Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 8913
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Расторжение брака в судебном порядке
Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
Статья 60. Равенство прав и обязанностей родителей
Статья 61. Права несовершеннолетних родителей
Статья 62. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 63. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
Статья 64. Осуществление родительских прав в интересах детей
Статья 65. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
Статья 66. Право родителей на истребование детей от других лиц
Имущественные права и обязанности супругов
Изменение и расторжение брачного договора
Признание брачного договора недействительным
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
Обязанности супругов по взаимному содержанию
Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку
Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи
Статья 6. Общие положения о видах и уровнях бюджета
Статья 7. Республиканский бюджет
Статья 8. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы
Статья 9. Бюджет района (города областного значения)
Статья 10. Чрезвычайный государственный бюджет
Виды налогов, других обязательных платежей в бюджет
Расходы республиканского бюджета
Субъекты трудовых правоотношений
Возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений
Основные права и обязанности работников
Основные права и обязанности работодателя
Основания прекращения трудового договора
Недействительность трудового договора
Документы, необходимые для заключения трудового договора
ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация
2. Общая характеристика источников права социального обеспечения
[править]Принцип равенства граждан перед законом
[править]Принцип запрета двойной ответственности
[править]Принцип необходимости
Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность и наказание
Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность и наказание
[править]Восстановление нарушенных прав
[править]Исправление осуждённого
[править]Специальная превенция
[править]Принудительное перемещение
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Статья 79. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Статья 80. Назначение наказания несовершеннолетнему
Статья 81. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
Статья 82. Принудительные меры воспитательного воздействия
Статья 83. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Статья 84. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания
Статья 86. Сроки погашения судимости
Арбитражное процессуальное право
Конституционно-процессуальное право
Если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам или в комиссии не было достигнуто соглашения сторон, то он имеет право обратиться по этому же вопросу в завком профсоюза.
Заводской комитет профсоюза обязан рассматривать заявления и жалобы по трудовым спорам в семидневный срок.
При рассмотрении жалобы на решение комиссии по трудовым спорам заводской комитет имеет право оставить решение комиссии в силе или его отменить и вынести постановление по существу трудового спора.
Заводской комитет обязан вынести постановление и при рассмотрении трудового спора, по которому в обще заводской комиссии не было достигнуто соглашение.
В тех случаях, когда работник не согласен с решением завкома по существу его вопроса, он может обратиться в народный суд.
Трудовой спор лиц, уволенных с работы по инициативе администрации с согласия завкома, рассматривается в народном суде.
Вопросы, рассматриваемые комиссией:
а) применение установленных норм выработок и расценок;
б) увольнение или перевод на другую работу;
в) оплата простоя и брака;
г) оплата при выполнении работ разной квалификации;
д) оплата незаконченной, работы по сдельному наряду.
е) оплата за время отстранения от работы;
ж) оплата сверхурочных работ;
з) о праве на получение и о размере, причитающейся работнику премии, предусмотренной системой оплаты труда;
и) размеры оплаты за время испытания;
к) выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск;
д) выдача спецодежды, спецпитания;
м) удержание за материальный ущерб, причиненный предприятию;
н) выплата выходного пособия;
с) оплата при невыполнении норм выработки.
Комиссии по трудовым спорам не могут рассматривать споры по вопросам:
а) увольнение, восстановление, перевод на другую работу руководящих работников (гл. инженер, бухгалтер, гл. конструктор и другие главные специалисты, начальники цехов, отделов, мастера);
б) наложение дисциплинарных взысканий на лиц, подпадающих под действие устава о дисциплине;
в) установление должностных окладов, тарифных ставок;
г) изменение штатов;
д) исчисление трудового стажа для назначения пособий и пенсий;
е) распределение и предоставления жилплощади, а также удовлетворения бытовых нужд работающих.
Решение комиссии по трудовым спорам и постановление заводского комитета по трудовому спору подлежит обязательному исполнению администрацией предприятия в установленный срок. В случае, когда администрация не выполняет постановление комиссии завкома профсоюза, оно приводится в исполнение в принудительном порядке.
Трудовое
законодательство предусматривает
альтернативный порядок рассмотрения
индивидуальных трудовых споров.
Трудовые
споры по соглашению сторон могут
рассматриваться согласительной
комиссией, действующей на предприятии,
или сторона спора может непосредственно
обратиться в суд. Согласительная комиссия
и суд могут рассматривать индивидуальные
трудовые споры только по исполнению
установленных законом, индивидуальным
и трудовым или коллективным договорами
условий труда. Споры, связанные с
изменением условий труда или установлением
новых условий труда в данном порядке
не рассматриваются.
Согласительная
комиссия на
предприятии создается на паритетных
началах на определенный срок из равного
числа представителей работодателя и
работников по совместному решению
сторон. Представители работников в
согласительную комиссию избираются
общим собранием (конференцией) предприятия.
Представители работодателя назначаются
руководителем предприятия. Техническое
и организационное обеспечение работы
согласительной комиссии возлагается
на работодателя. Согласительная комиссия
на первом своем заседании из своего
состава избирает председателя и секретаря
комиссии.
