Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГНУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв.
Выполнила:
студентка 4 курса
факультета истории и
регионоведения
Фаткуллина Лариса
Бишкек 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§ 1. Конфессиональные школы и их роль в просвещении Туркестанского края и Кыргызстана в конце XIX начале XX вв.
а) Мектебы
б) Медресе
в) Новометодные школы
§ 2. Светское обучение в Туркестане (на материалах Кыргызстана)
а) Русско-туземные школы
б) Дореволюционные русские школы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение: таблицы
ВВЕДЕНИЕ
Научное освещение истории школ дореволюционного Кыргызстана имеет большое теоретическое и познавательное значение.
Но, к сожалению, на сегодняшний день у нас еще нет ни одной работы на русском языке, посвященной этой теме и написанной не с позиции марксизма-ленининзма, с новой, современной точки зрения, - когда мы сможем более объективно оценить то, что является нашей историей.
Актуальность этой темы проявляется в том, что в последнее время возникла настоятельная необходимость пересмотра устаревших взглядов, гипотез, концепций о школах в дооктябрьском Кыргызстане, решить вопрос о том, какой вклад внесли в дело просвещения кыргызского народа, какие ставили они цели и задачи, и чего они смогли достигнуть в деле просвещения дореволюционного Кыргызстана.
Изучение дореволюционной истории школ на территории Кыргызстана имеет свои особенности и трудности.
По этой теме очень много работ дореволюционных авторов: С.М. Граменицкого, Н.А. Бобровникова, Н.П. Остроумова, В.П. Наливкина, а также политика просвещения колониальной и туркестанской администрации нашла свое отражение в трудах К.П. Кауфмана, и А.Н. Куропаткина, А.Талызина, К.К. Палена. В них содержится огромное количество фактического материала, но они освещают историю просвещения в Туркестанском крае объективистски, в отрыве от социально-экономических условий, при этом почти не касаются состояния народного образования непосредственно на территории современного Кыргызстана. Весь этот материал требует дополнительной переработки и изложения этих данных на современном уровне. В послеоктябрьский период изучением актуальных проблем просвещения дореволюционного Кыргызстана как части Средней Азии занимались следующие научные организации и учреждения:
-
Туркестанский университет (позже Среднеазиатский, затем Ташкентский) возник в 1920 г. -
Туркестанский комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы – Туркомстарис, а с 1924 по 1928 гг. Средазкомстарис. Создан в 1920 г. -
Киргизская народная комиссия, организованная в 1925 г, при отделе народного образования Киргизской автономной области. -
Центральный музей Киргизии, открыт в 1927 г., в доме, где жил М.В. Фрунзе. -
Киргизское общество краеведения, основано в 1926 г. во Фрунзе, на его основе создается в 1928 году Кирг. НИИ Краеведения при СНК Кирг. ССР, в 1936 году, их него выделился институт языка и письменности, впоследствии был реорганизован в ИЯЛИ (институт языка, литературы, истории). -
Исторический факультет Киргизского педагогического института, основанного в 1932 г. -
Комитет наук при СНК Кирг. ССР, созданный в 1937 г, его деятельность была направлена на создание новых научных учреждений, подготовки научных кадров.
Эти учреждения накопили со временем большой фактический материал, и выпустили компетентных научных специалистов, внесших большой вклад в изучение проблем истории Кыргызстана.
Дореволюционной и советской литературой поднят немалый пласт фактического материала по истории дореволюционного Кыргызстана, в этом плане очень ценны аннотированные библиографические указатели дореволюционной и советской литературы по истории, археологии и этнографии Кыргызстана, разработанные выдающимся ученым З.А. Амитиным-Шапиро, его работа оказала неоценимую помощь в подборе литературы по данной теме.
Подводя итоги к вышеизложенному, нельзя не подчеркнуть, что в изучении истории школ Кыргызстана в дореволюционный период можно заметить, что в лучшем случае это было накопление сырых фактов, отрывочно избранных и отображение отдельных сторон исторического процесса.
Для историографии просвещения дореволюционного Кыргызстана характерно:
-
1. отсутствие планомерного и систематического изучения. -
2. игнорирование социально-экономического развития региона Негативная сторона. -
3. ознакомление мира с нравами и обычаями, бытом и культурой коренного населения и историко-социологическими памятниками Туркестанского края - позитивная сторона.
