Файл: Программа коррекционноразвивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
Гилюк Л.В., педагог-психолог
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.
Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.
Программа коррекционно-развивающей работы по развитию учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у детей имеет два направления:
-
методические рекомендации для учителей начальных классов. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой, Н.Ф.Талызиной; -
программа коррекционно-развивающих занятий. При составлении программы коррекционно-развивающих занятий были использованы материалы и рекомендации Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.
Методические рекомендации для учителей начальных классов
Формирование учебно-познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости (посредством положительного оценивания, похвалы и т. д.);
2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.
3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;
4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;
5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно-следственных связей.
Программа коррекционно-развивающих занятий
Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.
Задачи программы:
-
формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний; -
расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях; -
знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи; -
формирование знаний о различных знаковых системах; -
формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем; -
формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации.
Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.
Средства коррекции:
-
вербально-коммуникативные; -
орудийно-манипулятивные; -
изобразительно-графические; -
экспрессивно-мимические.
Форма коррекции: групповая.
Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Структура занятий:
-
организационная часть. Приветствие; -
основная часть. Игровой блок; -
заключительная часть. Рефлексия.
Занятие № 1
Тема. Знаки и символы
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
2. Основная часть:
- игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.
Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.
- игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.
Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия);
- игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.
2. Основная часть:
- игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.
Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.
- игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);
- упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.
Занятие № 3
Тема. Противоположности
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).
2. Основная часть:
- игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).
Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.
- беседа - обсуждение детских рисунков.
- упражнение "Четвертый лишний". Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является "лишним". Затем дети играют друг с другом.
Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия).
Занятие № 4
Тема. Ассоциации
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы.
2. Основная часть:
- игра "Ассоциации". Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.
Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.
- игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем - либо, чтобы получился законченный предмет, явление.
Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия).
2. Основная часть:
- упражнение "Рассказ по картинке". Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей
, выбрать самый лучший.
Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.
- игра "Самый - самый". Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.
Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 6
Тема. "Умное предложение"
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
- упражнение "Составь предложение". Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.
Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.
- игра "Неоконченное предложение". Детям предлагается окончить предложения на тему "Моя школа".
Цель: развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете";
- обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 7
Тема. Математический урок
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
- упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах", основанные на материале уроков математики.
Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.
- рисование на тему "Кто чего боится".
Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете";
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 8
Тема. Что меня окружает
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
- упражнение "Что меня окружает", основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком - либо времени года, о явлениях живой природы.