Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 4
Общие положения
Фонд оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по программе учебной дисциплины «Основы антикоррупционного поведения» по направлению подготовки 030900.62 юриспруденция и применяется с целью установления соответствия уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Фонд оценочных средств разработан на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013г. N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата»;
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр
- приказ № ___ от « » ____________ 201_ г.;
- Основной образовательной программы высшего образования (ООП ВО) по направлению подготовки;
- Рабочей программы дисциплины ФОС входит в состав учебно-методического комплекса дисциплины «Основы антикоррупционного поведения» и является неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки результата освоения обучающимися ООП ВО.
ФОС по дисциплине «Основы антикоррупционного поведения» представляет собой совокупность оценочных средств и методов их использования для осуществления контроля процесса освоения компетенций, определенных в ФГОС ВО.
Процесс изучения дисциплины «Основы антикоррупционного поведения» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК), и профессиональных компетенций профиля (ПКП), предусмотренных ООП ВО по направлению подготовки 030900.62 юриспруденция:
Карта оценки компетенций
Предметы оценивания |
Показатели оценивания |
Критерии оценки показателей |
Вид ОС |
1 |
2 |
3 |
4 |
Знание основных методов социальных и гуманитарных наук Умение использовать методы социальных и гуманитарных наук при анализе информации в рамках курса основы антикоррупционного поведения, классифицировать юридические науки и дисциплины (ОК-4) |
Выполнение поставленных в рамках эссе задач совместно с другими студентами |
Грамотное использование правовой терминологии, свободное изложение рассматриваемой проблемы, логичность и обоснованность выводов |
Эссе |
Знание основных закономерностей возникновения, функционирования и развития коррупции в РФ (ОК-6) Владение правовой терминологией; методами проведения сравнительного анализа, используемыми в юридических науках. (ОК-4) |
Формулировка и приведение относящихся к рассматриваемому вопросу аргументов |
Грамотно сформулированы и приведены относящиеся к рассматриваемому вопросу аргументы |
|
Знание основных закономерностей возникновения, функционирования и развития права России. Умение искать информацию юридического характера; находить источник, нормы которого подлежат применению при решении учебной задачи; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в соответствии с нормами права (ОК-9) |
Использование юридических понятий и категории в тексте документа и в ходе выступлений |
Точно и обоснованно использованы имеющие отношение к рассматриваемому вопросу юридические понятия и категории в тексте документа и в ходе выступлений |
|
Знание социальной значимости своей будущей профессии, уровня профессионального правосознания Умение классифицировать юридические науки и дисциплины, источники права (ОК-1) Владение навыками обобщения, анализа, восприятия информации (ОК-2) |
Выполнение поставленных в рамках семинара задач совместно с другими студентами |
Поставленные в рамках семинара задачи выполнены совместно с другими студентами |
Дискуссия на семинарах |
Знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач в области антикоррупционного поведения Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач в области антикоррупционного поведения (ОК-8) Владение навыками обобщения, анализа, восприятия информации (ОК-6) |
Грамотная формулировка и приведение относящихся к рассматриваемому вопросу аргументов |
Активное участие в дискуссии, обсуждение двух и более выступлений, точка зрения аргументирована и обоснована |
|
Знание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10) Умение искать информацию юридического характера; ориентироваться в системе отечественного законодательства; классифицировать источники права; Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ОК-11) . |
Точное и обоснованное использование юридических понятий и категории в тексте документа и в ходе выступлений |
Точно и обоснованно использованы имеющие отношение к рассматриваемому вопросу юридические понятия и категории в тексте документа и в ходе выступлений |
|
Знание основных принципов разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; основных методов социальных и гуманитарных наук (ПК-1) Умение объяснять важность соблюдения норм права; формировать правомерную мотивацию поведения окружающих. Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ПК-2) |
Проведение анализа основных направлений антикоррупционной политики |
Проведен сравнительный анализ норм правовых источников |
|
Знание основных принципов применения нормативно-правовых актов, умение реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности, объяснять важность соблюдения норм права; формировать правомерную мотивацию поведения окружающих (ПК-6) Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ПК-5) |
выполнение поставленных в рамках тестирования поставленных задач совместно с другими студентами |
Поставленные в рамках тестирования задачи выполнены совместно другими студентами |
Решение тестов |
Умение реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-14) Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ПК-16) |
Формулировка и приведение относящихся к рассматриваемому вопросу аргументов |
Грамотно сформулированы и приведены относящиеся к рассматриваемому вопросу аргументы |
|
Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-19) Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ПК-17) |
Использование историко-юридических понятий и категории в тексте документа и в ходе выступлений |
Точно и обоснованно использованы имеющие отношение к рассматриваемому вопросу юридические понятия и категории в тексте документа и в ходе выступлений |
|
Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-18) |
Проведение анализа антикоррупционных норм |
Проведен сравнительный анализ норм правовых источников согласно предъявляемым требованиям |
|
Умение давать классификацию юридической .науки и дисциплин (ОК-3) |
Проведение классификации антикоррупционного поведения |
Верно проведенная классификация антикоррупционного поведения |
СП |
Владение навыками обобщения, анализа, восприятия информации (ОК-3) |
Проведение обобщения, анализа нормативно-правовых актов |
Правильное проведение обобщения, анализа нормативно-правовых актов |
СП по теме № 3 |
Умение реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-17) |
Проведение реализации материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
Верно проведенная реализация материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
СП по теме № 5 |
Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-14) |
Осуществление квалификации фактов и обстоятельств |
Верно проведенная квалификация фактов и обстоятельств |
СП по теме № 7 |
Темы эссе
- Отношение к коррупции в разных слоях общества.
