Файл: Практическая работа 1 3 Карты электрической активности мозга как материал для визуальной клинической диагностики 10.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мотивационные центры гипоталамуса имеют обширные связи с ретикулярной формацией ствола и лимбической системой, через которые в мотивационные реакции включается целый комплекс корково-подкорковых аппаратов. Благодаря обширности связей и особой чувствительности к изменениям гомеостаза центры гипоталамуса являются своеобразными пейсмекерами для мотиваций.
Целенаправленное поведение организма для удовлетворения возникшей потребности не может быть организовано только гипоталамическими центрами. Они создают "побуждение к деятельности". В зависимости от степени их возбуждения в мотивационную реакцию включаются лимбические образования головного мозга и новая кора. Образования лимбической системы модулируют активность гипоталамических ядер.
Корковые структуры, включенные в мотивационное возбуждение, осуществляют активный перебор информации среды для прогноза будущей деятельности, для определения степени вероятности достижения цели и организуют целенаправленное поведение. Бесполушарное животное, будучи голодным, тем не менее не отправляется на поиски пищи и потребляет ее только в том случае, когда она вкладывается ему непосредственно в рот. Но такие животные отчетливо проявляют чувство голода и насыщения. В голодном состоянии они беспокойны, кричат, а при насыщении - успокаиваются.
Первым признаком развивающегося мотивационного возбуждения всегда является подчеркнутая ориентировочно-исследовательская реакция. Животное настораживается, прислушивается, принюхивается, присматривается к окружающим предметам. Ориентировочная реакция обеспечивает включение неспецифических активирующих систем мозга и приводит к повышению тонуса корковых нейронов, что облегчает формирование новых нервных связей и активный поиск определенных веществ (факторов) во внешней среде.
Согласно современным представлениям, наиболее тонкие и ответственные процессы в организации целенаправленного поведения происходят в коре больших полушарий по схеме: лобные доли - задние отделы - лобная кора. Многочисленные потребности создают в медиобазальных отделах лобной коры состояние "напряжения", которое служит первым толчком к поиску средств удовлетворения этих потребностей. Аналитико-синтетическая деятельность задней "внутренней системы" новой коры (третичные зоны височной, теменной и затылочной областей) обеспечивает мобилизацию ранее накопленного опыта, на базе которого формируется программа действий. Сопоставление этой программы с реальным ходом ее осуществления производится структурами лобной коры. Таким образом, в сложном процессе формирования функциональной системы и регуляции целенаправленного поведения лобные доли несут двойную нагрузку, совмещая инициирующую и контролирующую функции.
Через связи с вегетативными ядрами среднего, продолговатого и спинного мозга и связи с эндокринной системой мотивационные центры гипоталамуса осуществляют энергетическое обеспечение соматических двигательных реакций (изменение кровообращения, дыхания, интенсивности обмена) и связь соматических реакций с вегетативными.
После того, как будут найдены факторы, способные удовлетворить исходную биологическую потребность, мотивационное возбуждение снимается. Уменьшение и прекращение мотивационного возбуждения может произойти заранее, до наступления истинного "метаболического" насыщения, т.е. до того, как произойдет полное восстановление параметров внутренней среды. Достаточно т.н. "сенсорного" насыщения - афферентной сигнализации с рецепторов организма по мере осуществления физиологических актов, направленных на удовлетворение исходной потребности. Но если сенсорное насыщение не подкрепляется метаболическим, оно снимает мотивацию на короткий отрезок времен; метаболическое насыщение снимает мотивацию надолго.
Практическая работа № 3
Тема 12. Физиологическое выражение эмоций, их функции и структура
5. «От страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по телу», «сердце щемит». Какое научное понятие объединяет все эти выражения?
Ответ:
Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.
-
Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности. -
Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.
Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье спёрло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.
Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует эмоции, т. е. управляет ими.
Практическая работа №4
по Теме 13. Функциональные п состояния и физиологическая основа если реализации.
Вопрос № 3
Рассмотрите вопрос «Стресс и чувство тревоги, их влияние в жизни человека»
Ответ :
Стресс – это биологическая реакция организма в виде напряжения.