Вопросы в просвещения дореволюционном Кыргызстане ставились и в советское время. Так в книге А.Э. Измаилова «Очерки истории советской школы в Киргизии за 40 лет (1917-1957)» дается краткое освещение истории школы и просвещения в дореволюционный период, т. к. данное исследование посвящено только истории советской школы, опять же все факты подаются с марксистской позиции, подгоняются под большевистское понимание истории.
С позиции марксизма-ленинизма написана и книга Д.О. Айтмамбетова «Дореволюционные школы в Киргизии», но он очень подробно и на основе большого количества материала дает сведения о всех типах школ в дореволюционном Кыргызстане, но, не всегда верно дает оценку событиям того времени.
Не нашла сколь-нибудь подробного освещения истории дореволюционных школ и в фундаментальном труде коллектива института истории АН Кирг. ССР (История Киргизии т. 2.). Там этому вопросу посвящено лишь несколько страниц. Некоторые другие исследователи истории Кыргызстана в своих работах также вскользь касались истории дореволюционных школ.
Целью настоящей работы является попытка представить сжатое и систематизированное изложение истории дореволюционных школ в Кыргызстане. В работе ставятся следующие задачи: краткое освещение истории возникновения дореволюционных школ в Кыргызстане. Раскрытие содержания обучения, дается характеристика мектебов и медресе.
Появившиеся во 2 п. XIX в. новометодные школы, не изменяя религиозного содержания обучения, давали учащимся некоторые элементы светских знаний, но в целом эти школы были подвержены влиянию панисламизма и пантюркизма, поэтому не могли внести много нового в дело просвещения, так как во многом они придерживались старых методов обучения. В последней части этой работы дана характеристика русско-туземных школ, которые в 80-х годах XIX в начали возникать в Кыргызстане. При всех своих недостатках они имели прогрессивное значение - знакомили кыргызскую молодежь с русским языком, и через него и с русской, а затем и мировой культурой.
Там же рассматривается история дореволюционных русских школ в Кыргызстане, которые были созданы для детей переселенцев, но там обучались и дети кыргызов, хотя и в незначительном количестве. Этим объясняется тот факт, что процент грамотности в национальной среде был очень низким - около 2%, а среди женщин азбучную грамотность знали лишь единицы.
Эта работа должна показать состояние народного образования на территории современного Кыргызстана в дореволюционный период.
Но сама работа не претендует на исчерпывающее освещение истории дореволюционных школ и требует дальнейших исследований.
§ 1. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОСВЕЩЕНИИ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ И КЫРГЫЗСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
а) Мектебы
Первые исторические сведения о мектебе и медресе относятся к VIII в. По данным В.В. Бартольда, у мусульман с момента утверждения ислама были известны два типа школ: - начальная школа и медресе - высшая духовная школа.
Мектеб - в буквальном смысле означает «место, где пишут». Медресе, как место, где проводили лекции знатоки ислама, возникли у арабов еще в VII-VIII вв. при халифах-омейядах. По мере распространения ислама, при некоторых мечетях образовывались своего рода богословские факультеты - из них наиболее известна школа при мечети Азхар в Каире (Х в.), а также при Каабе (в Мекке). Позднее начали строить специальные здания для учебных занятий, с кельями студентов и аудиториями для лекций. Эти школы получили название «медресе» - «место учения» (от глагола «дараса» - «изучать»). Ислам быстро распространяется из Аравии на восток и запад, а вместе с ним, распространяются медресе и мектебы. «Мектебы и медресе, - писал директор Казанской учительской семинарии Н.А. Бобровников, - до недавнего времени были во всем мусульманском мире, от Марокко до Китая, одной застывшей в неподвижных формах организацией. Еще 25 лет назад, входя в мектебу или медресе в Алжире, Константинополе или Бруссе, я чувствовал себя как бы перенесенным в приволжские местности: до такой степени общая картина была тождественна. Эта однородность организации школ в столь взаимно отдаленных странах была обусловлена безраздельным господством религиозных начал над умами и сердцами мусульман и их полным подчинением авторитету прочно сложившихся традиций»
Первые сведения о медресе в Средней Азии относятся к Х в. Большое распространение они получили в XV-XIX вв. Такие крупные медресе, как медресе Улугбека в Самарканде, Мир-Араб в Бухаре и др., были основаны в XV-XVI в. на территории же современного Кыргызстана медресе возникли значительно позже - в основном во второй половине XIX в медресе создавались там, где проживало оседлое население, а кочевники-кыргызы обучали своих детей в юртах». Англичанин Дж. Вуд, в верховьях реки Оксуса (Аму-Дарьи) в 30-х гг. XIX в. описывает так киргизскую юрту-мектеб «В одной юрте дети занимались уроками под наблюдением муллы: одни учились писать, другие бормотали над истрепанными листами засаленных экземпляров Корана…» У кыргызов-кочевников мектебы обычно не имели определенного места: они помещались в юртах кочевников или под большими деревьями - чинарами или карагачем.
