Файл: I о принятии боевых решений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел III

ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПЕХОТЫ



В настоящем разделе приводится описание приемов и порядка действий при выполнении наиболее стандартных тактических задач. Отметим, что эти приемы следует отрепетировать и по возможности довести до автоматизма. При сильном стрессе логическая память дает сбои и мышечная память становится хорошим подспорьем солдату. Причем «проигрывать вхолостую» порядок будущих действий желательно также непосредственно перед началом выполнения боевого задания. Если это невозможно, то хотя бы использовать ящик с песком (с наложением «масштабной» сетки) и условные обозначения солдат и боевой техники для наглядного представления порядка будущих действий.

В боевой обстановке использование стандартных приемов намного сокращает срок на отдачу распоряжений и снижает неразбериху боя, а соответственно психическую нагрузку на солдата, повышая эффективность его действий в целом.

В описании боевых ситуаций показано, как работают основные элементы тактики пехоты. Многое, что будет сказано ниже в отношении одной ситуации, справедливо и для других случаев.

Обязательно нужно учитывать, что любой прием следует применять сообразно обстановке, и то, что в одних условиях может дать великолепный результат, в других условиях может быть губительно. Не все описанные приемы можно отнести к универсальным, некоторые из них применимы в специфических обстоятельствах.

Перед использованием любого приема следует взвешивать все «за» и «против», исходя из конкретной ситуации.

Глава 1

Фронтальная атака по ровному полю на обороняющегося в окопе противника



Это наименее благоприятная с точки зрения атакующего ситуация, но к ней нужно быть готовым, поскольку охват и обходы с фланга и тыла не всегда возможны.

Данная глава написана применительно к атаке позиций, соединенных траншеями. Атаку позиций, не соединенных траншеями, чаще всего можно условно разделить на несколько синхронизированных мини-атак отдельных окопов. Поэтому особо она не рассматривается.

В случае необходимости, изложенные здесь принципы и приемы атаки позиций, соединенных траншеями, нужно преобразовать применительно к атаке одиночных окопов или других не соединенных траншеями оборонительных позиций.

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание при фронтальной атаке.


1. Воспрепятствование противнику вести эффективный огонь.

2. Порядок сближения с противником.

3. Штурм позиции противника.

4. Восстановление организации после захвата позиции противника для отражения контратаки или продолжения наступления.

1. Самое главное при подготовке атаки — спланировать последовательность действий, призванных воспрепятствовать эффективному огню противника по наступающей на него пехоте

Прежде всего — порядок подавления огнем. Начинать движение вперед до подавления огневых средств противника — часто допускаемая ошибка, влекущая за собой бесполезную гибель личного состава. Это происходит, например, при буквалистском выполнении приказа, когда час начала атаки определен и пехота начинает движение именно в этом время, хотя противника сколько-нибудь существенно подавить еще не удалось.
В классических условиях основную задачу по подавлению противника выполняет артиллерия во время артподготовки атаки. Она обрушивает свой огонь на позиции противника, в это время пехота может практически беспрепятственно выйти на ближние подступы к траншее противника.

Как правило, артиллерия не может полностью разрушить укрепления противника и уничтожить его живую силу. Однако она эффективно подавляет его, поскольку вести результативный огонь, когда вокруг тебя рвутся снаряды, практически невозможно.

Пехоте рекомендуется как бы «прижиматься» к разрывам снарядов своей артиллерии, то есть следовать за разрывами на минимально возможной (безопасной) дистанции. Это делается для того, чтобы после прекращения обстрела вражеской позиции артиллерией или после переноса ее огня вглубь вражеской обороны пехоте осталось преодолеть как можно меньшее расстояние до вражеской позиции, и соответственно уменьшить время нахождения под огнем противника.

