Файл: Педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д. Ушинского.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д. Ушинского оказала огромное влияние на процессы воспитания ребенка/воспитанника, проведение уроков, изучение новых материалов и закрепление пройденного материала.

Ушинский теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выяснить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

Как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей.

Как школовед выдвинул программу преобразования русской школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

Ушинский по-новому на педагогику как на науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание различных рецептов. Педагогика прежде всего должна опираться на научные различные знания, которые и позволяют педагогику считать наукой.

К.Д. Ушинский считал, что в ребенке, чтобы развить полноценную личность, необходимо развивать его все стороннее и духовно, но, чтобы процесс шел правильно и грамотно нужно ребенка узнавать и изучать так же со всех сторон, позиций и интересов.

Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.

Биография.

Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871). Родился в Туле у отстраненного офицера, участника войны 1812 года.

1840 году закончил Новгород-Северскую гимназию.

1844 году закончил юридический факультет Московского университета.

1846 году был назначен исполняющим обязанности профессора камерланских наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском лицее.

С 1848 года не официально редактировал часть газеты «Ярославские губернские ведомости».

1854 году перешел на работу преподавателя русского языка в Гатчинский Сиротский институт под покровительством императрицы.

1859 году пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц.


С 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения».

1864 году уволился из института и поехал за границу для лечения и изучения школьного дела на пять лет.

1864 году за границей написал учебную книгу «Родное слово», а также «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей».1867 году начал свой последний главный научный труд «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

1868 году вышел первый том «Человек как предмет воспитания», а через некоторое время вышел второй том. Третий том труда остался не завершенным.

22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер в Одессе К.Д. Ушинский.

Педагогическая деятельность Ушинского.

Основной целью воспитания считал духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.

  • Основные принципы воспитания:
    • народность;
    • христианская духовность;
    • научность.
  • Основные задачи школьного воспитания:
    • нравственное воспитание школьников;
    • сближение религиозного и светского образования;
    • воспитание у ребенка любви к труду;
    • воспитание патриотических чувств.

Цель нравственного воспитания – формирование личности, имеющей следующие качества:

· уважение и любовь к людям;

· искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру;

· чувство собственного достоинства.

Основные педагогические положения:

1. искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке;

2. построение обучения на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей детей, специфики развития их психики;

3. посильность содержания обучения и его последовательность;

4. учет в обучении общеразвивающего и практически полезного;

5. использование наглядности в обучении;

6. основной источник получения новых знаний – опыт, полученный с помощью внешних чувств;

7. широкое использование игры в процессе обучения;

8. основательность и прочность усвоения знаний;

9. единство функций воспитания и обучения;

10. урок – важнейший элемент системы обучения;

11. комплексное использование фронтальных форм обучения с индивидуальными.

Методики, разработанные К. Д. Ушинским:


1. повторение учебного материала;

2. формирование у детей общих представлений на основе наглядных представлений;

3. одновременное развитие мышления и речи у детей.

Методы поощрения и наказания:

1. соревнование;

2. похвала;

3. предупреждение;

4. низкая оценка за поведение.

Педагогическая система Ушинского.

Цель воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности, воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Для достижения воспитательных целей Ушинский рассматривал широкий круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы.

Проблемы нравственного воспитания представлены как общественно-исторические.

Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания.

Идеи К.Д. Ушинского используются и в современной школе, в учебниках и программах с экологической направленностью. В пед.учении Ушинского разработана оригинальная система природоохранного воспитания. Педагог утверждал, что природа не является материалом для удовлетворения человеческих потребностей, но определяет культуру и духовность человека. У Ушинского существует собственная модель изучения природы, согласно которой природу следует изучать не только в рамках естественных наук, но и целостно в единстве гуманитарных и естественных наук, народных представлений, этики, религии, эстетики, что определяет подходы к изучению окружающего мира.

В книгах «Родное слово» и «Детский мир» реализованы идеи природоохранного воспитания.

В первом случае, это предметно-объектный и эмоциональный уровень. Это позволяет изучать природу как живой развивающийся организм, постоянно связанный с человеком. Во втором случае, это рассмотрение взаимосвязей естественнонаучного и социального подхода изучения природы.

Заключение.

Итак, изучив материал и труды Ушинского, делаю вывод, что педагогика как наука не может существовать не опираясь на другие различные науки.