория “Z” была предложена значительно позднее, в 80-х гг. В Оучи (модель поведения и мотивации человека). “X”, “Y’,” Z” – это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, руководитель должен применять весьма различные стимулы к труду. Рассмотрим эти теории более подробно.

Теория “ X” базируется на следующих предпосылках:

· в мотивах человека преобладают биологические потребности;

· обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный;

· по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;

· средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;

· качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.

В теории “X” легко сочетаются черты плохого российского и азиатского работников с задатками рабской психологии. Поэтому естественным является применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного – материального поощрения. Такие люди имеются в любом обществе, разница заключается лишь в их доле от трудоспособного населения страны.

Теория “Y” является антиподом теории “X” и ориентирована совсем на другую группу людей.

В основе теории “ Y” такие предпосылки:

· в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;

· физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе;

· нежелание работать является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;

· внешний контроль и угроза наказаний не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

· ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;
обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность;


· многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индивидуальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Модель по теории “Y” отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории “Y” располагаются в таком порядке: самоутверждение, реальное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией, невелик (от 15 до 20% от численности коллектива) Чаще всего они индивидуалисты и не могут скрыть свои таланты в социальной группе.

Основные предпосылки теории “ Z”:

· в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

· люди предпочитают работать в группе и предпочитают групповой метод принятия решения;

· должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

· предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких выводов и критериев оценки;

· на предприятии должна существовать постоянная ротация кадров с постоянным самообразованием;

· предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста;

· администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

· человек – основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех предприятия.

Теория “Z” описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Однако работники, описываемые теорией “Z”, имеются практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом этих людей в коллективе. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией “Z”, эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение.

Таким образом, работники, описываемые теориями “X”, “Y’,” Z”, образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в организации.

2.2. Содержательные теории мотивации.

Данные теории основываются на выявлении тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые людей заставляют действовать так, а не иначе. К этой группе относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клеланда, Фредерика Герцберга, Скиннера Бернарда.


Абрахам Маслоу, создавая свою теорию в 40-е годы, признавал, что люди имеют множество потребностей, и эти потребности можно разделить на следующие группы:

1. Физиологические потребности, являющиеся необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности, включающие чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя понимают другие, чувства привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребность самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. (Мескон)

Теория потребностей Д. Мак Клелланда особый акцент делает на потребностях высших уровней по иерархии А.Маслоу. Мак Клелланд полагал, что людям в наибольшей степени присущи три потребности: власти, успеха, причастности.

· Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей.

· Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до позитивного завершения (получилось то, что задумывалось), а не только занятием какой-то желаемой должности (хотя и это бывает часто).

· Потребность причастности испытывают люди, которые заинтересованы в наличии компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Двухфакторная модель Ф.Герцберга удовлетворенности работой предусматривает деление всех факторов на две группы:

гигиенические и факторы-мотиваторы.

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а факторы-мотиваторы – с самим характером и сущностью работы.

Наличие гигиенических потребностей рассматривается как само собой разумеющееся. Они не имеют стимулирующего потенциала и лишь не дают развиться неудовлетворенности работой (не мотивируют повышение ее эффективности).

Факторы-мотиваторы, которые соответствуют высшим уровням иерархии по Маслоу и Мак Клелланду, активно воздействуют на поведение человека (стимулируют повышение эффективности труда).

Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

Недостатки теории Герцберга – один и тот же фактор может вызвать у одного человека удовлетворение работой и неудовлетворение у другого, и наоборот, поскольку у людей разные потребности. Поэтому деление факторов на две группы весьма условно.