Но нужно понимать, что полностью сблизиться с траншеей противника артиллерия не позволяет. Даже при правильной наводке снаряды попадают не строго в точку прицеливания. Снаряды артиллерии, как и пули, подчинены закону рассеивания. На местности точки попадания образуют вытянутый в направлении стрельбы эллипс, называемый эллипсом рассеивания. Размеры этого эллипса различные для каждого типа орудия и зависят от многих факторов, в том числе от дальности стрельбы. Можно принять, что средний эллипс рассеивания от 100 до 250 метров в длину и от 3 до 30 метров в ширину. Кроме того, возможны ошибки в наводке орудия. Поэтому приближаться ближе чем на 300—400 метров к обстреливаемой своей артиллерией траншее противника опасно. Возникает большой риск попасть под свой же огонь.



Таким образом, существует некоторый предел сближения с противником под прикрытием артиллерии. Когда своя пехота подойдет на указанное расстояние к позициям противника, артиллерия вынуждена будет перенести огонь дальше вглубь позиций противника.

Времени, необходимого для преодоления нашей пехотой указанных 300—400 метров, противнику вполне достаточно, чтобы восстановить свою систему огня и начать расстреливать атакующую его пехоту. Обычно для этого обороняющиеся, укрываясь в блиндажах и нишах, оставляют пару-тройку пулеметчиков в таких участках траншей или на выносных позициях, которые, как правило, не обстреливаются при артподготовке. При прекращении артподготовки эти пулеметчики начинают вести огонь, даже если не видят атакующих. Под прикрытием огня этих пулеметчиков занимают позиции другие солдаты обороняющейся стороны. Через минуту-другую обороняемая позиция будет полностью занята своей пехотой и готова к обороне. Разумеется, стрельба этих пулеметов мало результативна. Но она может заставить пригнуться атакующих, замедлить шаг, может быть залечь. Таким образом, в течении этой минуты движение атакующей стороны тормозиться.

Для продолжения подавления артиллерией можно обстрелять позиции противника дымовыми снарядами, что позволит пехоте еще больше сблизиться с противником. Но такое подавление может помешать штурму позиций.

Иногда при отсутствии иных вариантов подавления и если того требует обстановка пехота может быть заведена в опасную зону своего артогня из того соображения, что лучше потери нескольких солдат от одного — двух разрывов своих снарядов, чем полностью выкошенное пулеметами противника подразделение.

После прекращения артобстрела атакуемых позиций противника подавление должно осуществляться иными средствами. В этот момент хорошую поддержку может оказать та же артиллерия или танковые пушки и орудия боевых машин пехоты, стреляющие прямой наводкой на дистанции когда законом рассеивания можно практически пренебречь и вероятность промаха существенно снижается (цель видна от стреляющего орудия и удобно корректировать огонь). Особенно эффективно использование стрельбы прямой наводкой, если имеется возможность привязать орудие к определенной огневой точке или окопу противника и продублировать эту стрельбу огнем пулемета или снайпера (разрывы снарядов выгонят солдат противника из укрытий под пули стрелкового оружия пехоты).


Чем больше дальность стрельбы, тем больше рассеивание снарядов. Но у гаубицы рассеивание снарядов по дальности меньше, чем у пушки
Желательно, чтобы продвижение пехоты сопровождалось перемещением орудий, стреляющих прямой наводкой. Такое перемещение осуществляется обычно перекатами — две трети орудий стреляет, одна треть — перемещается. Это называется поддержкой «колесами». К сожалению, для этого орудия нужно подтаскивать слишком близко к позициям противника, что связано с большим риском обнаружения и, соответственно, уничтожения орудия, или потери орудий в случае контратак противника. Для использования преимуществ стрельбы прямой наводкой орудия выводят на позицию максимально скрытно и после нескольких выстрелов перемещают на другую позицию. Как правило, выведение отдельных орудий на прямую наводку возможно только при хорошей нейтрализации орудий противника контрбатарейной стрельбой других артиллерийских подразделений или слабости артиллерии противника.

