Файл: Основы антикоррупционного поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общие положения

Фонд оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по программе учебной дисциплины «Основы антикоррупционного поведения» по направлению подготовки 030900.62 юриспруденция и применяется с целью установления соответствия уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Фонд оценочных средств разработан на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013г. N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата»;
  • ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр
  • приказ № ___ от « » ____________ 201_ г.;
  • Основной образовательной программы высшего образования (ООП ВО) по направлению подготовки;
  • Рабочей программы дисциплины ФОС входит в состав учебно-методического комплекса дисциплины «Основы антикоррупционного поведения» и является неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки результата освоения обучающимися ООП ВО.

ФОС по дисциплине «Основы антикоррупционного поведения» представляет собой совокупность оценочных средств и методов их использования для осуществления контроля процесса освоения компетенций, определенных в ФГОС ВО.

Процесс изучения дисциплины «Основы антикоррупционного поведения» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК), и профессиональных компетенций профиля (ПКП), предусмотренных ООП ВО по направлению подготовки 030900.62 юриспруденция:

Карта оценки компетенций

Предметы оценивания

Показатели

оценивания

Критерии оценки

показателей

Вид ОС

1

2

3

4

Знание основных методов социальных и гуманитарных наук

Умение использовать методы социальных и гуманитарных наук при анализе информации в рамках курса основы антикоррупционного поведения, классифицировать юридические науки и дисциплины (ОК-4)

Выполнение поставленных в рамках эссе задач совместно с другими студентами

Грамотное использование правовой терминологии, свободное изложение рассматриваемой проблемы, логичность и обоснованность выводов

Эссе

Знание основных закономерностей возникновения, функционирования и развития коррупции в РФ (ОК-6)

Владение правовой терминологией;

методами проведения сравнительного анализа, используемыми в юридических науках. (ОК-4)

Формулировка и приведение относящихся к рассматриваемому вопросу аргументов

Грамотно сформулированы и приведены относящиеся к рассматриваемому вопросу аргументы

Знание основных закономерностей возникновения, функционирования и развития права России.

Умение искать информацию юридического характера; находить источник, нормы которого подлежат применению при решении учебной задачи; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в соответствии с нормами права (ОК-9)

Использование юридических понятий и категории в тексте документа и в ходе выступлений

Точно и обоснованно использованы имеющие отношение к рассматриваемому вопросу юридические понятия и категории в тексте документа и в ходе выступлений

Знание социальной значимости своей будущей профессии, уровня профессионального правосознания

Умение классифицировать юридические науки и дисциплины, источники права (ОК-1)

Владение навыками обобщения, анализа, восприятия информации (ОК-2)

Выполнение поставленных в рамках семинара задач совместно с другими студентами

Поставленные в рамках семинара задачи выполнены совместно с другими студентами

Дискуссия на семинарах

Знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач в области антикоррупционного поведения

Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач в области антикоррупционного поведения (ОК-8)

Владение навыками обобщения, анализа, восприятия информации (ОК-6)

Грамотная формулировка и приведение относящихся к рассматриваемому вопросу аргументов

Активное участие в дискуссии, обсуждение двух и более выступлений, точка зрения аргументирована и обоснована

Знание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10)

Умение искать информацию юридического характера; ориентироваться в системе отечественного законодательства; классифицировать источники права;

Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ОК-11)

.

Точное и обоснованное использование юридических понятий и категории в тексте документа и в ходе выступлений

Точно и обоснованно использованы имеющие отношение к рассматриваемому вопросу юридические понятия и категории в тексте документа и в ходе выступлений

Знание основных принципов разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; основных методов социальных и гуманитарных наук (ПК-1)

Умение объяснять важность соблюдения норм права; формировать правомерную мотивацию поведения окружающих.

Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ПК-2)

Проведение анализа основных направлений антикоррупционной политики

Проведен сравнительный анализ норм правовых источников

Знание основных принципов применения нормативно-правовых актов, умение реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности, объяснять важность соблюдения норм права; формировать правомерную мотивацию поведения окружающих (ПК-6)

Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ПК-5)

выполнение поставленных в рамках тестирования поставленных задач совместно с другими студентами

Поставленные в рамках тестирования задачи выполнены совместно другими студентами

Решение тестов

Умение реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-14)

Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ПК-16)

Формулировка и приведение относящихся к рассматриваемому вопросу аргументов

Грамотно сформулированы и приведены относящиеся к рассматриваемому вопросу аргументы

Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-19)

Владение приемами толкования различных нормативно-правовых актов (ПК-17)

Использование историко-юридических понятий и категории в тексте документа и в ходе выступлений

Точно и обоснованно использованы имеющие отношение к рассматриваемому вопросу юридические понятия и категории в тексте документа и в ходе выступлений

Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-18)

Проведение анализа антикоррупционных норм

Проведен сравнительный анализ норм правовых источников согласно предъявляемым требованиям

Умение давать классификацию юридической .науки и дисциплин (ОК-3)

Проведение классификации антикоррупционного поведения

Верно проведенная классификация антикоррупционного поведения

СП

Владение навыками обобщения, анализа, восприятия информации (ОК-3)

Проведение обобщения, анализа нормативно-правовых актов

Правильное проведение обобщения, анализа нормативно-правовых актов

СП по теме № 3

Умение реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-17)

Проведение реализации

материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Верно проведенная реализация

материального и процессуального права в профессиональной деятельности

СП по теме № 5

Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-14)

Осуществление квалификации фактов и обстоятельств

Верно проведенная квалификация фактов и обстоятельств

СП по теме № 7


Темы эссе

  1. Отношение к коррупции в разных слоях общества.
  2. Динамика массового сознания граждан и коррупция.
  3. Формирование антикоррупционной мотивации.
  4. Критерии оценки межличностных отношений.

5.Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции.

6.Международные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.

7.Участие России в деятельности международных организаций по противодействию коррупции.

8.Организация Объединенных Наций (ООН).

9.Совет Европы, Группа государств против коррупции (ГРЕКО).

10.Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

11.Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

12. Национальное антикоррупционное законодательство: сравнительный анализ и проблемы имплементации норм международных антикоррупционных конвенций.

13. Международный и зарубежный опыт организации антикоррупционного обучения. Деятельность Международной антикоррупционной академии.

Ожидаемый результат: приобретение студентами знаний и практических умений в вопросах регулирования антикоррупционных отношений

Предметы

оценивания

Показатели

оценки

Критерии оценки показателей

Шкала оценивания

Способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимости к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1)

Написание эссе на выбранную тему, подтверждающее наличие необходимых теоретических знаний и практических умений, вырабатывающих профессиональное правосознание и способность добросовестно относиться к своим обязанностям, а также способность толковать нормативные акты и формулировать правовую позицию в сфере труда

Написано эссе, содержание которого подтверждает подтверждает наличие необходимых теоретических знаний и практических умений, вырабатывающих профессиональное правосознание и способность добросовестно относиться к своим обязанностям, а также способность толковать нормативные акты и формулировать правовую позицию в сфере труда

«5 балов» - грамотное использование правовой терминологии, свободное изложение рассматриваемой проблемы, логичность и обоснованность выводов;

Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2)

Способен компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении персоналом (ОК-5)

«3 балла» - грамотное использование правовой терминологии, частично верные суждения в рамках рассматриваемой темы, выводы не достаточно обоснованы;

Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК 2)

Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности ( ПК 5)

«1 балл» - грамотное использование правовой терминологии, способность видения существующей проблемы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения

Способен толковать различные правовые акты (ПК-15)

Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

( ПК-16)


Условия выполнения:

1. Место (время) выполнения задания: самостоятельная (внеаудиторная) работа.

2. Максимальное время выполнения: 450 минут / 10 академических часов.

3. Источники информации и используемое оборудование: рабочая программа по дисциплине, рекомендованная в рабочей программе литература по теме эссе, другие источники, самостоятельно найденные автором, компьютер, принтер.

4. Инструкции/рекомендации по выполнению:

Используется как индивидуальное творческое задание в форме самостоятельной (внеаудиторной) работы;

Требования по содержанию эссе:

  • эссе должно отражать знания студентом теории соответствующего вопроса и в обязательном порядке иметь ссылки на использованную литературу;
  • при необходимости следует специально выделять специфику применения тех или иных теоретических и методических положений;
  • обязательным элементом эссе является фактологический материал в форме практических примеров, а также, при необходимости, цифровых данных;
  • используемый фактологический материал (за исключением исторических обзоров) не может отражать ситуацию ранее, чем за три года до момента написания эссе;
  • эссе должны завершать обобщающие выводы, сделанные автором по результатам проведенного анализа.

Требования по оформлению эссе:

  • эссе представляется на проверку на бумажном носителе (лист формат А 4), текст распечатывается по следующим параметрам: размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5; объем работы, включая приложения от 10 до 15 страниц указанного выше формата;
  • на титульном листе (по произвольной форме) должна присутствовать личная подпись автора.

Темы дискуссий на семинарах:

Семинар № 1

«Природа коррупции как социального явления»

Вопросы:

    1. Понятие и признаки коррупции.
    2. Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе.
    3. Причины коррупции.
    4. Национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции.

Семинар № 2

Преступления коррупционной направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты

Вопросы:

1. Понятие, общая характеристика и виды коррупционных преступлений.