При
возникновении спора работник может
подать заявление в согласительную
комиссию, которая в течение 3 дней со
дня подачи в присутствии заявителя
обязана рассмотреть заявление по
существу. При рассмотрении спора комиссия
обязана исследовать все доказательства.
С этой целью она может истребовать у
работодателя необходимые документы
(инструкции, положения, приказы и т.п.).
По результатам рассмотрения выносится
решение, которое принимается большинством
голосов. Если колличество голосов “за”
и “против” равны, голос председателя
комиссии является решающим.
Решение
выдается заявителю. Если требования
заявителя удовлетворены, то противоположная
сторона должна исполнить решение
согласительной комиссии в течение 3
дней. Если решение не исполняется,
заявитель может обратиться в суд о
принудительном исполнении решения
согласительной комиссии.
Трудовые
споры рассматриваются судом.
Работники при обращении их в суд по
требованиям, вытекающим из трудовых
правоотношений, освобождаются от уплаты
судебных расходов в доход государства
(государственной пошлины и издержек,
связанные с рассмотрением дела).
Прием
заявлений, рассмотрение их и вынесение
решений судом производится в порядке,
предусмотренном нормами
гражданско-процессуального
кодекса.
Определенная
категория споров рассматривается в
особом порядке. Речь идет о спорах
руководящих работников, избираемых или
назначаемых на должности высшими
органами государственной власти и
управления республики, судей, прокуроров,
их заместителей и помощников, а также
следователей по вопросам увольнения,
изменения даты и формулировки причины
увольнения, перевода на другую работу
и т.п. В этих случаях государственный
служащий имеет право обжалования
неправомерного акта в уполномоченный
орган, а также на судебную защиту своих
прав и свобод.
В
ином порядке может рассматриваться
спор о взыскании задолженности по иным
основаниям, вытекающим из трудовых
отношений. Перечень документов, по
которым взыскание зодолженности
производится в беспорном порядке на
основании исполнительных надписей,
утвержден постановлением Правительства
РК от 12 мая 1999г. № 565. В частности, речь
идет о документах, устанавливающих
обязанность работника возвратить
неотработанный аванс, выданный в счет
заработной платы, расходы по проезду и
суточные.
В
случае возникновения между работником
и работодателем спора о неправильном
расчете сумм долга, основанного на
совершенной исполнительной подписи,
спор рассматривается в судебном
43.понятие права социального обеспечения и его источники
Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение
ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация
Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.
Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
В источниках права
социального обеспечения России отражены
материальные условия жизни нашего
общества, с их изменениями меняются и
источники права социального обеспечения.
В настоящее время это происходит
довольно часто, в связи с чем законодательство
в области социального обеспечения
быстро обновляется. Устаревшие нормативные
акты права социального обеспечения
отменяются или изменяются, дополняются
либо принимаются новые, более прогрессивные,
соответствующие рыночным отношениям.
Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:
– по юридической силе;
– по сфере их действия;
– по органам, принявшим нормативный акт;
– по форме акта;
– по правовым институтам.
По юридической силе источники права социального обеспечения делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Согласно ст. 72 Конституции РФ, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, социальное обеспечение относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов.
Основной закон РФ – это Конституция Российской Федерации, которая была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в Российской Федерации. В ст. 7 говорится, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, подзаконные акты, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.
Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий, либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).
2. Общая характеристика источников права социального обеспечения
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет этой отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ), а также акты ООН, Совета Европы.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. К ним относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., документы Совета Европы. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное поло-жение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.
Источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемых странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения. Правительством РФ и Республикой Молдова было подписано двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. К этой группе источников также относится Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения.
Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», от 22.07.1993 г. (с изменениями от 07.03.2005). Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.
В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т.д. Среди текущих законов назовем для примера основные законы, действующие в сфере пенсионного обеспечения. Это Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. (с изменениями от 22.08.2004 г.), и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. (с изменениями от 27.06.2005 г.).
Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов (например, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г. или Указ Президента РФ «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 1 апреля 1996 г. (с изменениями от 15.06.1999 г.).
К подзаконным актам в
сфере социального обеспечения относятся
также постановления Правительства РФ,
которые устанавливают порядок применения
норм законов по отдельным видам
социального обеспечения (пенсии, пособия,
компенсации). Кроме того, они могут
устанавливать дополнительные меры
социальной защиты для конкретных слоев
населения в РФ: например, постановление
Правительства РФ от 12 августа 1992 г. «Об
утверждении Положения «О порядке
назначения и выплаты пенсий за выслугу
лет работникам летно-испытательного
состава»; Постановление Правительства
РФ от 4 сентября 1995 г., которым было
утверждено положение «О порядке
назначения и выплаты государственных
пособий гражданам, имеющим детей» (с
изменениями от 10.06.2005 г.); Постановление
Правительства РФ от 17 июля
1996 г. «О
приемной семье» (с изменениями от
01.02.2005 г.); Постановление Правительства
РФ от 7 июля 1999 г. «О перечне выплат, на
которые не начисляются страховые взносы
в Фонд социального страхования РФ» и
др.
Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 05.10.2001 г.).
Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например, приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. № 199 утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)»; приказом Федеральной миграционной службы от 1 ноября 1993 г. утвержден Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам (с изменениями от 29.06.2001 г.) и др.