Чтобы повысить эффективность поддержки «колесами», целесообразно на каждое орудие выделить по отдельному наблюдателю, указывающему на первоочередные цели. Дело в том, что расчет орудия, занятый стрельбой, забывает вести наблюдение и нередко неправильно определяет приоритетность целей. Кроме того, руководить огнем сопровождающих пушек, перемещаясь по простреливаемому полю, практически невозможно. Наблюдателю нужно выдать «беруши» или шлемофоны, чтобы звуки выстрелов не привели его в шоковое состояние. Иногда наблюдателю рекомендуют находиться впереди линии орудий и держать рот открытым, чтобы легче переносить грохот выстрелов (снижается давление на барабанные перепонки), но это не всегда помогает.

Когда орудия бьют прямой наводкой, пехота может двигаться на расстоянии 70—100 метров от разрывов снарядов. Разумеется, чтобы артиллерия не поразила свою наступающую пехоту, ей должны быть оставлены коридоры для стрельбы, либо она должна вести огонь только тогда, когда наступающая пехота залегла и передвигается ползком. Если атакующая пехота все же закроет собой позиции противника, то пушки прямой наводки могут для поддержания эффекта подавления продолжить стрельбу холостыми — тогда у противника создается впечатление, что огонь по нему все еще ведется.

Следует указать, что существуют официально утвержденные дистанции безопасного приближения к разрывам снарядов. Однако, на них далеко не всегда можно полагаться. Бывают случаи, когда осколки сохраняют убойную силу и на дальностях в 1,5—2 раза превышающих утвержденные показатели. С другой стороны, для многих боевых ситуаций официально утвержденные
дистанции оказываются чересчур перестраховочными, а соблюдение их значительно снижает эффективность артподдержки, если не сводит ее полностью на нет. Стремление артиллеристов выдержать утвержденные дистанции, к сожалению, вынуждает иногда пехотных командиров сообщать артиллерийским начальникам неверные данные о своем истинном местоположении (как бы отодвигая себя от цели), чтобы получить необходимую артподдержку.

Атакующей пехоте, максимально сблизившейся с окопами противника, рекомендуется за 10—15 минут до окончания артподготовки открыть огонь по бойницам и брустверам позиций противника. Это позволит, во-первых, уничтожить дежурных наблюдателей и пулеметчиков противника, во-вторых, начать подавление слабо обстреливаемых артиллерией участков и в-третьих, вовремя заметить перенос артподготовки в глубину обороны противника. Обстреливать нужно не только выявленные огневые позиции, но и подозрительные места, где такие позиции могут быть. Из-за маскировки далеко не всегда их можно визуально обнаружить.

Эффективной артиллерийской поддержке атаки есть предел.

На конечном этапе сближения пехота должна своим огнем самостоятельно подавлять противника. Подавление может осуществляться огнем пулеметов, установленных на станки (в том числе стреляющих с закрытых позиций), огнем пулеметов, установленных на бронетехнике, огнем из подствольных гранатометов, прицельным огнем из снайперских винтовок и автоматов, огнем автоматических гранатометов либо, наконец, сосредоточенным огнем ручных пулеметов и автоматов по одному участку.

Для подавления противника можно использовать следующую хитрость. Магазины автоматов и пулеметные ленты снаряжаются трассирующими патронами в соотношении 1 обычный патрон к 3 трассирующим. Трассирующие патроны обладают, по сравнению с обычными, меньшей убойной силой из-за потери веса в полете, но большим психологическим воздействием. Неожиданный град трассирующих пуль может создать впечатление атаки крупными силами и пригвоздить противника к земле. Разумеется, этот прием рассчитан на использование шокового эффекта, который не может длиться долго. Но он позволяет выиграть драгоценные в бою секунды. Следует отметить, что успех его применения зависит еще и от степени обстрелянности солдат противника.

Бегущий (перебегающий) пехотинец практически не в состоянии вести сколько-нибудь прицельный огонь. Это бывает трудно даже залегшему солдату. Перебегающим солдатам в момент залегания рекомендуют для погашения колебаний оружия прислонять его к опоре, например, магазин ставить на землю, либо прислонять автомат боком к камню, пню, стене, что по