- Динамика массового сознания граждан и коррупция.
- Формирование антикоррупционной мотивации.
- Критерии оценки межличностных отношений.
5.Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции.
6.Международные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
7.Участие России в деятельности международных организаций по противодействию коррупции.
8.Организация Объединенных Наций (ООН).
9.Совет Европы, Группа государств против коррупции (ГРЕКО).
10.Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
11.Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
12. Национальное антикоррупционное законодательство: сравнительный анализ и проблемы имплементации норм международных антикоррупционных конвенций.
13. Международный и зарубежный опыт организации антикоррупционного обучения. Деятельность Международной антикоррупционной академии.
Ожидаемый результат: приобретение студентами знаний и практических умений в вопросах регулирования антикоррупционных отношений
Предметы оценивания |
Показатели оценки |
Критерии оценки показателей |
Шкала оценивания |
Способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимости к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) |
Написание эссе на выбранную тему, подтверждающее наличие необходимых теоретических знаний и практических умений, вырабатывающих профессиональное правосознание и способность добросовестно относиться к своим обязанностям, а также способность толковать нормативные акты и формулировать правовую позицию в сфере труда |
Написано эссе, содержание которого подтверждает подтверждает наличие необходимых теоретических знаний и практических умений, вырабатывающих профессиональное правосознание и способность добросовестно относиться к своим обязанностям, а также способность толковать нормативные акты и формулировать правовую позицию в сфере труда |
«5 балов» - грамотное использование правовой терминологии, свободное изложение рассматриваемой проблемы, логичность и обоснованность выводов; |
Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2) |
|||
Способен компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении персоналом (ОК-5) |
«3 балла» - грамотное использование правовой терминологии, частично верные суждения в рамках рассматриваемой темы, выводы не достаточно обоснованы; |
||
Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК 2) |
|||
Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности ( ПК 5) |
«1 балл» - грамотное использование правовой терминологии, способность видения существующей проблемы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения |
||
Способен толковать различные правовые акты (ПК-15) |
|||
Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности ( ПК-16) |
Условия выполнения:
1. Место (время) выполнения задания: самостоятельная (внеаудиторная) работа.
2. Максимальное время выполнения: 450 минут / 10 академических часов.
3. Источники информации и используемое оборудование: рабочая программа по дисциплине, рекомендованная в рабочей программе литература по теме эссе, другие источники, самостоятельно найденные автором, компьютер, принтер.
4. Инструкции/рекомендации по выполнению:
Используется как индивидуальное творческое задание в форме самостоятельной (внеаудиторной) работы;
Требования по содержанию эссе:
- эссе должно отражать знания студентом теории соответствующего вопроса и в обязательном порядке иметь ссылки на использованную литературу;
- при необходимости следует специально выделять специфику применения тех или иных теоретических и методических положений;
- обязательным элементом эссе является фактологический материал в форме практических примеров, а также, при необходимости, цифровых данных;
- используемый фактологический материал (за исключением исторических обзоров) не может отражать ситуацию ранее, чем за три года до момента написания эссе;
- эссе должны завершать обобщающие выводы, сделанные автором по результатам проведенного анализа.
Требования по оформлению эссе:
- эссе представляется на проверку на бумажном носителе (лист формат А 4), текст распечатывается по следующим параметрам: размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5; объем работы, включая приложения от 10 до 15 страниц указанного выше формата;
- на титульном листе (по произвольной форме) должна присутствовать личная подпись автора.
Темы дискуссий на семинарах:
Семинар № 1
«Природа коррупции как социального явления»
Вопросы:
-
- Понятие и признаки коррупции.
- Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе.
- Причины коррупции.
- Национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции.
Семинар № 2
Преступления коррупционной направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты
Вопросы:
1. Понятие, общая характеристика и виды коррупционных преступлений.
