Файл: 1. Постановка задач исследования рынка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Постановка задач исследования рынка.

Стартап-проект: ресторан этнической сибирской еды.

Задачи: 1. Изучить конкурентов

2. Выявить ключевые параметры конкурентоспособности

3. Проанализировать потребительский опыт
2. Постановка гипотез, которые будут проверяться
1. Конкуренция на рынке недостаточно сильна, поэтому есть шанс выхода на рынок и занятия ниши.

2. Уровень удовлетворенности потребителей текущими предприятиями общественного питания недостаточен.

3. Конкуренты недостаточно инновационны и открыты новым маркетинговым веяниям.

3. Выбор источников информации: первичные, вторичные

3.1. Инструменты


Таблица 1.1 – Анализ вторичной информации по исследуемой рыночной нише

№ п/п

Ссылка на источник

Содержание, краткая суть, полученные данные

Ваши выводы (как можно использовать данную информацию для проверки выдвинутых гипотез)

1

Федеральная служба государственной статистики

Данные о количестве предприятий общественного питания (по РФ и региону)

Имеет ли смысл открывать новое предприятие

2

Федеральная служба государственной статистики

Данные о динамике рынка общественного питания (по РФ и региону)

Эффективно и перспективно ли производство услуг общественного питания

3

Основной конкурент – ресторан «Тунгуска» г. Красноярск

https://tunguskarestaurant.ru/

Данные об ассортименте, услугах

Необходимо обеспечить максимальный охват и глубину услуг и меню

4

Индустрия питания в Красноярске: планы и реальность https://gornovosti.ru/news/biznes/item/industriya-pitaniya-v-krasnoyarske-plany-i-realnost/

Обзор рынка, экспертное мнение, цифры

На рынке есть свободные ниши.

5

Потребительский рынок Красноярска

Отчет https://www.asdg.ru/mo/matherials/2021/potreb-rynok2021/krasnoyarsk.pdf

Рост рынка. В целом, увеличение в сторону качества, скорости доставки

Необходимо обеспечить высокий уровень конкурентоспособности и инновационности

6

Рейтинг ресторанов в Красноярске

https://krasnoyarsk.dk.ru/wiki/reyting-restoranov

Выявление основных конкурентов

Оценка конкурентов



Таблица 1.2 – План первичных маркетинговых исследований по проекту

Метод первичного исследования рынка

Краткая характеристика

Алгоритм проведения применительно к проекту

Необходимые ресурсы для проведения исследования

1. Опрос

Анкетирование потребителей ресторана – главного конкурента

Опрос, обработка результатов, выводы

Анкета, интервьюер

2. Анализ статистических данных

Оценка данных статистики

Сбор, обработка данных, формулировка выводов

Данные статистики

Аналитик

3. СТЭП-анализ

Оценка факторов внешней среды

Наблюдение

Сбор экспертных данных, наблюдение. Трудо-временные ресурсы

4. Анализ конекурентоспособности

Оценка конкурентов

Наблюдение, сбор оценок в сети

Аналитик

Временные ресурсы


Форма опроса представлена в таблице 3.

Таблица 1.3 – Форма опроса респондентов

Таблица 1.3 – Форма опроса для проведения маркетингового исследования по проекту

Введение
(позволяет респондентам получить представление о том, кто и с какой целью проводит исследование)

Уважаемые потребители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов о качестве нашего обслуживания. Это важно для нас!

Основная часть

(рассматриваются вопросы, их содержание, вид, количество, контрольные тесты)

Вопрос 1

Удовлетворены ли вы качеством услуг данного ресторана?


Ответ

да

нет

скорее да, чем нет скорее нет, чем да

Вопрос 2

Какие рестораны Красноярска, по вашему мнению, являются наиболее сильными конкурентами?

Ответ

Открытый


Вопрос 3

Удобно ли расположен ресторан «Тунгуска»?

Ответ

да

нет

скорее да, чем нет скорее нет, чем да

Вопрос 4

Устраивает ли вас квалификация персонала ресторана «Тунгуска»?

Ответ

да

нет

скорее да, чем нет скорее нет, чем да

Вопрос 5

Устраивает ли вас качество обслуживания в ресторане «Тунгуска»?

Ответ

да

нет

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да

Вопрос 6

Устраивает ли вас имидж ресторана?

Ответ

да

нет

скорее да, чем нет




Вопрос 7

Устраивает ли вас качество блюд?




да

нет

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да




Вопрос 8

Устраивает ли вас широта ассортимента?




да

нет

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да

Реквизитная часть

(содержит сведения о респондентах: возраст, пол, принадлежность к определенному роду, профессия, семейное положение, имена и др.)

Укажите ваш возраст: 1. 0-18 2. 18-35 3. 35-65 4. более 65

Пол: 1.м 2. ж

Образование: 1. среднее 2. средне-спец. 3. высшее

Семейное положение: 1. в браке 2. не в браке

Род занятий: 1. учащийся 2.работник 3. предприниматель





3.2. Анализ


На рис. 1.1 отражена динамика оборота рынка общественного питания Красноярского края и РФ



Рис. 1.1 – Динамика оборота общественного питания

Исходя из рисунка можно заключить, что динамика рынка достаточно позитивна (в том числе по региону), но наблюдаются внезапные спады. В целом по Российской Федерации динамика достаточно позитивна и не вызывает опасений. Открытие предприятия общественного питания очевидно предполагает существенные возможности в ближайшей перспективе.

В таблице 1.4 отражены данные о структуре предприятий общественного питания в России и Красноярском крае.

