Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Вступление.
У каждого из вышеперечисленных кинорежиссеров были свои открытия, так и потери. Временем открытий и потерь в российском кинематографе, несомненно, можно окрестить конец 80-х и десятилетие 90-х, а также фильмы первого десятилетия 2000-х, где воссозданы образы предыдущих лет. Время противоречий, несправедливости, бандитизма и социальной разрухи - все это нашло отражение в картинах того периода. Люди изо всех сил стремились подстроиться под новый уклад жизни, искали свой путь, пытались разобраться, что правильно, а что плохо. Они строили большие планы и разочаровывались в них, но продолжали надеяться, что в один день их будни изменятся к лучшему. Окружающая реальность подсказывала сюжеты для большого количества боевиков, триллеров, криминальных драм и комедий, приправленных черным юмором. В такой период создавали свои шедевры такие режиссеры, как Алексей Балабанов и Валерий Тодоровский . Их творчество и будет разобрано в моей работе.
“Брат”, 1997г.
Режиссер: Алексей Балабанов
Оператор: Сергей Астахов
Культовый фильм режиссера, который приобрел огромную популярность в свое время и по сей день вызывает живые эмоции при его просмотре. Криминальная драма, центральный персонаж которой практически стал народным героем, очень ярко передает особенности жизни тех лет. Обнищание народа, беспредел, развращенность молодежи, власть воров и убийц. Среди них есть как абсолютно беспринципные личности, так и бандиты со своим моральным кодексом, который не позволяет им трогать женщин, стариков, бедных. Хорошо представлено общество разочарованных людей - молодое поколение, которое не думает о завтрашнем дне, предаваясь угарному кайфу, наркотикам и беспорядочным половым связям, женщины, страдающие стокгольмским синдромом и терпящие издевательства от нерадивых и жестоких мужчин, родственники, для которых родственные связи ничего не значат в непрекращающейся борьбе за выживание. Во второй части фильма мы видим еще и зарождение “русского гламура” - стремление людей к роскошной жизни, надевание масок, создание образа идеального, отличного от реальности. На фоне этого упадочного общества возникает образ Данилы Багрова, который вроде как тоже является частью этого лихого мира, но все же чем-то отличается от всех. Как человек, который в компании пьяниц первый догадывается, что что-то не так, встает и говорит: “Почему мы живем так? Так нельзя!”
Персонажа, которого так идеально сыграл Сергей Бодров, нельзя назвать однозначно плохим или хорошим. Данила заступается за женщин, за слабых, борется за несправедливость, но при этом он все равно убийца, не брезгует связями с сомнительными девушками и задумывается о своем будущем лишь во второй части фильма, заявляя о своем желании отучиться в университете и стать врачом. Мне очень нравятся такие персонажи, потому что они буквально взяты из жизни - никто из нас в реальности не идеален. Каждый черпает из облика героя, что ему ближе. Кто-то видит в Багрове народного героя, а кто-то клеймит его образ как чересчур романтизированный и заостряет внимание на том, что он все равно бандит и убийца.
Важно понимать то, что Данила совершает преступления не потому, что в нем нет сострадания и человечности. Он искренне считает, что поступает правильно, он уверен в своей правоте, ведь те, кто становится его жертвами - насильники, угнетатели слабых, люди с отсутствием моральных рамок. По этой же причине он постоянно спокоен, расслаблен и улыбается - он сконцентрирован на справедливости своих действий.
Одиночество остро демонстрируется в фильме. После развала СССР люди отошли от коллективных проблем, сконцентрировались на своих собственных и окончательно разобщились. Началась борьба за выживание, в которой каждый сам за себя. Даже родственники стали друг другу чужими . Татарин бессовестно манипулирует бесстрашным и преданным своей семье младшим братом, но даже после предательства, которое могло стоить ему жизни, Данила не отворачивается от него. В какой-то степени его можно назвать даже “лишним человеком”. Он ищет любовь, ласку, преданность, а натыкается на предательство, страх, меркантильность девушек и внутреннюю гниль. Он готов отдать свое тепло и заботу тем, кто в этом нуждается, но никому не нужна его любовь.