2. Интересы службы как объект коррупционных преступлений. 3.Субъекты коррупционных преступлений.
Семинар № 3
Предупреждение коррупции и формирование антикоррупционного поведения.
Вопросы:
1.Международно-правовые основы противодействия коррупции и проблемы их реализации.
2.Уголовное законодательство России и его значение в деле борьбы с коррупцией.
3. Законодательное регулирование деятельности по выявлению фактов коррупции и осуществлению расследования по делам о коррупционных преступлениях.
Семинар № 4
Международное сотрудничество России в области противодействия коррупции.
Вопросы:
1.Международный опыт борьбы с коррупцией
2.Механизмы использования в отечественном законодательстве международного опыта предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате
Семинар № 5
Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении.
Вопросы:
1. Правовой статус государственного органа и органа местного
самоуправления, коррупционные правонарушения при его реализации.
2. Полномочия государственных и муниципальных органов в сфере противодействия коррупции.
3. Антикоррупционные программы государственных органов и органов местного самоуправления.
Семинар № 6
Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции.
Вопросы:
1.Оперативно-розыскная деятельность по выявлению и пресечению коррупционных преступлений.
2.Расследование уголовных дел о коррупционных преступлениях.
3. Органы прокуратуры и иные правоохранительные органы в сфере противодействия коррупции.
4. Взаимодействие государственных органов при привлечении к ответственности юридических лиц, причастных к коррупции.
Семинар № 7
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Вопросы:
1.Деформация правовых норм.
2.Типология коррупциогенных факторов и критерии их оценки.
3.Антикоррупционная экспертиза (понятие, субъекты, порядок проведения).
Ожидаемый результат: подтверждение факта приобретения студентами теоретических знаний в объеме как минимум базиса изучаемой дисциплины.
Предметы оценивания |
Показатели оценки |
Критерии оценки показателей |
Шкала оценивания |
Способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимости к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) |
Знание теории по соответствующему вопросу в объеме базиса дисциплины |
Ответ на вопрос подтверждает знание теории в объеме базиса дисциплины |
10-8 баллов – участник дискуссии аргументировано изложил свою позицию, принял активное участие в последующей дискуссии; 7-5 балла – участник дискуссии, в целом правильно, но не достаточно аргументировано изложил свою позицию, в последующей дискуссии принимал активное участие; 4-1 балл – участник дискуссии в целом правильно, но не достаточно аргументировано изложил свою позицию, в последующей дискуссии принимал не слишком активное участие. 0 баллов – обучающийся не принимал участие в дискуссии. |
Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2) |
|||
Способен компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении персоналом (ОК-5) |
|||
Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК 2) |
|||
Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК 5) |
|||
Способен толковать различные правовые акты (ПК-15) |
|||
Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности ( ПК-16) |
Условия выполнения:
1. Место (время) выполнения задания: аудиторное семинарское занятие.
2. Максимальное время выполнения: 3 мин.
3. Источники информации и используемое оборудование: базовый учебник по дисциплине.
4. Инструкции/рекомендации по выполнению: подготовка к семинарскому занятию в форме изучения соответствующей темы учебника с пометками, сделанными во время лекции.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Телесные наказания, налагаемые на вид коррупционного поведения в древней Руси и в Московском государстве вплоть до XVIII…
а) почести;
б) поминки;
в) посулы;
2. К коррупционному поведению во времена древней Руси и Российской империи не относятся…
а) поединки;
б) мздоимство;
в) лихоимство;
3. Правовые акты советской России, устанавливавшие порядок применения и основания от освобождения от уголовной ответственности за взяточничество…
а) Декрет СНК 1918 г. «О борьбе со злоупотреблениями и попустительством должностных лиц»;
б) Декрет СНК 1918 г. «О взяточничестве»;
в) Декрет СНК 1920 г. «О борьбе с дачей и получением взяток»;
4. Ученый-юрист, который ввел понятие «коррупция» в юридическую терминологию…
а) Чезаре Ломбразо
б) Карл Маркс
-в) Сюзан Роуз-Аккерман.
5. Слово «коррупция» в переводе с латинского означает…
а) должностное преступление;
б) порча, подкуп;
в) государственный служащий.
6. Противодействие коррупции включает деятельность …
- федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, и др.
- юридических лиц
- коммерческих организаций
7. Государственные органы, наделенные полномочиями по борьбе с коррупцией, – это …
- Федеральная таможенная служба
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)
- Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий
8. Лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан, …
- в случае если им были указаны заведомо ложные сведения, может по решению суда возместить расходы, понесенные в связи с рассмотрением его сообщения
- несет административную ответственность
- несет дисциплинарную ответственность