Файл: Программа коррекционноразвивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации

Гилюк Л.В., педагог-психолог

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.

Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.

При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у детей имеет два направления:

  • методические рекомендации для учителей начальных классов. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой, Н.Ф.Талызиной;

  • программа коррекционно-развивающих занятий. При составлении программы коррекционно-развивающих занятий были использованы материалы и рекомендации Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.

Методические рекомендации для учителей начальных классов

Формирование учебно-познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:

1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости (посредством положительного оценивания, похвалы и т. д.);

2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.

3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;


4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;

5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно-следственных связей.

Программа коррекционно-развивающих занятий

Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.

Задачи программы:

  • формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;

  • расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;

  • знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;

  • формирование знаний о различных знаковых системах;

  • формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;

  • формирование умения прогнозировать результат деятельности.

Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации.

Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.

Средства коррекции:

  • вербально-коммуникативные;

  • орудийно-манипулятивные;

  • изобразительно-графические;

  • экспрессивно-мимические.

Форма коррекции: групповая.

Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.

Структура занятий:

  • организационная часть. Приветствие;

  • основная часть. Игровой блок;

  • заключительная часть. Рефлексия.

Занятие № 1
Тема. Знаки и символы


1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

2. Основная часть:

- игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.



Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.

- игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация


1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия);

- игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.

2. Основная часть:

- игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.

Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.

- игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);

- упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Занятие № 3
Тема. Противоположности


1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).


2. Основная часть:

- игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).

Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.

- беседа - обсуждение детских рисунков.

- упражнение "Четвертый лишний". Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является "лишним". Затем дети играют друг с другом.

Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия).

Занятие № 4
Тема. Ассоциации

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

2. Основная часть:

- игра "Ассоциации". Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.

Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.

- игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем - либо, чтобы получился законченный предмет, явление.

Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим


1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия).

2. Основная часть:

- упражнение "Рассказ по картинке". Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей
, выбрать самый лучший.

Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.

- игра "Самый - самый". Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.

Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 6
Тема. "Умное предложение"


1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете".

2. Основная часть:

- упражнение "Составь предложение". Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.

Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.

- игра "Неоконченное предложение". Детям предлагается окончить предложения на тему "Моя школа".

Цель: развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете";

- обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 7
Тема. Математический урок


1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете".

2. Основная часть:

- упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах", основанные на материале уроков математики.

Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.

- рисование на тему "Кто чего боится".

Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в цвете";

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 8
Тема. Что меня окружает


1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

- упражнение "Что меня окружает", основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком - либо времени года, о явлениях живой природы.