Файл: Призрение в Российской империи в конце xviii начале xix вв как социальное явление.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
Глава 1. Призрение в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв. как социальное явление
.1. Понятие, функции и основные категории призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв
1.2. Оформление и развитие теоретических подходов к общественному призрению в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв
Глава 2. Становление и развитие общественного призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв
.1. Практика общественного призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв
2.2. Значение Земских и городских учреждений в общественном призрении в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв
Заключение
Введение
В истории социальной педагогики России есть темы, изучение которых является не только данью уважения и интереса к прошлому, но и источником полезного исторического опыта для современного общества. К таким темам можно отнести историю общественного призрения и благотворительности. Актуальность изучения и теоретического осмысления опыта общественного призрения и благотворительности, выработанного веками русской истории, становится все более очевидна сейчас, когда идет процесс реформирования сферы социального обеспечения и формирования новой системы обществ, занимающихся, в том числе, и оказанием помощи различным нуждающимся слоям населения. Для лучшей их организации существует практическая необходимость в изучении не только современного зарубежного опыта, но и, что не менее важно, общественного призрения, действовавшего в дореволюционной России.
Актуальность вопросов исторического значения теории и практики общественного призрения в Российской Империи очевидна в связи с возросшим сегодня интересом к проблемам социальной работы и благотворительности, поскольку лишь в 1990-е гг. в нашей стране сложилась система подготовки профессиональных кадров для работы в социальной сфере (с пенсионерами, инвалидами, сиротами, лицами, вышедшими из заключения).
Обращение к научной разработке истории благотворительности и общественного призрения способствует получению более объективных знаний об организации, методах, общих и местных проблем формирования и деятельности учреждений социального призрения. Знание истории социальной работы поможет существенно дополнить картину прошлого как в социально-экономическом, так и в культурном отношении.
Целью курсовой работы является изучение исторического значения теории и практики общественного призрения в конце XVIII - начале XIX вв. в Российской Империи.
Объектом исследования выступает общественное призрение в конце XVIII - начале XIX вв. в Российской Империи.
Предмет исследования определяется как условия, особенности и роль теории и практики общественного призрения в конце XVIII - начале XIX вв. в Российской Империи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в курсовой работе решаются следующие задачи:
. Охарактеризовать понятие, функции и основные категории призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв.
. Рассмотреть теоретические подходы к общественному призрению в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв.
. Описать практику общественного призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв.
. Выявить значение Земских и городских учреждений в общественном призрении в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена истокам, основным категориям, понятию и функциям призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв. Во второй главе характеризуется система органов общественного призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв. и их историческое значение. В заключении содержатся основные выводы и проделанной работе.
социальный призрение земской общественный
Глава 1. Призрение в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв. как социальное явление
.1. Понятие, функции и основные категории призрения в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв
На рубеже XVIII - XIX вв. в России общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся:
беспризорным детям;
инвалидам, увечным воинам;
слепым, глухим и т.д.
Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.
Призрение нищих, престарелых, немощных испокон веков считалось делом человеколюбивым и богоугодным. Профессор В.О. Ключевский в книге «Добрые люди Древней Руси» писал: «Наши предки любовь к ближнему понимали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали личную милостыню». «Любовь к ближнему, говорит он, - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице».
Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому нищелюбцу, чем нищему. Древнерусский благотворитель, «христолюбец», меньше помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. «В рай входят святой милостыней, - говорили на Руси. - Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».
Милостыня - одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности - ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Подаяние считалось показателем нравственности человека. Различного рода бродяги, живущие подаянием, калеки и юродивые считались людьми божьими. Через милостыню обыватель как бы приобщался к великому таинству божественной благодати, ибо был воспитан на заповеди: «Будьте милосердны, как милосерден Отец наш Небесный». Подаянием человек вносил свою посильную лепту в создание атмосферы сострадания и взаимопомощи. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами - в частности, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.
Таким образом, благотворительность и призрение в России конца XVIII начала XIX вв. имели исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства.
