ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Конечной целью экономического роста является рост потребления и благосостояния.
Экономическая наука выделяет два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
Тенденции государственной инновационной политики
Основные причины этой неблагоприятной ситуации заключаются в следующем:
Основные факторы экономического роста, способствующие развитию экономики:
При таком типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста, т.е. повышение эффективности всех традиционных факторов. В результате трансформируется функция производства.
Из формулы видно: если стоимость факторов производства не изменяется, а их суммарная производительность A увеличивается на 1%, то и объем производства увеличивается на 1%.
Данный вид экономического роста характеризуется увеличением объемов производства, которое основано на широком использовании более эффективных и качественных факторов производства. Практически рост его производства обеспечивается применением более совершенных технологий, передовых технологий, научных достижений, более экономичных ресурсов, повышением квалификации работников. Эти факторы используются для улучшения качества продукции, повышения производительности труда, ресурсосбережения и др. Главной отличительной особенностью данного вида экономического роста является повышение эффективности факторов производства на основе технического прогресса. При таком типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста - повышение эффективности всех традиционных факторов. Интенсивно расширенное производство более прогрессивно, поскольку решающую роль в повышении эффективности условий производства начинают играть достижения науки и техники. В связи с этим производство научно-технической информации развивается в масштабах общества, которое трансформируется во все более эффективные средства производства. В то же время растет культурный и технический уровень работников. Интенсивный рост производства преодолевает барьеры на пути экономического роста, вызванные известной нехваткой природных ресурсов. Ресурсосбережение становится наиболее выгодным фактором расширения производства. Между тем, интенсификация связана с глубокой прогрессивной реорганизацией структуры национальной экономики, широкой подготовкой инициативных и высокопрофессиональных кадров. Особенностью интенсивного типа расширенного воспроизводства является то, что очень высокие темпы экономического роста в этом случае невозможны. В то же время научно-технический прогресс может привести к безработице.В зависимости от того или иного направления экономии производственных ресурсов существует несколько видов интенсификации: трудосберегающая, капиталоэкономия, комплексная.
Трудосберегающий тип интенсификации предполагает, что новая техника вытесняет рабочую силу из производства. В этом случае темпы роста выпуска опережают темпы изменения численности работников.
В капиталоемкой форме интенсификации, благодаряиспользованию более эффективных машин и оборудования, сырья и материалов, достигается экономное использование производственных ресурсов. Эти изменения наиболее ярко проявились на начальном этапе СТР, когда было широко освоено высокопроизводительное автоматическое оборудование, которое позволяет выпускать более дешевую продукцию, а также достижения в области химии полимеров и др. Наконец, комплексная интенсификация является одним из направлений экономического прогресса, в котором используются все эти формы ресурсосбережения. Когда сохраняются как трудовые, так и материальные условия производства. Этот вид интенсификации практически реализуется в условиях современного этапа РТД и высоких технологий. В промышленно развитых странах первый или второй тип экономического роста не может быть найден в чистом виде: они комбинируются в определенном соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят, что это преимущественно экстенсивный или интенсивный вид роста. Таким образом, принято относить экономический рост к тому или иному типу в зависимости от удельного веса реального роста ВНП, обусловленного интенсивными факторами роста. Если доля реального ВНП, обусловленная интенсивными факторами роста, превышает 50%, то можно говорить преимущественно об интенсивном экономическом росте. Если удельный вес реального роста ВНП, обусловленного такими факторами, составляет менее 50% от общего роста ВНП, то речь идет в основном об экстенсивном росте.
Тенденции государственной инновационной политики
Понятие "инновация" охватывает инновации в различных отраслях и сферах деятельности, включая не только производство, но и распространение, обмен, потребление производимой продукции. Однако инновации должны включать в себя только фундаментальные изменения, которые вводят новые качества, радикально меняют характер процессов и трансформируют состояние системы. Развитие новых знаний, ознакомление с опытом предыдущих поколений привело к изобретениям и открытиям, распространению лучших методов освоения природных ресурсов, механизации и автоматизации труда, замене ручного труда на машинный, внедрению ресурсосберегающих технологий. Таким образом, инновации сформировали основу как научно-технического прогресса, так и курса на рациональное использование ресурсов и получение максимально возможного результата в этих условиях. В российской экономике растет потребность в переходе на инновационный путь развития. Становится очевидным, что без опора на инновации невозможно победить экономическую и технологическую отсталость страны, повысить ее конкурентоспособность на мировых рынках. Это требует создания условий для опережающего инновационного развития России. Несмотря на достижения российской экономики в области повышения устойчивости и обеспечения высоких темпов роста, отечественное производство по-прежнему отстает от мирового уровня технического прогресса. Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточное внимание к поиску эффективных решений проблемы повышения инновационной активности со стороны государственных экономических органов. Реальные институты и инструменты государственного регулирования инновационных процессов используются слабо. Недостаточное внимание уделяется бюджетному распределению финансовых ресурсов, федеральным и региональным целевым программам, кредитно-банковской и налоговой системе. Отсутствует также научно-методическое обеспечение государственного управления инновационными процессами в условиях, отражающих специфику национальной экономики. Практически отсутствует целостная система, системная концепция государственного управления производственными инновациями с использованием экономических механизмов и инструментов, современных технологий, методов и средств регулирования рыночных отношений. В большей степени причины этого кроются в том, что власть, успокоеннаяотносительно благополучным состоянием экономики, не склонна придавать большое значение угрозе ее растущего технологического отставания, измеряемого десятилетиями. Такое отношение плохо согласуется с рамками политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и в долгосрочной перспективе, которая определяет переход к инновационному развитию России как основную цель государственной политики.
