Файл: Трансактный подход к изучению стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 3.1 |
Вид работы | Эссе |
Название дисциплины | Психология стресса |
Тема | Трансактный подход к изучению стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности |
Фамилия | Романова |
Имя | Ольга |
Отчество | Андреевна |
№ контракта | 03900617406457007 |
Основная часть
Рефлекторная основа психики животных
Стресс понимается как результат взаимодействия индивида с окружающей средой. Стресс возникает в результате несоответствия требований среды и индивидуальных ресурсов. В конце 1960-х годов предприняты первые систематические исследования качества жизни и здоровья профессионалов в зависимости от специфики труда, началась разработка методологической базы исследований в рамках парадигмы соответствия «личность-среда». Объектом эмпирических исследований являются характеристики стрессогенных ситуаций «на входе» и последствий этих ситуаций «на выходе» (снижение эффективности трудовой деятельности, нарушения психического и физического здоровья людей).
Стресс рассматривается как индивидуально-приспособительная реакция человека на осложнение ситуации. Это направление оформилось в середине 1970-х годов, и его отправной точкой следует считать когнитивную модель психологического стресса, предложенную Р. Лазарусом. Фокус интересов в подходе смещается от гомеостатических моделей регуляции к процессуальному анализу индивидуально-психологических факторов, обуславливающих динамику стресса. Центральное место в этом анализе занимают индивидуальная значимость и субъективная (когнитивная) оценка ситуации, в которой у человека возникают проблемы, те способы (или копинг-стратегии), с помощью которых он пытается преодолеть затруднения. При разграничении понятий физиологического и психологического стресса Р. Лазарусом подчеркивалось, что в последнем случае стрессовую реакцию следует понимать как результат того, что в каждой конкретной ситуации индивид требует от самого себя и имеются ли у него средства для того, чтобы эффективно справится с субъективно воспринимаемой угрозой (Водопьянова, 2008). В когнитивной модели развития психологического стресса Р. Лазаруса подчеркивается роль субъективного образа ситуации и факторов когнитивной оценки в развитии стрессовых реакций. В рамках данного подхода рассматриваются индивидуальные формы совладающего поведения (модель С. Хобфолла). В когнитивной модели стресса Р. Лазаруса основу составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного 13 воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида. «Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по
характеристикам интенсивности его воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. В этих условиях ресурс индивида (субъекта) в основном характеризуется состоянием и потенциями ряда компонентов психологической структуры субъекта. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, имеют сложный характер: они включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и т.д. Угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к последним, например, в отрицании, преодолении ситуации или принятии ее. Природа защитных механизмов зависит как от ситуационных (характер стимула, его локализация, временные характеристики), так и личностных факторов (интеллектуальные возможности субъекта, мотивация, прошлый опыт, предпочтение тех или иных защитных реакций, убеждения). Р. Лазарус в своей теории подчеркивает необходимость разделения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления. С момента оценки угрозы воздействия начинается процесс ее преодоления с целью устранения или уменьшения ожидаемого вредного эффекта. Характер, интенсивность этого процесса зависит от когнитивных оценок сочетания купирующих возможностей субъекта и требований к нему. Каждый физиологический индикатор угрозы дает какую-то специфическую информацию об ориентациях индивида по отношению к угрожающему стимулу. В целом, по мнению Р. Лазаруса, анализ различных категорий реакций и их компонентов (вегетативные или биохимические реакции, поведенческие изменения) дает нам наилучший ответ о природе психологических процессов, которые мы желаем понять. Согласно когнитивной теории стресса Р. Лазаруса, стресс возникает тогда, когда требования окружающей среды находятся на пределе или за пределами человеческих возможностей. Главным становится анализ взаимодействий между требованиями внешней среды, индивидуальными особенностями человека и адекватностью привлекаемых защитных механизмов. Когнитивная модель стресса Р. Лазаруса. Р. Лазарус полагает, что событие, вызывающее адаптацию личности, приводит к двум формам оценки: первичной оценке серьезности требования и вторичной оценке адекватности имеющихся ресурсов и 14 выбора способа взаимодействия с требованием.
Список использованных интернет-ресурсов
№ п/п | Наименование интернет-ресурса | Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1. | www.cyberleninka.ru | https://cyberleninka.ru/article/n/transaktnyy-podhod-k-izucheniyu-stressovyh-situatsiy-v-professionalnoy-deyatelnosti |
2. | www.pureportal.spbu.ru | https://pureportal.spbu.ru/ru/publications/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BA-%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C |
3. | www.sev.msu.ru | https://sev.msu.ru/wp-content/uploads/2020/01/Uchebno-metodicheskoe-posobie.-Psihologija-stressa.pdf |