Файл: Современный урок Какой опыт можем использовать для проектирования современного урока Развивающая система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Ситуация успеха. Постановка учебной задачи.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС и современного урока
Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Развивающая система Л.В. Занкова
Образовательная модель «Гармония» руководитель Н.Б. Истомина
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС и современного урока
Сапачева Лиана Рудольфовна,
к.п.н., доцент факультета общего образования ГАУДПО МО «ИРО»
?
На примере
Современный урок
Какой опыт можем использовать
для проектирования
современного урока
Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
«Ситуация успеха».
Постановка учебной задачи:
столкновение знания с незнанием;
выявление проблемы;
выдвижение гипотез, идей;
выбор, проверка гипотез;
подведение итога.
Моделирование.
Преобразование модели.
Контроль.
Оценка.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Система заданий поискового характера
- Индуктивный или дедуктивный путь познания.
Открытие в результате решения коллизий.
Нахождение вариантов правильных решений.
Установление взаимосвязей, взаимозависимостей.
Сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках правилами, определениями, описаниями.
Применение усваиваемых знаний
в разнообразных условиях, во взаимосвязи с ранее изученным материалом.
Развивающая система Л.В. Занкова
Подготовительная работа к постановке проблемной ситуации.
Постановка проблемной ситуации.
Организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми.
Подготовка и организация системы моделирующих действий (или заданий) для решения проблемной ситуации.
Осознание необходимости и рациональности нового знания.
Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объем.
Обобщение этого знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия.
Образовательная модель «Гармония» руководитель Н.Б. Истомина
Частично-поисковые или творческие задания.
- Совместная деятельность учителя и учащихся.
Обсуждение совместных способов действий.
Анализ. Выбор вариантов.
Выделение существенных признаков изучаемого понятия.
Осознание взаимосвязи с ранее изученным материалом.
Закрепление.
Ориентировка на существенные признаки и способы действий.
Использование приемов выбора, сравнения, обобщения, анализ ошибок, обсуждение различных способов решения.
Повторение изученного (обучающая функция).
Образовательная модель «Школа 2000…» (авт. Л.Г. Петерсон)
Самоопределение к деятельности (1-2 мин).
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин).
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин).
Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин).
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин).
Рефлексия деятельности (2-3 мин).
Урок рефлексии (по Л.Г. Петерсон)
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.
Локализация затруднений.
Построение проекта выхода из затруднения.
Обобщение затруднений во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия деятельности.
Итог исторического опыта отражен
во ФГОС НОО, в ФОП НОО,
в системно-деятельностном подходе
Раскрывает технологические элементы урока
Основная задача педагога состоит в обеспечении деятельностного характера
обучения младших школьников.
Ключевыми технологическими элементами которого являются:
- создание ситуаций столкновения знаний с незнанием, ситуаций затруднений в деятельности;
- выявление проблемы, причины затруднения и постановки цели деятельности, организация осознания учебной задачи и ее принятия учащимися;
- построение проекта выхода из затруднения, организация деятельности по выдвижению гипотез, идей, версий;
- анализ, выбор, проверка гипотез, нахождение правильных вариантов решений;
- сличение результатов работы с вводимыми в учебниках правилами, определениями, описаниями;
- организация моделирования изучаемого понятия на основе выделения его существенных признаков;
- организация осознания необходимости и рациональности нового знания;
- организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объем, в разнообразных условиях, во взаимосвязи с ранее изученным материалом;
- обобщение этого знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия.
Как создать проблему на уроке
Какой опыт можем использовать
Приемы создания проблемной ситуации
Математика. Тема «Скобки»
2 + 5 ∙ 3 = 17 2 + 5 ∙ 3 = 21
Русский язык. Тема «Непроизносимые согласные»
весть, известие, вестник, известный, известно
В одних словах «т» произносится, в других нет
Русский язык. Тема «Сложные слова»
Сколько корней в слове МУХОЛОВКА?
Русский язык. Тема «Правописание суффиксов –чик и -щик»
груз буфет
От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик, -щик
Русский язык. Тема «Образование наречий»
редкий редко
мягкий мягко
легкий легко
Разберите по составу слова каждого столбика.
Математика. Тема «Умножение»
Сначала ряд заданий типа 2 + 2 + 2 + 2 = 8
А затем задача «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?
Математика. Тема «Составная задача»
Сначала даются две простые задачи, с которыми учащиеся справляются.
Затем предлагается третья задача (составная)
Математика. Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»
На доске ряд чисел. Что это за числа? (однозначные и двузначные). Выпишите однозначные числа, умножьте их на 7.
Выпишите двузначные числа и тоже умножьте их на 7.
Русский язык. Тема «Глаголы-исключения»
Сначала упражняются на применении известного способа определения спряжения глаголов ( -еть – 1 спряжение, -ить – 2 спряжение)
Далее просит определить спряжение:
смотреть стелить
Проверить, проспрягать
Математика. Темы «Сравнение по длине», «Сравнение углов»
?