Файл: Цель исследования изучить особенности интеллектуальных и практических способностей. Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Вопрос об интеллекте и интеллектуальных способностях является одной из самых главных в психологии с момента зарождения этой науки. Интеллектуальный показатель человека позволяет охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление и изучение структуры интеллекта вызывает к себе интерес специалистов с различных областей науки: психологов, педагогов, физиологов и т.д., исследующих различные его аспекты.

До сих пор нет единого определения интеллекта и интеллектуальных способностей. В наиболее широком понимании интеллект представляет собой как отдельную структуру мозга человека, так и психологический процесс происходящий в нем, отсюда не однозначная оценка результатов этого процесса.

Большой вклад в изучение интеллектуальных способностей внесли А. Бине и Т. Симон, Г. Айзенк, Л. С. Выготский, Ф. Гальтон, Б. Г. Ананьев и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема интеллектуальных способностей до сих пор остается малоизученной. Все вышесказанное дает основание считать проблему интеллектуальных способностей одной из актуальных.

Цель исследования: изучить особенности интеллектуальных и практических способностей.

Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:

- изучить специальную психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

- рассмотреть развитие интеллектуальных способностей в разные возрастные периоды становления личности.

В психологической науке в течение долгого времени мнение об интеллекте было двойственным. С одной стороны интеллект определяют как исключительно наследственную черту (даже на страницах некоторых журналов можно встретить предположение о том, что интеллект – исключительно наследственное свойство), с другой – уровень интеллекта связан именно со скоростью восприятия экстероцептивных стимулов и реагирование на них. Интеллектуальная лабильность – один из наиболее значимых критериев интеллекта. Именно поэтому считаю целесообразным обратиться к ключевым аспектам интеллекта в психологии.

Введение термина интеллект произошло еще в 1884 году английским ученым Ф. Гальтоном – новатором в области статистических процедур психологической науки. Годами же ранее, в 1816 году немецкий астроном Бессель говорил о том, что способен определить уровень интеллектуальных способностей сотрудников по их скорости реакции на вспышку света. Это показывает, что проблема интеллекта всегда присутствовала в психологии. Вдохновившись работами Чарльза Дарвина и Джона Локка Френсис Гальтон предположил возможность оценивания ума (интеллекта) человека посредством особенностей сенсорного различения. По его мнению представители определенных семей превосходят представителей других как по биологическому критерию, так и по интеллектуальному. Помимо этого он предполагал, что по последнему критерию женский пол значительно уступает мужскому. Для подтверждения выдвинутых гипотез он предъявил серию собственно разработанных тестов посетителям Лондонской международной выставки медицинского оборудования, средств и методов охраны здоровья.


Однако в результате анализа полученных данных значительных различий по первой гипотезе выявлено не было. Более того, у женщин многие показатели показали более высокий результат, нежели у мужчин. Свои исследования на протяжении последующих шести лет Гальтон продолжил уже в Южном Кенсингтоне [3]. Затем, в 1890 году широкую известность приобретает термин «интеллектуальный тест», описанный в статье Дж. Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения» [4]. Первым ученым, разработавшим тест интеллектуальных способностей является Альфред Бине, исследовавший интеллектуальный уровень детей путем сопоставления полученного в ходе тестирования интеллектуального возраста и фактического. В 1912 году Вильям Штерн предложил оценивать уровень интеллектуально развития при помощи коэффициента интеллекта. Первую шкалу для оценки уровня интеллекта взрослого человека разработал Векслер в 1939 году [6]. Он считал, что «интеллект-это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллектуальной лабильности, которая рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к ситуациям.

Студенческий возраст как правило от 18 до 25 лет - период усиленного развития всех психических функций, особенно памяти, мышления и интеллектуального развития, масштабное исследование которых происходило под руководством Б.Г. Ананьева. Анализ данных, полученных в ходе этого лонгитюдного исследования позволил представить общую картину взаимосвязи познавательных функций. Также в ходе исследования была выявлена положительная корреляция между чувствительностью нервной системы и эффективностью запоминания, между динамичностью возбуждения и мнемическими функциями, между его избирательностью и концентрацией. Что позволило развеять миф о «психологической окаменелости» интеллекта и постепенном снижении показателей его уровня по достижении 20 лет [1].

По мнению Т. Стюарта, интеллектуальная деятельность, выступая сущностной основой создания интеллектуального продукта, несет в себе еще два важных аспекта: в ее процессе воспроизводится персонифицированный интеллектуальный капитал и интеллектуальное развитие личности, которые выступают важнейшими мотивационными факторами трудовой деятельности [7]. В современных исследованиях доказана прямая зависимость уровня интеллекта от диапазона проявлений активности индивида.

Причем активность, направленность, устойчивость и организованность – это компоненты, определяемые именно мотивационной составляющей личности. При рассмотрении интеллектуальной лабильности как неотъемлемого компонента интеллекта отметим, что основными областями его использования являются профессиональная и учебная деятельность. Анализ интеллектуальной лабильности во взаимосвязи с личностью студента наиболее целесообразным считаю на примере современной учебной среды. Современная профессиональная и учебная среда предъявляет будущему специалисту такие требования, как способность принимать быстрые решения и переключаться с одной задачи на другую. Нынешний темп жизни заставляют вкладывать дополнительные смыслы в понятие интеллектуальной лабильности: сегодня в учебной и профессиональной деятельности наиболее успешен тот, кто способен реагировать на изменение условий и подбирать адекватный новым условиям способ решения профессиональных или других жизненных задач. Интеллектуальная лабильность пронизывает все уровни человека как системы и охватывает все сферы его функционирования.

