Файл: Педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д. Ушинского.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
Введение
Педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д. Ушинского оказала огромное влияние на процессы воспитания ребенка/воспитанника, проведение уроков, изучение новых материалов и закрепление пройденного материала.
Ушинский теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выяснить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.
Как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения.
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей.
Как школовед выдвинул программу преобразования русской школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.
Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.
Ушинский по-новому на педагогику как на науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание различных рецептов. Педагогика прежде всего должна опираться на научные различные знания, которые и позволяют педагогику считать наукой.
К.Д. Ушинский считал, что в ребенке, чтобы развить полноценную личность, необходимо развивать его все стороннее и духовно, но, чтобы процесс шел правильно и грамотно нужно ребенка узнавать и изучать так же со всех сторон, позиций и интересов.
Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.
Биография.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871). Родился в Туле у отстраненного офицера, участника войны 1812 года.
1840 году закончил Новгород-Северскую гимназию.
1844 году закончил юридический факультет Московского университета.
1846 году был назначен исполняющим обязанности профессора камерланских наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском лицее.
С 1848 года не официально редактировал часть газеты «Ярославские губернские ведомости».
1854 году перешел на работу преподавателя русского языка в Гатчинский Сиротский институт под покровительством императрицы.
1859 году пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц.
С 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения».
1864 году уволился из института и поехал за границу для лечения и изучения школьного дела на пять лет.
1864 году за границей написал учебную книгу «Родное слово», а также «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей».1867 году начал свой последний главный научный труд «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
1868 году вышел первый том «Человек как предмет воспитания», а через некоторое время вышел второй том. Третий том труда остался не завершенным.
22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер в Одессе К.Д. Ушинский.
Педагогическая деятельность Ушинского.
Основной целью воспитания считал духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.
- Основные принципы воспитания:
- народность;
- христианская духовность;
- научность.
- Основные задачи школьного воспитания:
- нравственное воспитание школьников;
- сближение религиозного и светского образования;
- воспитание у ребенка любви к труду;
- воспитание патриотических чувств.
Цель нравственного воспитания – формирование личности, имеющей следующие качества:
· уважение и любовь к людям;
· искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру;
· чувство собственного достоинства.
Основные педагогические положения:
1. искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке;
2. построение обучения на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей детей, специфики развития их психики;
3. посильность содержания обучения и его последовательность;
4. учет в обучении общеразвивающего и практически полезного;
5. использование наглядности в обучении;
6. основной источник получения новых знаний – опыт, полученный с помощью внешних чувств;
7. широкое использование игры в процессе обучения;
8. основательность и прочность усвоения знаний;
9. единство функций воспитания и обучения;
10. урок – важнейший элемент системы обучения;
11. комплексное использование фронтальных форм обучения с индивидуальными.
Методики, разработанные К. Д. Ушинским:
1. повторение учебного материала;
2. формирование у детей общих представлений на основе наглядных представлений;
3. одновременное развитие мышления и речи у детей.
Методы поощрения и наказания:
1. соревнование;
2. похвала;
3. предупреждение;
4. низкая оценка за поведение.
Педагогическая система Ушинского.
Цель воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности, воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.
Для достижения воспитательных целей Ушинский рассматривал широкий круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы.
Проблемы нравственного воспитания представлены как общественно-исторические.
Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться.
Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания.
Идеи К.Д. Ушинского используются и в современной школе, в учебниках и программах с экологической направленностью. В пед.учении Ушинского разработана оригинальная система природоохранного воспитания. Педагог утверждал, что природа не является материалом для удовлетворения человеческих потребностей, но определяет культуру и духовность человека. У Ушинского существует собственная модель изучения природы, согласно которой природу следует изучать не только в рамках естественных наук, но и целостно в единстве гуманитарных и естественных наук, народных представлений, этики, религии, эстетики, что определяет подходы к изучению окружающего мира.
В книгах «Родное слово» и «Детский мир» реализованы идеи природоохранного воспитания.
В первом случае, это предметно-объектный и эмоциональный уровень. Это позволяет изучать природу как живой развивающийся организм, постоянно связанный с человеком. Во втором случае, это рассмотрение взаимосвязей естественнонаучного и социального подхода изучения природы.
Заключение.
Итак, изучив материал и труды Ушинского, делаю вывод, что педагогика как наука не может существовать не опираясь на другие различные науки.