Очень сложно было подсчитать точное количество мектебов у кочевников-кыргызов. Так, например, в рапорте Токмакского уезда Семиреченской области от 12-13 декабря 1891 года в канцелярию степного генерал-губернатора сказано: «Киргизы кочуют небольшими аулами юрт в 10-15, таких соседних аулов иногда собираются до двух-трех сотен. Между ними появляется мулла из своих же киргиз, а иногда из узбеков. Каждый желающий обучать своих сына или дочь, входит в частное соглашение с муллой об оплате и приводит ученика. Если собирается 10-15 учеников, то начинается обучение. Число таких школ определить весьма трудно, ибо они определенного характера не имеют. По отчетам за последние три года на уезд приходится у кыргыз в среднем выводе 50 школ с учениками, а население уезда по переписи 1891 года - 84522 душ обоего пола.
Киргизы как кочевники определенных сел и деревень не имеют, случайная ссора может увеличить, или уменьшить аул и потому отношение школ к аулам определить нельзя». Из сообщений начальника Ошского уезда за 1888 год следует, что в Гульчинской, Алайской и Ак-Бууринской волостях нынешних школ вообще не было. Такое положение объясняется тем, что никакой не было записи учащихся в мектебе, следствие перекочевок аулов, в результате переходов самих мулл на другое место, число учеников постоянно менялось. Наиболее организованные мектебы на территории Кыргызстана были в оседлых поселениях - на юге Кыргызстана, где преобладали узбеки, и на севере - в городах Токмаке, Пишпеке, Пржевальске. Условия обучения в мектебе были очень тяжелые. В кочевых районах это были обычные юрты.
Мектеб в оседлых поселениях - обыкновенная постройка, очень пыльная, часто антисанитарные условия вызывали у учеников глазные и накожные заболевания. Обучение начиналось с изучения арабского алфавита, очень сложного для изучения и употребления после запоминания арабского алфавита ученик переходил к заучиванию абджада - 8 вымышленных слов - абдажд, гавваз, хутти, кальман, сагфас, карашат, саххасс, саззага - в эти слова включен весь арабский алфавит, и только потом ученик приступал к чтению по словом «Хафтьяка». «Хафтьяк» - сборник избранных мест из Корана, посвященных основным положениями вероучения.
Следующий этап - изучение Корана, затем, «Чар-Китеб» («четверокнижия») - описание мусульманских обрядов – при чтении «Чар-Китеба» ученик обучался к письму. Учителя мектебов не упражняли своих учеников в письменных работах. Даже те лица, которые прошли медресе, не умели писать литературно вообще, а на родном языке - в особенности. Арифметике не обучались, арифметические действия производили с помощью камешков. Курс обучения в мектебе продолжался в среднем четыре года. Закончившие его могли лишь читать механически знакомые книги, выводить буквы, списывать с оригинала. А нередко не умели и этого. После всего этого очень немногие одаренные ученики в возрасте не менее 14 лет поступали в медресе.
б) Медресе
В Кыргызстане не получило особого распространения. Это объясняется тем, что здесь влияние мусульманского духовенства не было столь сильным как, например, в соседнем Узбекистане. По данным 1892, было всего 7 медресе, но уже в 1904 г. их только в Ошском уезде насчитывается 88 с 1178 учащихся. Медресе готовили мелких духовных лиц - служителей мечетей и мулл для мектебов. Содержание медресе обеспечивалось вакуфом (вакф) - имуществом, доходы с которого на вечные времена посвящались какому-либо религиозному учреждению. Следует указать, что в северной части Кыргызстана вакуфов не было, так как согласно с т. 100-й «Степного положения» вакуфы не допускались. Видимо, экономические условия кочевой жизни кыргызов не позволяли установить вакуф в пользу медресе, и это явилось одной из причин отсутствия медресе у северных кыргызов.