Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 8933
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Расторжение брака в судебном порядке
Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
Статья 60. Равенство прав и обязанностей родителей
Статья 61. Права несовершеннолетних родителей
Статья 62. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 63. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
Статья 64. Осуществление родительских прав в интересах детей
Статья 65. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
Статья 66. Право родителей на истребование детей от других лиц
Имущественные права и обязанности супругов
Изменение и расторжение брачного договора
Признание брачного договора недействительным
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
Обязанности супругов по взаимному содержанию
Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку
Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи
Статья 6. Общие положения о видах и уровнях бюджета
Статья 7. Республиканский бюджет
Статья 8. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы
Статья 9. Бюджет района (города областного значения)
Статья 10. Чрезвычайный государственный бюджет
Виды налогов, других обязательных платежей в бюджет
Расходы республиканского бюджета
Субъекты трудовых правоотношений
Возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений
Основные права и обязанности работников
Основные права и обязанности работодателя
Основания прекращения трудового договора
Недействительность трудового договора
Документы, необходимые для заключения трудового договора
ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация
2. Общая характеристика источников права социального обеспечения
[править]Принцип равенства граждан перед законом
[править]Принцип запрета двойной ответственности
[править]Принцип необходимости
Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность и наказание
Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность и наказание
[править]Восстановление нарушенных прав
[править]Исправление осуждённого
[править]Специальная превенция
[править]Принудительное перемещение
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Статья 79. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Статья 80. Назначение наказания несовершеннолетнему
Статья 81. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
Статья 82. Принудительные меры воспитательного воздействия
Статья 83. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Статья 84. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания
Статья 86. Сроки погашения судимости
Арбитражное процессуальное право
Конституционно-процессуальное право
- лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35%.
Часть 3 примечания дает понятие должностных лиц, а часть 4 - понятие лица, занимающего ответственную государственную должность.
Впервые понятие должностного лица было введено еще в 1922 году в примечании к ст. 105 УК РСФСР, поэтому в теории уголовного права на основе накопленного фактологического материала вопросы понятия и признаков должностного лица достаточно изучены как советскими правоведами, так и современными учеными. Вместе с тем введение субъекта коррупционного преступления – лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, куда также входит и должностное лицо, требует своего осмысления ввиду сложностей при квалификации.
Так, с д.ю.н. С.М. Рахметовым выявлены противоречия и внутренняя несогласованность норм УК в части понятия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций и предложены соответствующие изменения в уголовное законодательство с целью устранения пробелов[113, с. 11-12]. Имеются в виду случаи, когда действия должностных лиц могут квалифицироваться как совершенные по ч.1 ст.307 УК РК, где субъектом является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или по ч.2 ст.307 УК РК, где субъектом выступает должностное лицо, то есть указанные понятия соотносятся как часть и целое, что дает широкие дискреционные полномочия для органов уголовного преследования вменять на свое усмотрение либо преступление небольшой тяжести, либо средней. Подобная проблема возникает и в отношении судей, которые являются лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, а с другой, в соответствии со ст. 75 Конституцией Республики Казахстан, лицами, занимающими ответственную государственную должность, что предусматривает различную уголовную ответственность.
Таким образом, при квалификации коррупционных преступлений, следует исходить из того, имеет ли лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, признаки должностных лиц либо лиц, занимающих ответственную государственную должность.
Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций является единым субъектом для преступлений, предусмотренных: ст. п. г ч.3 ст. 176, п.а ч.3 ст.193, п.а ч.3 ст. 209, ст. 307, п. в ч.4 ст.308, ст. 310, ст. 311, ст. 314, ст. 315 УК РК, причем объективная сторона обязательно сопряжена с использованием служебного положения. Однако исключением является п. а ч.3 ст. 209 УК РК, так как в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РК “О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду” от 18 июля 1997 года разъясняет: “Должностным лицом, совершившим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять таможенный или пограничный контроль, соответствующие действия по досмотру перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных ценностей и предметов и давать разрешение на пересечение границы”, то есть иные должностные лица несут ответственность на общих основаниях. На наш взгляд, контрабанда может быть совершена не только указанными в постановлении лицами, но и теми, кто в силу своих полномочий (например: вышестоящий начальник республиканского значения, сотрудник полиции в форме и т.д.) может, используя свои полномочия и авторитет, незаконно перемещать материальные ценности. Действительно, общественно опасные последствия в данном составе преступления наступают в результате использования своих полномочий, независимо от принадлежности к таможенному или пограничному контролю.