2. Интересы службы как объект коррупционных преступлений. 3.Субъекты коррупционных преступлений.


Семинар № 3

Предупреждение коррупции и формирование антикоррупционного поведения.

Вопросы:

1.Международно-правовые основы противодействия коррупции и проблемы их реализации.

2.Уголовное законодательство России и его значение в деле борьбы с коррупцией.

3. Законодательное регулирование деятельности по выявлению фактов коррупции и осуществлению расследования по делам о коррупционных преступлениях.

Семинар № 4

Международное сотрудничество России в области противодействия коррупции.

Вопросы:

1.Международный опыт борьбы с коррупцией

2.Механизмы использования в отечественном законодательстве международного опыта предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате

Семинар № 5

Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении.

Вопросы:

1. Правовой статус государственного органа и органа местного

самоуправления, коррупционные правонарушения при его реализации.

2. Полномочия государственных и муниципальных органов в сфере противодействия коррупции.

3. Антикоррупционные программы государственных органов и органов местного самоуправления.

Семинар № 6

Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции.

Вопросы:

1.Оперативно-розыскная деятельность по выявлению и пресечению коррупционных преступлений.

2.Расследование уголовных дел о коррупционных преступлениях.

3. Органы прокуратуры и иные правоохранительные органы в сфере противодействия коррупции.

4. Взаимодействие государственных органов при привлечении к ответственности юридических лиц, причастных к коррупции.

Семинар № 7

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

Вопросы:

1.Деформация правовых норм.

2.Типология коррупциогенных факторов и критерии их оценки.

3.Антикоррупционная экспертиза (понятие, субъекты, порядок проведения).

Ожидаемый результат: подтверждение факта приобретения студентами теоретических знаний в объеме как минимум базиса изучаемой дисциплины.

Предметы

оценивания

Показатели

оценки

Критерии оценки показателей

Шкала оценивания

Способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимости к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1)

Знание теории по соответствующему вопросу в объеме базиса дисциплины

Ответ на вопрос подтверждает знание теории в объеме базиса дисциплины

10-8 баллов – участник дискуссии аргументировано изложил свою позицию, принял активное участие в последующей дискуссии;

7-5 балла – участник дискуссии, в целом правильно, но не достаточно аргументировано изложил свою позицию, в последующей дискуссии принимал активное участие;

4-1 балл – участник дискуссии в целом правильно, но не достаточно аргументировано изложил свою позицию, в последующей дискуссии принимал не слишком активное участие.

0 баллов – обучающийся не принимал участие в дискуссии.

Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2)

Способен компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении персоналом (ОК-5)

Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК 2)

Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК 5)

Способен толковать различные правовые акты (ПК-15)

Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности ( ПК-16)


Условия выполнения:

1. Место (время) выполнения задания: аудиторное семинарское занятие.

2. Максимальное время выполнения: 3 мин.

3. Источники информации и используемое оборудование: базовый учебник по дисциплине.

4. Инструкции/рекомендации по выполнению: подготовка к семинарскому занятию в форме изучения соответствующей темы учебника с пометками, сделанными во время лекции.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест №1 Понятие коррупции. Коррупция как социально-правовое явление. История коррупции в России и зарубежных государствах

1.Телесные наказания, налагаемые на вид коррупционного поведения в древней Руси и в Московском государстве вплоть до XVIII…

а) почести;

б) поминки;

в) посулы;

2. К коррупционному поведению во времена древней Руси и Российской империи не относятся…

а) поединки;

б) мздоимство;

в) лихоимство;

3. Правовые акты советской России, устанавливавшие порядок применения и основания от освобождения от уголовной ответственности за взяточничество…

а) Декрет СНК 1918 г. «О борьбе со злоупотреблениями и попустительством должностных лиц»;

б) Декрет СНК 1918 г. «О взяточничестве»;

в) Декрет СНК 1920 г. «О борьбе с дачей и получением взяток»;

4. Ученый-юрист, который ввел понятие «коррупция» в юридическую терминологию…

а) Чезаре Ломбразо

б) Карл Маркс

-в) Сюзан Роуз-Аккерман.

5. Слово «коррупция» в переводе с латинского означает…

а) должностное преступление;

б) порча, подкуп;

в) государственный служащий.

6. Противодействие коррупции включает деятельность …

  1. федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, и др.
  2. юридических лиц
  3. коммерческих организаций

7. Государственные органы, наделенные полномочиями по борьбе с коррупцией, – это …

  1. Федеральная таможенная служба
  2. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)
  3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий

8. Лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан, …

  1. в случае если им были указаны заведомо ложные сведения, может по решению суда возместить расходы, понесенные в связи с рассмотрением его сообщения
  2. несет административную ответственность
  3. несет дисциплинарную ответственность