“Брат” буквально граничит с документальностью. Если первую часть снимать на реальных квартирах и дачах было необходимостью, так как отсутствовало финансирование, то во второй части с бюджетом в миллион долларов Алексей Балабанов решил придерживаться такого же реализма в соответствии с художественным замыслом. Настоящие Бутусов и Салтыкова, настоящие американские полицейские и сомнительные районы, где простые белые граждане не осмелятся появляться, настоящая компания бомжей и проституток - все это составляет неповторимый, живой колорит фильма. Стиль съемки также напоминает документалистику - много кадров, снятых с плеча, тряска, следование за персонажем. Данный фильм является моим самым любимым , считаю, что это лучшее кино той эпохи.
“Война”, 2002г.
Режиссер - Алексей Балабанов.
Это фильм не столько про войну как таковую, сколько про разных людей, которых она коснулась. Действие разворачивается во времена второй чеченской войны летом 2001 года. Мы не увидим здесь особо масштабных битв и сражений, несмотря на натурализм, к которому решил прибегнуть режиссер, зато увидим столкновение героев и их характеров.
Кино начинается необычно - с интервью главного героя Ивана, которое он дает журналисту, сидя в следственном изоляторе. Это очень удачный ход режиссера, который дает художественной картине намек на документальность. Мы постепенно знакомимся с Иваном - простым русским парнем, отправленным в Чечню как пушечное мясо. Война должна была закончиться для него после освобождения из плена, но дома он тоже не нашел себе места. Его нельзя назвать сломленным боями, но почему-то ему уже неинтересны алкогольные посиделки с друзьями, его девушка кажется ему чересчур легкомысленной и скучной, а на работу его не берут, опасаясь проблем с психикой. Иван стал чужим в мире, который он считал своим. Наверное, Иван был в какой-то степени нездоров психически, хоть внешне это не выражалось активно, но сложно представить ситуацию, в которой человек добровольно соглашается вернуться в мир насилия. Безусловно, нельзя отменять человеческого сочувствия, которое герой Алексея Чадова проявил к тепличному британцу, но насколько сильным оно должно быть, чтобы заставить вновь идти убивать?
В первые минуты фильма в монологе раскрывается командир отряда чеченских боевиков Аслан Гугаев. Язык войны, язык силы - его родные. В его мировоззрении люди делятся на “пастухов и баранов”, и пастухи должны резать и стричь тех, кого они считают баранами, в особенности если последние забрели на землю, которую он считает своей. За счет войны Аслан самоутверждается, зарабатывает деньги, реализует себя как мужчина. Он готов истребить всех, кто не подчиняется его законам, прикрываясь религией, которая на самом деле для него ничего не значит. Он клялся аллахом, что не тронет Маргарет, пока не получит выкуп, но клятву свою не сдержал - Иван и Джон обнаружили ее уже изнасилованной и избитой. Аслан - жадный и жестокий персонаж, который не признает ничего, кроме настоящей силы.
Если для Ивана, и тем более для Аслана убийства в ходе боев стали обычной частью жизни, то для Джона, интеллигентного и цивилизованного иностранца, война - настоящий ужас, страх, дикость. Отрезанные головы, пальцы, вывернутые внутренности, избиения и насилие, то, что раньше он и Маргарет могли видеть лишь в кино, стало для них реальностью. Из благополучного мира денег, политики и белых воротничков они попали в мир, где господствуют законы крови и выживания. Ему надо отдать должное, что он шел вперед, несмотря на свой страх и на то, что разговоры на языке силы для него полнейшая дикость и варварство. В конце фильма, когда он видит свою возлюбленную в яме, нагую и избитую, им овладевает ярость, в порыве которой он застреливает Аслана. Может показаться, что в этот момент он даже понял правила той жестокой игры, в которую попал. Потом из слов Ивана мы узнаем, что Джон все же остался гражданином своего мира, где политические законы выше всего, и сдал все преступления Ивана. Этот поступок вызывает негодование, но его можно понять - так должен поступить настоящий человек по мнению Джона, ибо убийство всегда остается убийством.