Особенного внимания заслуживает субъект воинского коррупционного преступления (ст. 380 УК РК), обладающий определенной спецификой и поэтому отличающийся некоторыми признаками от лица, уполномоченного на выполнение государственных функций. В соответствии с постановлением Верховного Суда РК “О судебной практике по делам о воинских преступлениях”: “К должностным лицам, являющимся субъектами воинских преступлений относятся все воинские начальники, а также иные военнослужащие, которые, не являясь начальниками, занимают постоянно, временно или по специальному поручению командования, отданному устно, письменно либо по техническим каналам связи, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей” от 28 октября 2005 г. По мнению проф. З.О. Ашитова и Б.З. Ашитова, понятие “военный начальник” имеет ряд специфических черт: он военнослужащий, на него полностью распроcтраняются все обязанности воина, вытекающие из факта состояния на военной службе. Роль начальника в армии своеобразна. Он полновластный руководитель не только чисто служебной деятельности всего личного состава, но и отвечает буквально за все стороны его жизни, быта, что не может быть во всех случаях характерно для начальников в обычном понимании[114, с. 86-87].
Особенность рассмотренных признаков специального субъекта коррупционных преступлений состоит в том, что он выступает либо:
1) обязательным признаком состава преступления (ст. 307, п.в ч.4 ст. 308, ст. 310, ст.311, ст.314, ст.315, ст.380 УК РК);
2) квалифицирующими обстоятельствами коррупционного преступления (п. г ч.3 ст. 176, п. а ч.3 ст. 193, п. а ч.3 ст. 209 УК РК);
3) не является обязательным признаком состава преступления (ст.ст. 312-313 УК РК)
4) является обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность и наказание (п. н ч.1 ст. 54 УК “совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу или профессиональную клятву”).
Последний тезис является, на наш взгляд, логическим продолжением и соответствует п. 2 ст.9 ЗРК “О государственной службе” от 23 июля 1999 года, в соответствии с которым все государственные служащие обязаны приносить присягу в порядке, утвержденном Президентом РК. В свою очередь и сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, судьи, депутаты и т.д. также обязаны приносить присягу в установленном соответствующим нормативно-правовым актом порядке.
Рассмотрев общую уголовно-правовую характеристику коррупционных преступлений можно сделать вывод, что общими признаками коррупционного преступления (за исключением ст. 312 и 313 УК РК) являются:
1. Основной или дополнительный объект - интересы государственной службы и государственного управления.
2. Обязательный признак объективной стороны - способ - использование должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование своих полномочий.
3. Обязательный признак субъективной стороны - корыстный мотив или цель.
4. Субъект преступления – лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций.
Как правильно отмечает А.Н. Трайнин: “… среди элементов состава нет лучших или избранных, что все элементы равно необходимы для наличия описанного в законе состава преступления. Отсюда однако не следует, что значение элементов во всех отношениях однородно. Напротив, необходимо с полной отчетливостью подчеркнуть следующее положение.
При равноценности всех элементов состава в смысле их равной необходимости для наличия состава преступления они в других отношениях могут отличаться и отличаются различными, не совпадающими качествами: равноценность элементов отнюдь не означает их тождества”[99, с. 72].
Таким образом, на основе выделенных наиболее значимых признаков возможно сформулировать наиболее подходящее определение коррупционного преступления.
Коррупционные преступления – это умышленные общественно опасные деяния, основным или дополнительным объектом которых являются интересы государственной службы и государственного управления, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, равно приравненным к нему лицом, сопряженные с использованием своего положения для получения имущественной выгоды, а также способствование им в противоправном предоставлении имущественных благ, выгод и преимуществ данным лицам.
Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) (каз. Қазақстан Республикасы экономикалық қылмысқа және сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес агенттігінің (қаржы полициясы)) — государственный орган Республики Казахстан, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляющий в целях обеспечения экономической безопасности руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических, финансовых и коррупционных преступлений и правонарушений.[1]
[править]Задачи
Согласно Положению об Агентстве основными задачами являются:
1) обеспечение в пределах полномочий экономической безопасности государства, законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, общества и государства;
2) предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных, экономических и финансовых преступлений и правонарушений;
3) участие в разработке и реализации государственной политики в области борьбы с коррупцией и преступностью в сфере экономики;
4) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов финансовой полиции.
65.По законодательству рк с какого возраста привлекается к уголовной ответственности за умышленное убийство
Статья 20. Преступление, совершенное умышленно
-
Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
2. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления.
3. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
Статья
15. Возраст, с которого наступает
уголовная
ответственность
-
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 96), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (статья 104, часть вторая), изнасилование (статья 120), насильственные действия сексуального характера (статья 121), похищение человека (статья 125), кражу (статья 175), грабеж (статья 178), разбой (статья 179), вымогательство (статья 181), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах (статья 185, части вторая, третья, четвертая), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (статья 187, части вторая, третья), терроризм (статья 233), захват заложника (статья 234), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 242), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 255), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (статья 257, части вторая, третья), вандализм (статья 258), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 260), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (статья 275, часть вторая), умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 299).
3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения преступления небольшой или средней тяжести не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности
66.принципы борьбы с коррупцией
Основные
принципы борьбы с коррупцией
Борьба
с коррупцией осуществляется на основе:
1)
равенства всех перед законом и судом;
2)
обеспечения четкой правовой регламентации
деятельности государственных органов,
законности и гласности такой деятельности,
государственного и общественного
контроля за ней;
3)
совершенствования структуры
государственного аппарата, кадровой
работы и процедуры решения вопросов,
затрагивающих права и законные интересы
физических и юридических лиц;
4)
приоритета защиты прав и законных
интересов физических и юридических
лиц, а также социально-экономической,
политико-правовой, организационно-управленческой
систем государства;
5)
признания допустимости ограничений
прав и свобод должностных и других лиц,
уполномоченных на выполнение
государственных функций, а также лиц,
приравненных к ним, в соответствии с
пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики
Казахстан;
5-1)
обеспечения государством социальной
и правовой защиты государственных
служащих;
6)
восстановления нарушенных прав и
законных интересов физических и
юридических лиц, ликвидации и предупреждения
вредных последствий коррупционных
правонарушений;
7)
обеспечения личной безопасности и
поощрения граждан, оказывающих содействие
в борьбе с коррупционными правонарушениями;
8)
защиты государством прав и законных
интересов лиц, уполномоченных на
выполнение государственных функций, и
лиц, приравненных к ним, установления
этим лицам заработной платы (денежного
содержания) и льгот, обеспечивающих
указанным лицам и их семьям достойный
уровень жизни;
9)
недопустимости делегирования полномочий
на государственное регулирование
предпринимательской деятельности
физическим и юридическим лицам,
осуществляющим такую деятельность, а
также на контроль и надзор за нею;
10)
осуществления оперативно-розыскной и
иной деятельности в целях выявления,
раскрытия, пресечения и предупреждения
преступлений, связанных с коррупцией,
а также применения в установленном
законом порядке специальных мер
финансового контроля в целях недопущения
легализации противоправно нажитых
денежных средств и иного имущества;
11)
установления запрета для лиц, указанных
в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3 настоящего
Закона, на занятие предпринимательской
деятельностью, в том числе на занятие
оплачиваемых должностей в органах
управления хозяйствующих субъектов,
за исключением случаев, когда занятие
такой должности предусмотрено
законодательно установленными
должностными обязанностями;
12)
обеспечения общественного контроля и
формирования в обществе атмосферы
нетерпимости к проявлениям коррупции.
Сноска.
Статья 5 с изменениями, внесенными
законами РК от 07.12.2009 № 222-IV (порядок
введения в действие см. ст. 2); от 29.12.2010
№ 371-IV (вводится в действие по истечении
десяти календарных дней после его
первого официального опубликования);
от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по
истечении десяти календарных дней после
его первого официального опубликования).