Если не учитывать очень кратких указаний о благотворительной деятельности отдельных благочестивых князей в ранние периоды нашей истории, то можно сказать, что благотворительность как общественная система призрения на Руси стала складываться с принятием христианства. Через соблюдение христианских заповедей, предписывающих воздержание, молитву и милостыню, верующие получали искупление грехов и достигали духовного очищения.
Христианство открыло славянам новый мир высоких нравственных ценностей любви и сострадания к ближнему, научило соединять молитву с милостыней, являющихся очистительной жертвой. Христианская идея милосердия объединяла всех людей независимо от их социального положения. Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения. В день бракосочетания и при рождении детей московские князья и цари раздавали милостыню, совершали другие благотворительные дела.
Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России была раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители - лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности».
Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего - и тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.
Призрение понимается как «призреть, дать кому-нибудь приют и пропитание».
Иными словами, призирать - означает бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно: «Призирайте на нужды ближнего своего».
Призрить - приложить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего: «Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих», «Бог призирает сирот!».
«Призрение понималось и как попечение, забота или призиранье неимущих, дряхлых, сирых, больных».
Функции призрения:
воспитательная
правовая
реабилитационная.
«Воспитательная функция - предполагает включение в окружающую среду, процесс социализации, адаптации в ходе обучения и воспитания.
Правовая функция - означает заботу государства, правовую защиту.
Реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с инвалидами, физическими или психически неполноценными, беспризорниками».
1.2. Оформление и развитие теоретических подходов к общественному призрению в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв
Подходы к вопросам общественного призрения намечаются в социально-философском осмыслении в конце XVIII века. Основные проблемы, которые поднимают мыслители XVIII века, связаны с ролью личности в деле помощи. На фоне социальных трудностей рассматриваются разные этические категории - «добродетель», «порок», формируются первые социально-политические подходы к проблемам общественного восприятия материального достатка (в частности, в работах Я. Козельского, А. Радищева, и других).
Поиск доминант справедливого распределения приводил к осмыслению экономических факторов как основы государственного благосостояния. Так, финансирование социальных программ как важнейшая задача «народного благосостояния», проблемы обращения денежных знаков рассматривались А.Н. Радищевым. В своей работе «О законоположении» (1780) он рассуждает о влиянии инфляции на социальную жизнь общества, видя в ней новые социальные потрясения и беды. «Прилив денег бумажных - зло. Тогда настанет час гибели, час нежданного банкротства, и тот, кто сегодня считал капитал свой миллионами, тот будет нищ и будет питаться милостынею…». В качестве превентивных мер против банкротства, а, следовательно, против потрясений он предлагает государственный учет и контроль финансов всех учреждений империи.
Несколько иные подходы намечаются в вопросах общественного призрения в его социально-философском осмыслении. Основные проблемы, которые поднимают мыслители XVIII века, связаны с ролью личности в деле помощи. На фоне социальных проблем рассматриваются такие этические категории, как добродетельность, порочность, формируются первые социально-психологические подходы к проблемам социального восприятия материального достатка.
К прогрессивным мыслителям данного направления конца XVIII века можно отнести Я.П. Козельского. В своей работе «Философские предложения» оен разрабатывает теоретические основы социальной стратификации субъекта, исходя из его витальных потребностей. В этой связи ученый дает типологию четырех общественных субъектов: «богатого», «достаточного человека», «недостаточного человека», «убогого человека». «Имение», как разграничительный критерий между различными типами субъектов становится той доминантой, которая позволяет ему классифицировать многообразие социальных проявлений индивидуальности. Несмотря на то, что «убогий» - термин церковно-славянский, его семантическое значение принимает у Я.П. Козельского иную интерпретацию. «Убогий» человек - тот, у которого «нет столько имения, сколько надобно на пищу и одежду». Однако он стремится показать специфику данной субъектности как категории и дефиниции. «И посему еще нельзя называть того богатым, кто не убог, ни убогим, кто не богат». Отличие «убогого человека» он рассматривает в обычаях российского народа. «В нашем российском народе вошло в обычай называть убогого человека бедным, а простой народ подлым… бедным называть должно того, кто не может трудом своим сыскать пропитания, а разве милостынею, а подлым того, кто упражняется в непорядочных делах».