В своей картине режиссер вновь придерживается реализма. Перед съемками он вместе с актерами просматривал кассеты с настоящими казнями, которые произвели сильное впечатление. “Работать тяжело было с точки зрения психологической. Мы до этого посмотрели кассеты, где по-настоящему убивают людей, записанные боевиками. Это зрелище произвело очень сильное впечатление, я даже не ожидал от себя. Наверное, дня три ходил, как стукнутый обухом по голове. Я любил тельняшки носить, и там одного десантника в тельняшке убивали. Так вот, пока мы жили в горах, я почему-то тельняшки не надевал.” - слова оператора картины Сергея Астахова. Многих чеченцев играют настоящие чеченцы, а военных -настоящие военнослужащие. Ингеборга Дапкунайте в роли Маргарет также снималась без дублерши, купаясь в реке с температурой воды 5 градусов и валяясь в грязной холодной яме, специально вырытой для фильма.
Конечно, это фильм про военные действия, но не только. Это еще и фильм о столкновении менталитетов, которые бывают очень разными. Несмотря на это, язык войны и боли одинаков для всех них.
“Груз-200”, 2007г.
Режиссер - Алексей Балабанов.
Этот триллер является самым спорным фильмом режиссера и вместе с тем самым гротескным и метафорическим. Он является довольно тяжелым для восприятия фильмом, но лично мне данная картина понравилась с точки зрения режиссуры.
Груз 200 - условное кодированное обозначение, применяемое в Вооружённых Силах Российской Федерации при авиаперевозке тела погибшего (умершего) военнослужащего к месту захоронения. Фильм не случайно носит такое название повествуя нам о последних годах союза, чей распад начался задолго до Чернобыля, в умах и душах людей которые жили в нем. Понимание того, что система которая работала как часы разваливается на глазах и застилает перед глазами будущее, оставило свой отпечаток на многих «спящих монстрах» тех лет. Такого «спящего монстра» олицетворяет капитан милиции Журов, который безнаказанно может убивать, похищать и насиловать. Именно этот момент и не укладывается в голове у многих людей, которые не смогли смириться с надвигающимся крахом СССР, и теперь они вынуждены сохранить все свои мысли в цинковом ящике, куда кладут трупы солдат, куда и они положат «труп» своей прошлой жизни. Правда не многие могут понять сами, что надвигается что-то серьезное, надвигаются большие перемены, но ровно до тех пор, пока им об этом не скажут. Капитан милиции Журов похищает дочь секретаря райкома партии, чей жених служит в Афганистане. Изнасиловав он запирает её дома у своей мамы-алкоголички и всячески издевается над бедной девушкой. Но если бы она вела себя прилично, то ничего этого бы не произошло. Пали моральные устои. Она пьет, целуется с парнем своей подруги, едет с ним, хотя знает, что ей надо домой. Все эти, казалось бы, мелочи, в конечном итоге выстраиваются в полную цепочку невозврата для девушки. И вот Журов её похищает, подставив хозяина дома, а затем пускает ложный след в поисках пропавшей девушки. Безнаказанность и отсутствие страха читаются в глазах Журова, как и во многих других, чьи желания получили свежий глоток на заре Советской эпохи. Сопереживая попавшей в плен к маньяку, девушке, вы сопереживаете всем кто оказался в такой ситуации, а их в то время было не мало. Безразличие пропитало фильм, где каждый персонаж хочет найти свое место под солнцем любыми способами. Да, многие моменты могут показаться мерзкими, но это настолько реально, что в глубине души ты понимаешь что приходится смириться и смотреть дальше. Правда неясно кому сочувствовать, девушке? Она главный герой, а может быть Журов? Но главный герой – это не Журов и не пропавшая девушка, главный герой – это страна, страна которой больше нет. И не многие смогут понять этот фильм, но я советую его к просмотру, как памятку о том, что каждой, пусть даже идеально работающей системе приходит конец. "Груз 200" - это предсмертные хрипы некогда великой державы.
