Файл: Реализация системного подхода в психологических исследованиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

3.1

Вид работы

Эссе

Название дисциплины

Методологические основы психологии

Тема

Реализация системного подхода в психологических исследованиях

Фамилия

Романова

Имя

Ольга

Отчество

Андреевна

№ контракта

03900617406457007


Основная часть

Реализация системного подхода в психологических исследованиях


Системный подход является ведущим методологическим принципом современной науки. Системный подход позволяет отследить общность психических явлений друг с другом и с другими явлениями объективной действительности. При изучении данной темы полезно использовать метафору «пазла». В психологии накоплено множество фактов, которые не всегда связаны друг с другом – подобно отдельным деталям «пазла». Основной целью данной головоломки является создание целостной картинки. В настоящее время психология напоминает собой поле, на котором выкладывается «пазл», однако изображение весьма разорвано и фрагментарно, в отдельных случаях фрагменты картинки складываются более успешно, но в целом картинка недостаточно прояснена. Системный подход – главный инструмент объединения разрозненных научных фактов.

Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Термин "системный подход" охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы
развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Системный подход все шире применяется в психологии, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования.

Применение системного подхода в психологии стимулируется успехом частных системных теорий в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций. Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке. Но это не означает, что системный подход - синоним интеграции. Предпосылки системного подхода. Единство мира состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия). Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

Принцип целостности гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология выдвигает программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

В Гештальтпсихологии утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты.

Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применима первоначально к экспериментальному изучению восприятия. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: контактность, структурность, зависимость образа предмета от его окружения и др.

Л. С. Выготский вводит в науку учение о принципе системного строения высших психических функций. В результате исследований Л. С. Выготский определяет что высшая функция организуется посредством психологического орудия. Компонентами психологической системы, по

мнению Выготского, являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), а целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется (например, у дошкольников ведущую функцию выполняет память, а у младших школьников – мышление).

Принцип системно динамической локализации психических функций помог Александру Романовичу Лурия (1902 – 1997 гг.) сформировать концептуальный аппарат феноменологическую базу нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики (известных мировой науке как «батарея» луриевских методов).

Жанн Пиаже уделив особое внимание системному характеру интеллектуальной деятельности.

Интериаризованные действия становится операциями ума, только тогда они координируются между собой, создавая обратимые, устойчивые связи и в то же время подвижные целостные структуры.

В ходе развития ребенка: совершается переход интеллекта от сенсомоторных структур к структурам более высокого уровня6 сперва к стадии конкретных умственный действий, затем к стадии, когда эти действия превращаются в операции и возникает способность к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.

Операции отличаются тем, что они обратимы (могут восстанавливаться) и скоординированы в системы. Важное преимущество такого подхода заключалось в том, что принцип системности сочетался с принципом развития.

Принцип системности, на сегодняшнем уровне развития науки, определяется как методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующие явления рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре, представляет собой применение к частной области общенаучного системного принципа. Психологические системы рассматриваются как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, на основе которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

Принцип системности
 - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют (Ярошевский). Т.е. данный принцип требует рассматривать любое пс. явл-е как сисему, несводимую к сумме своих элементов.

5 концепций, противоречащих принципу системности:

холизм (от греч. «целый, весь»)- это концепция обобщает фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало.

элементаризм - каждый из компонентов системы является самодостаточной величиной, т.е. они независимы др. от др.

эклектизм (от греч. «выбирающий»)- соединение разнородных, лишенных внутренних связей, несовместимых др. с др. идей и положений либо подменена одних логических оснований другими.

редукционизм - сводил целое к частям, либо сложные явления к простым.

внешний методологизм - высшая методология, управляет работой каждого элемента, организма, науки, каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов.

Концепции, реализующие принц, систем-ти:

+

Аристотель: 1ым в истории науч. мысли утвердилпринцип систем-ти. Душа представляется внешней по отношению к телу, она разделена на части, каждая из которых находится в разных органах тела. Организм –целостная система, которая зависит от движения частиц. Живое тело имеет физич. состав; в нем действие эл-тов соверш-ся по особым внутр. принципам, установленным организмом как целым, от к-ых зависит взаимод-е частей. Тело прекращает свое сущест-ние не из-за исчезновения одного из эл-тов, а по причине распада его системной организации.

Дуалистич. направл-е (17 в.) - здесь зарождается новый тип системного объяс-ния организма - модель Декарта: организм есть машина, образное работающее устройство. Здесь же происх. открытие рефлекторной природы повед-я.

Середина 18 в. – меняется весь строй представлений об организме. Организм и среда понимались как целостность. Дарвин: организм наделен изначально заложенной в нем целью, т.е. механизмом естеств. отбора. Клод Бернар: сущ-ет 2 среды: внеш. (физич.) и внутрен.; в них сущ-ют все живые эл-ты органич. тела. Гельмгольц: целостный пс. образ строится сенсомотор. механизмом. Сеченов Иван Михаил.: теория нейрорегуляции поведения целостного организма.


В сер. 19 в. – появ. психотерапевтические теории/ псих. школы. Фрейд описал защит. мех-мы, благодаря которым л-ть с ее влечениями способна выжить в соц. мире. Проблема научения - И.П.Павлов и Э.Торндайк очертили своими открытиями новую предметную область, названную поведением. Действующим лицом поведения выступил целостный организм. «Нельзя объяснить работу системы, не выяснив из каких блоков она состоит.»Гештальтизм - выдвинул идею о первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. «Поэтому нет нужды делить псих-ие операции на элементарные и высшие. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов.»


Список использованных интернет-ресурсов


№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1.

www.studme.org

https://studme.org/37603/psihologiya/dostovernost

2.

www.poisk-ru.ru/s27086t7.html

https://poisk-ru.ru/s27086t7.html

3.

www.studfile.net

https://studfile.net/preview/2957802/page:30/

Список использованных источников


Данный раздел необязателен для заполнения


№ п/п


Библиографическое описание использованной литературы

В данной колонке разместите порядковые номера использованных источников. Нумерация использованных источников должна быть сквозная.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее использованных источников. Пустых строк в таблице быть не должно.

В данной колонке разместите библиографические описания использованных источников.
















Приложения


Данный раздел необязателен для заполнения


Здесь разместите порядковую букву приложения. Нумерация приложений должна быть сквозная, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству приложений. Пустых строк в таблице быть не должно.

Здесь разместите файл приложения.