Расхожее мнение, что стресс губителен не является истинным. У стресса есть три вида: сам стресс – как реакция внутренних органов на возбудителя или защитная реакция; эустресс – положительная реакция организма и дистресс – разрушающая реакция, приводящая к полной дезорганизации организма.
Стресс проявляется как реакция на стрессор в двух направлениях – физическом и психологическом.
Физический стресс – проявляется как напряжение при физических травмах, воздействии погодных условий (холод, жара), остро проявляется при голодании, инфекционные заражения, кровотечения и все виды биологического воздействия.
Психологический стресс – проявляется как психическое напряжение, зависящее от различных видов стрессоров. Это может быть внешнее воздействие социума или внутренний конфликт.
Информационная форма психологического стресса проявляется в ситуациях, когда человек перестает справляться с информационными нагрузками. Он не успевает выполнять поставленные перед ним задачи, не может принять решение или взять на себя ответственность в случае принятия решения.
Эмоциональный стресс является запуском протекания психических процессов, трансформации, поведения (как двигательного, так и речевого), мыслей.
Проявление эмоционального стресса заметно увеличилось за последние пятьдесят лет, благодаря развитию технического прогресса. К сожалению, общее положение дел показывает увеличение тревожных расстройств среди людей во всем мире. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) признала тревожность психологической «чумой XXI века».
Жизнь людей становиться более комфортной, но к сожалению, уровень тревожности только увеличивается. Больше всего она проявляется в так называемой «социальной связанности». Можно предположить, что существует связь между развитием общества (по отдельным исследованиям «больших городов») и проявлением высокой тревожности. Общество потребления предъявляет человеку множество условий, большинству которых он не в состоянии соответствовать
, происходит конфликт.
Эмоции и тревога всегда идут рука об руку. Когда тревога представляет собой безобъектную форму она становиться причиной дезорганизованного поведения. Одним из первых признаков будет являться некоммуникабельность. Человек начинает терять навыки взаимодействия, основой чего является снижение уверенности в себе. Если это происходит, постоянные укоры по отношению к себе начинают заполнять голову: «Вдруг я скажу что-то не то» или «Они могут подумать…», «Она считает меня неудачником». Чем больше такие мысли прокручиваются в голове, тем больше поддерживается проблема существования тревожности, тем больше человек чувствует себя одиноким.Повышенная тревожность не даёт возможности адекватно реагировать на повседневные проблемы. Так как тревожность постепенно начинает быть частью личности, человек постепенно начинает воспринимать её как нечто, что объясняет его мир: «Я не пойду на встречу, мне придётся принимать решение, я не готов к этому», «Не пойду ко врачу, а вдруг у меня рак», «Лучше буду молчать, вдруг меня примут за глупую, а я глупая и ничего не понимаю».
Конечно, в основе такого поведения и мышления могут быть непроработанные травмы детства и подростничества, но не нужно забывать, что в процессе ежедневной коммуникации мы можем травмировать себя сами. Это происходит также естественно, как мы дышим. Разница в том, что постоянное неосознанное травмирование приводит к расстройству, но может быть осознанно и трансформировано в более здоровое состояние. Трудность такой трансформации заключается в том, что люди принимают данный процесс как основу своей личности, они привыкли к этому. Такие мысли приводят к долгим годам страданий. Они не видят перспектив и могут превратить свою жизнь в одно сплошное страдание.
Благодаря различным психологическим техникам удается помочь изменить эмоциональное состояние страдающего человека.
Наиболее продуктивные техники в направлении:
+ когнитивно-поведенческой терапии
+ схема-терапии
+ Mindfulness.
Множество исследований показали очень высокий процент положительного результата по окончанию данного вида психологической помощи. Уже через несколько месяцев наблюдаются устойчивые изменения. Жизнь становиться лучше и более осознанней. Для этого следует вооружиться различными техниками самопомощи и тревога будет у вас под контролем, стрессовые ситуации будут уменьшаться.