Интеллектуальная лабильность – биологически детерминированный процесс, включающий в себя способность быстрого переключения внимания, зависящий от нейрофизиологических особенностей строения коры головного мозга. Чем выше показатель лабильности у человека, тем мозг быстрее реагирует на полученную информацию и производит более точное координирование психомоторных реакций.

Под лабильностью интеллектуальных процессов понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от одной задачи к другой. Показателем лабильности часто выступает время, затраченное на задачу, требующую нового способа решения. В качестве критерия лабильности выдвигается такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий. Понятие лабильности (подвижности) нервных процессов - наиболее «молодое» из всех представлений, которое строится на основе учения И.П. Павлова.

Одной из инновационных областей изучения общих способностей личности является собирательное понятие «эффективный интеллект». Данное понятие – новое, малоизученное, но тем не менее очень важно в самых разнообразных областях: инженерной психологии, эргономике, профессиональном подборе и отборе, и в любой специальности, подразумевающей интеллектуальную деятельность. В условиях постиндустриального общества ведущую роль в системе общественного разделения труда играет интеллектуальная деятельность [2].


Подбор персонала, а главное, отбор персонала – долгая и ответственная работа, поскольку относится к начальному этапу профессиональной деятельности и качеству ее выполнения. Основной целью профессионального отбора считается выбор наиболее подходящего сотрудника, не лучшего, но профессионально соответствующего виду деятельности. Предпочтение отдается кандидату, наиболее отвечающему требованиям. Стоит отметить, что понятия «психологический отбор» и «профессиональный отбор» часто отождествляются, так как первый подразумевает диагностику и прогнозирование способностей. Система психологического отбора включает комплекс технических средств и диагностических методик. Особенно хотелось бы отметить, что для клинического психолога эффективный интеллект – неотъемлемая часть. В инженерной же психологии в связи с бурным развитием техники, появлением сложных систем, управляемых человек возросла потребность в организации такого формата профессионального отбора, благодаря которому можно оценить способность кандидата к деятельности.

Также эффективный интеллект можно определить как целостное проявление способностей, знаний и навыков. Уже в умениях присутствует элемент обучения в виде возникающих оперативных механизмов, оперативных действий, направленных на обработку материала. В работе действия оперативных навыков дополняются более обобщенными оперативными схемами, планами и поведенческими программами, а также знаниями о внешнем объективном мире, о других людях, о себе.

В ходе анализа теоретических подходов к проблеме эффективного интеллекта и интеллектуальной лабильности была выдвинута гипотеза о том, что существует корреляционная зависимость интеллектуальной лабильности и эффективного интеллекта в студенческом возрасте. Для подтверждения гипотезы нами были подобран ряд психодиагностических методик.

В ходе анализа теоретических подходов к проблеме эффективного интеллекта и интеллектуальной лабильности была выдвинута гипотеза о том, что существует корреляционная зависимость интеллектуальной лабильности и эффективного интеллекта в студенческом возрасте. Для подтверждения гипотезы нами были подобран ряд психодиагностических методик.

Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма А

Тест предназначен для диагностики уровня развития «эффективного интеллекта», то есть общей способности к решению практических интеллектуальных задач. Большинство распространенных тестов на интеллект имеют «склонность» диагностировать «академический интеллект», то есть общую познавательную способность. При работе со взрослыми, работающими людьми чаще всего бывает нужным изучать именно уровень эффективного интеллекта: в
практике профотбора, профподбора.

Тест эффективного интеллекта позволяет оценить один показатель, эффективный интеллект. Тест включает в себя две части. Задания сгруппированы в «Часть А» и «Часть Б» исключительно для удобства восприятия испытуемого. В первой части содержатся задания с выбором ответа. Во второй части - задания с кратким ответом.

Всего в тесте 31 заданий 25 различных видов. Именно разнообразие заданий и обеспечивает надлежащее качество диагностики эффективного интеллекта. Имеются как традиционные для тестов на IQ задания (например «аналогии» или «геометрическое сложение», так и довольно сложные логические задачи («быки-коровы»).

Тест предназначен для профессионального использования. Основное предназначение: профотбор и профподбор. Методика содержит таблицу перевода сырых баллов в стандартную IQ-шкалу, однако следует избегать «прямого» его использования, когда ставятся диагнозы «уровень IQ средний» или «уровень IQ выше среднего» и т.д. в силу абсолютной условности этих градаций в случае диагностики эффективного интеллекта. Для различных возрастов, социальных слоёв населения, профессий нормы должны были бы быть совершенно различными. Поэтому наибольшую пользу можно извлечь из методики только в тех случаях, когда испытуемые сравниваются между собой: например в случае группового тестирования или же в случае, когда психолог постепенно накапливает свой массив данных результатов тестирования, вырабатывает собственную нормативную шкалу.

Испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень развития эффективного интеллекта, отличает: гибкость и беглость мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического), высокий уровень развития произвольного внимания, большой объём оперативной памяти, хорошо организованное восприятие, высокая общая осведомленность, развитые аналитико-комбинаторные способности. Стимульный материал содержит как текстовые, так и графические данные. Поэтому при распечатке следует убедиться в надлежащем качестве стимульного материала. Особое внимание следует уделить заданию, в котором требуется оценить количество точек на картинке.

Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. На руки испытуемый получает тестовую тетрадь и бланк ответов. Испытание проводится на время (40 минут на весь тест), поэтому следует обратить внимание на то, чтобы испытуемые не начали отвечать раньше времени. Тест можно проводить не только в исследовательских целях. Его можно использовать в тренинговой работе как средство развитие интеллектуального потенциала. Можно использовать соревновательный интерес участников. Через определённое количество времени можно использовать другую форму теста для диагностики прогресса интеллектуального развития.