Файл: Современный урок Какой опыт можем использовать для проектирования современного урока Развивающая система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Ситуация успеха. Постановка учебной задачи.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС и современного урока


Сапачева Лиана Рудольфовна,

к.п.н., доцент факультета общего образования ГАУДПО МО «ИРО»

?

На примере

Современный урок

Какой опыт можем использовать

для проектирования

современного урока

Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова


«Ситуация успеха».
Постановка учебной задачи:
столкновение знания с незнанием;
выявление проблемы;
выдвижение гипотез, идей;
выбор, проверка гипотез;
подведение итога.
Моделирование.
Преобразование модели.
Контроль.
Оценка.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова


Система заданий поискового характера
    Индуктивный или дедуктивный путь познания.
    Открытие в результате решения коллизий.
    Нахождение вариантов правильных решений.
    Установление взаимосвязей, взаимозависимостей.

    Сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках правилами, определениями, описаниями.
    Применение усваиваемых знаний

    в разнообразных условиях, во взаимосвязи с ранее изученным материалом.

Развивающая система Л.В. Занкова


Подготовительная работа к постановке проблемной ситуации.
Постановка проблемной ситуации.
Организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми.
Подготовка и организация системы моделирующих действий (или заданий) для решения проблемной ситуации.
Осознание необходимости и рациональности нового знания.
Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объем.
Обобщение этого знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия.

Образовательная модель «Гармония» руководитель Н.Б. Истомина


Частично-поисковые или творческие задания.
    Совместная деятельность учителя и учащихся.
    Обсуждение совместных способов действий.
    Анализ. Выбор вариантов.
    Выделение существенных признаков изучаемого понятия.
    Осознание взаимосвязи с ранее изученным материалом.

    Закрепление.

    Ориентировка на существенные признаки и способы действий.
    Использование приемов выбора, сравнения, обобщения, анализ ошибок, обсуждение различных способов решения.

    Повторение изученного (обучающая функция).

Образовательная модель «Школа 2000…» (авт. Л.Г. Петерсон)


Самоопределение к деятельности (1-2 мин).
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин).
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин).
Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин).
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин).
Рефлексия деятельности (2-3 мин).

Урок рефлексии (по Л.Г. Петерсон)


Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.
Локализация затруднений.
Построение проекта выхода из затруднения.
Обобщение затруднений во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия деятельности.


Итог исторического опыта отражен

во ФГОС НОО, в ФОП НОО,

в системно-деятельностном подходе

Раскрывает технологические элементы урока

Основная задача педагога состоит в обеспечении деятельностного характера

обучения младших школьников.

Ключевыми технологическими элементами которого являются:

- создание ситуаций столкновения знаний с незнанием, ситуаций затруднений в деятельности;

- выявление проблемы, причины затруднения и постановки цели деятельности, организация осознания учебной задачи и ее принятия учащимися;

- построение проекта выхода из затруднения, организация деятельности по выдвижению гипотез, идей, версий;

- анализ, выбор, проверка гипотез, нахождение правильных вариантов решений;

- сличение результатов работы с вводимыми в учебниках правилами, определениями, описаниями;

- организация моделирования изучаемого понятия на основе выделения его существенных признаков;

- организация осознания необходимости и рациональности нового знания;

- организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объем, в разнообразных условиях, во взаимосвязи с ранее изученным материалом;



- обобщение этого знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия.

Как создать проблему на уроке

Какой опыт можем использовать

Приемы создания проблемной ситуации

Математика. Тема «Скобки»

2 + 5 ∙ 3 = 17 2 + 5 ∙ 3 = 21

Русский язык. Тема «Непроизносимые согласные»

весть, известие, вестник, известный, известно

В одних словах «т» произносится, в других нет

Русский язык. Тема «Сложные слова»

Сколько корней в слове МУХОЛОВКА?

Русский язык. Тема «Правописание суффиксов –чик и -щик»

груз буфет

От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик, -щик

Русский язык. Тема «Образование наречий»

редкий редко

мягкий мягко

легкий легко

Разберите по составу слова каждого столбика.

Математика. Тема «Умножение»

Сначала ряд заданий типа 2 + 2 + 2 + 2 = 8

А затем задача «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?

Математика. Тема «Составная задача»

Сначала даются две простые задачи, с которыми учащиеся справляются.

Затем предлагается третья задача (составная)

Математика. Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»

На доске ряд чисел. Что это за числа? (однозначные и двузначные). Выпишите однозначные числа, умножьте их на 7.

Выпишите двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

Русский язык. Тема «Глаголы-исключения»

Сначала упражняются на применении известного способа определения спряжения глаголов ( -еть – 1 спряжение, -ить – 2 спряжение)

Далее просит определить спряжение:

смотреть стелить

Проверить, проспрягать

Математика. Темы «Сравнение по длине», «Сравнение углов»

?