«Любовь» 1991г.
Режиссер- Валерий Тодоровский.
К данному фильму меня привел Евгений Миронов. Здесь он очень молодой, поразительно естественный, но уже владеющий той узнаваемой особой , манерой и умением перевоплотиться в персонажа внутренне без каких-либо изменений внешности.
Ведущая тема фильма — любовь и взаимоотношения главного героя Саши с Машей, но важен и путь к этой любви, становление характера героя под влиянием друга Вадика, родителей, его собственного душевного склада и тех событий, что с ним происходят. На наших глазах он превращается из нескладного, неуверенного в себе юноши, неуклюжего в общении с девушками и по-детски ведущего себя в гостях у Маши и со своими родителями в сильного человека, которому можно доверить самое сокровенное и на которого можно положиться.
- Я здесь живу. А вам куда? — сказала Маша.
- Мне на Юго-Западную.
- Нет, ты должен ответить: «мне некуда. Но не беда, переночую на вокзале».
- «Они неловко замолчали…» — продолжила Маша.- «А можно к вам? Сказала: да».
- Почему на вокзале? У меня дом есть.(с)
Вначале жадно внимающий глупым советам более удачливого друга Саша, в конце концов, становится самоценным и начинает действовать, исходя из собственных чувств и представлений. Что же стало главным толчком к этим изменениям? Любовь. То, что заставляет воспринимать чужую боль острее, чем свою. Та, что до предела обострена здесь недопониманием, неудовлетворенностью в важнейших (что уж скрывать) для молодого человека аспектах, неравенством, обидой и близящейся разлукой. Все это не ослабляет, а именно обостряет чувства героев. Е. Миронову удается передать эту остроту и накал чувств практически одному в ключевых эпизодах: монолог во время возвращения в электричке, разговоры с беспощадным телефонным сумасшедшим. Его партнерша мало что добавляет, разве красоту и таинственность, может, оно и к лучшему.
Гораздо глубже здесь описываются взаимоотношения на разных уровнях, на бедном и богатом, интеллигентном и народном, и конечно национальные и культурные различия. В финале фильма показаны судьбы героев после их познания любви и секса. Для героя Д. Марьянова все закончилось свадьбой на богатой невесте. А для героя Е. Миронова все закончилось личной трагедией. И все бы ничего, но режиссер дает нам понять, что они не на своих местах. Их бы поменять и все были бы счастливы, но так не бывает, поэтому фильм и удался.
По контрасту воспринимается сюжетная линия, связанная с другом Саши — Вадиком. У того-то все складывается сладко и гладко, вот только смотреть на это довольно противно. Ограниченному приятелю не удается сместить ценности Саши, хотя тот и тянется к нему в начале, пытаясь подражать.
К финалу приходит осознание, насколько Саша, этот обычный паренек, духовно богат и морально силен и именно потому, а не по слабости, ждет он звонка сумасшедшего. Этим Саша не позволяет разорваться нити, связывающей его с Машей, оберегает ее. Трогательно и трагично.
- Подумайте, вы же не будете ее любить вечно?(с)
Почему-то вспоминается жанр западной молодежной романтической комедии. Здесь ведь тоже молодые люди, препятствия на пути к любви и взаимопониманию, разговоры о сексе, только подано все в совершенно ином свете, и, если при просмотре первых — отключаешь голову и отдыхаешь, то этот фильм заставляет задуматься, искренне сопереживать и верить из-за поразительного жизнеподобия и внутренней правды, которую удалось уловить и передать создателям фильма.