Основные причины этой неблагоприятной ситуации заключаются в следующем:
Инновационная деятельность на всех ее этапах сопряжена с длительным периодом ожидания и высоким риском не получить ожидаемого результата. Поэтому субъекты рынка в России предпочитают не ассоциироваться с инновационными проектами и концентрировать свою деятельность на сделках, приносящих уверенную прибыль в короткие сроки; Реализация инновационных проектов требует значительных затрат и долгосрочного отвлечения крупных финансовых ресурсов в виде инвестиций в научные исследования и разработки, опытно-промышленное производство и испытания; Зарождение инноваций в виде идей, идей, их научное обоснование, реализация проектов и их практическое подтверждение, реальное применение требуют объединения и координации работ в рамках единого цикла "наука-технология-производство". Зачастую организация скоординированного функционирования всех звеньев этой цепи выходит за рамки полномочий одной организации. Только крупные корпорации энергетического, нефтегазового, металлургического комплексов способны преодолеть указанные трудности на основе рыночных механизмов, без государственного регулирования и поддержки в условиях все еще несовершенного рынка. Анализ степени и эффективности государственного влияния на интенсификацию инновационной деятельности и внедрение инноваций в производственные и экономические системы и процессы в России позволяет выделить следующие актуальные направления государственного регулирования технического и технологического прогресса:Возрождение государственной научно-исследовательской инфраструктуры, которая инициирует и генерирует продуктивные научные идеи, способствующие их реализации в инновационных проектах;
Формирование спроса и государственного заказа на инновационные продукты и технологии широкого применения, в том числе двойного назначения, применяемые в оборонной и гражданской отраслях промышленности;Создание благоприятной инвестиционной, налоговой и патентной среды, способствующей притоку инвестиций в инновации;
Организация государственной или поддерживаемой государством системы страхования рисков инвестиционной и инновационной деятельности;
Государственное кредитование или гарантированное государством банковское кредитование инновационных процессов;
Федеральные целевые программы играют ведущую роль в инновационном развитии российской экономики. Количество инновационно-ориентированных федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, достаточно велико. Однако это не означает их эффективного воздействия. Реальный уровень бюджетного финансирования программ составляет немногим более 50% от годовых ассигнований, и около 20% от общего числа программ являются эффективными. В 2007 г. было реализовано только 13% инновационной ФЦП "Электронная Россия" и использовано только 7% выделенных средств. Результаты других инновационно-ориентированных ФЦП несколько лучше. Важную роль в создании, развитии и поддержании инновационной инфраструктуры правительство видит в форме наукоградов, технопарков, инновационных и технологических инкубаторов, центров трансфера технологий и агентств инновационной информации. Функционирование различных элементов государственного управления инновациями должно быть скоординировано в рамках единой федеральной инновационной системы.Вывод:
Экономический рост в масштабах всей национальной экономики может быть представлен как увеличение производства товаров и услуг за определенный период времени. Важно, чтобы при анализе экономического роста учитывалось только изменение темпов роста реального ВНП (ВВП). Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. Поэтому, уточняя первое определение экономического роста, можно сделать вывод, что эта категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени. Экономический рост обеспечивает рост производства, который используется для решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого государства. Рассматривая виды экономического роста, следует отметить, что при экстенсивном экономическом росте происходит снижение уровня безработицы, достигается полная занятость населения, что позволяет увеличить темпы роста производства. Но это явление является временным, так как состояние полной занятости не может быть восполнено ежегодно, и в следующем году темпы роста будут такими же. Это означает, что на этом пути развития наблюдается стагнация, практически отсутствует технический прогресс, производственная база морально и физически изношена, сокращается количество средств работников. Поэтому можно сделать вывод, что обширный путь практически исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся экономических отношений он ведет лишь в тупик, не давая шансов на оживление экономики. Поэтому объективно необходимо изменить тип экономического роста и поставить национальную экономику на путь интенсивного развития. Однако следует отметить, что экстенсивный путь породил новый тип развития - интенсивный путь. Создавая основу для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие экономики во всем мире.