Таблица 1.4 – Данные о структуре предприятий общественного питания в России и Красноярском крае




2021

2022

РФ

Красноярский край

РФ

Красноярский край

Столовые

количество единиц

33 683

530

33 544

626

в них мест

975 251

15 132

1 023 957

18 562

площадь

2 185 331,9

40 866,3

2 213 112,1

51 910

Столовые учебных заведений

количество единиц

63 396

1 286

63 057

1 320

в них мест

5 314 420

104 013

5 277 468

107 208

площадь

7 923 679

191 100,7

7 853 208,3

197 084

Рестораны, кафе, бары

количество единиц

91 748

1 112,0

89 735

1 190

в них мест

4 590 432

58 101,0

4 559 298

63 156

площадь

11 140 075

151 717,6

11 097 436,9

167 595



В 2022 году количество столовых и мест в них увеличилось как в России, так и в Красноярском крае. Площадь столовых также увеличилась в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Количество столовых учебных заведений осталось примерно на том же уровне, но количество мест в них увеличилось. Площадь столовых учебных заведений также увеличилась в 2022 году. Количество ресторанов, кафе и баров сократилось как в России, так и в Красноярском крае. Однако количество мест в ресторанах, кафе и барах увеличилось, а площадь осталась примерно на том же уровне.

Исходя из этих данных можно предположить, что в 2022 году был некоторый спад в развитии ресторанного бизнеса, возможно, связанный с пандемией COVID-19. Однако, развитие столовых и столовых учебных заведений продолжается.

Далее был проведен анализ потребителей представляется необходимым реализовать с помощью анкетирования потребителей и их потребительских предпочтений.

Так, по результатам опроса потребителей (12 человек было опрошено в июне 2023 г.), проживающих в Красноярске, был проведен анализ культуры и качества обслуживания в ресторане ООО «Тунгуска» (основной конкурент) по 10-ти балльной шкале. На рис. 1.2 отражены ответы респондентов об общем уровне удовлетворенностью качеством услуг.



Рисунок 1.2– Общий уровень удовлетворенности качеством услуг
Среди основных конкурентов респонденты названия ресторан «Чешуя» (53% опрошенных), «Fresco» (39%) и «Булгаков» (25%). В таблице 1.5 отражено распределение ответов респондентов на вопросы 3-8 анкеты.

Таблица 1.5 – Анализ культуры и качества обслуживания в ресторане «Tunguska»


Параметр

Скорее да, чем нет


Да

Скорее нет, чем да


Нет

Вопрос 3. Удобство расположения ресторана

25,00

33,33

16,67

25,00

Вопрос 4. Квалификация персонала

16,67

16,67

16,67

50,00

Вопрос 5. Качество обслуживания

25,00

16,67

33,33

25,00

Вопрос 6. Имидж ресторана

16,67

8,33

25,00

50,00

Вопрос 7. Качество блюд

33,33

50,00

8,33

8,33

Вопрос 8. Широта ассортимента

41,67

16,67

33,33

8,33



Из таблицы 1.5 большинство опрошенных склоняются к ответу "Скорее нет, чем да" по вопросам квалификации персонала, имиджа ресторана и широты ассортимента. Однако, большинство опрошенных склоняются к ответу "Скорее да, чем нет" по вопросам удобства расположения ресторана, качества обслуживания и качества блюд. Так, 25% устраивает удобство расположения в большей мере, 33,33% устраивает расположение абсолютно, не устраивает 25%, скорее нет, чем да ответили 16,67%. Квалификация персонала не устраивает 50% опрошенных. 25% опрошенных не устраивает качество обслуживания, 50% также не нравится имидж ресторана. Широта ассортимента устраивает 41,67% в целом, и 16,67% абсолютно, 33,33% в целом довольны качеством блюд и 50% довольны им абсолютно.

В таблице 1.6 отражены структурированные факторы внешней среды, влияющие на деятельность ресторанов г. Красноярск.

Таблица 1.6 – СТЭП-анализ внешней среды отрасли

Область

окружения

Фактор внешней

среды

Текущее

значение

Прогноз

Угрозы и

возможности

Стратегическая

реакция






















Экономическая

Инфляция

18%

22% к

концу 2022 года, 17% в 2023

году

Угроза: рост цен, неконтролируем ый.

Поиск инноваций альтернатив закупок.

Пересмотр технологии

производства блюд.


и




Ключевая ставка ЦБ

В апреле 2023 – 16%, в июгне 9,5%. Динамика представлена в приложении 4.

Риск существенных колебаний

Угроза: рост ключевой ставки

Недоступность финансовых ресурсов на финансовом рынке




Платежеспособн ый спрос

Снижается

Дальнейше е снижение

Угрозы: падение спроса

Стимулирование продаж, акции, скидки. Упор на

доставку.

Политическая

Законодательные изменения.

Ужесточение налогообложения

. Ужесточение требований ФЗ

«О качестве и безопасности пищевых

продуктов»




Изменение законо- дательств

Ужесточение требований к качеству, хранению, условиям производства.

Внутренний контроль качества. СМК.




Господдержка малого бизнеса в общественном питании

УСН,

льготный режим

Рост процентны х ставок по налогам

Угроза: Рост налогового бремени.

Уменьшение затрат.

Налоговый аудит.

Оптимизация налогообложени я.

Технологическ ая

Цифровизация бизнеса

Быстрая динамика этой сфере


в

Ухудшени е положения компании в цифровой

среде

Угрозы: новые информационные вызовы Возможности: новые технологические аспекты продвижения

Вложение инновации Диджитал- продвижение

в




Новые технологии оборудование


и

Растет инновационн ая активность конкурентов

Рост иннова- ционности конкурент

ов

Поиск внедрение инноваций

и

Социальная

Ужесточение требований качеству продукции общественного

питания


к

Высокое качество при низких ценах

Рост тенденции

Возможность: повышение качества и рост спроса

Обеспечение непрерывного роста качества и его поддержания на должном

уровне.