Файл: Обучающийся 419 до 2 группы Пивень Ольга Алексеевна специальность 44. 02. 01.pptx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Уровни сформированности представлений о растениях и животных тундры и тайги, %.
Уровни сформированности представлений о растениях и животных саванны и пустыни, %.
Уровни сформированности представлений о растениях и животных арктических пустынь, %.
Уровни сформированности представлений о природных климатических зонах Земли, %.
Обучающийся 419 ДО /2 группы
Пивень Ольга Алексеевна
специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Руководитель дипломной работы
Равтович Татьяна Сергеевна
Нижневартовск, 2023
Актуальность исследования
Выбор темы исследования обосновывается актуальной значимостью проблемы формирования представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста, ее недостаточной разработанностью в литературе и, несомненно, важностью для практики дошкольного образования.Цель исследования
Теоретически обосновать и опытно-практическим путем определить влияние игровых обучающих ситуаций - путешествий на уровень сформированности первичных представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста.- процесс формирования первичных представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования
- серия игровых обучающих ситуаций – путешествий, направленная на формирование первичные представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
Гипотеза исследования
Практическая значимость исследования заключается в разработке серии игровых обучающих ситуаций-путешествий, направленной на формирование первичных представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована воспитателями детского сада в образовательном процессе старших дошкольников.
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования первичных представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровых обучающих ситуаций.
2. Определить критерии, показатели, диагностический инструментарий и начальный уровень cфорсированности представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать серию игровых обучающих ситуаций - путешествий, направленная на формирование первичных представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить динамику сформированности первичных представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста в ходе опытно – практической работы, сделать соответствующие выводы.
Задачи исследования:
Типы ИОС
Первый тип ИОС – использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и многое другое.
Критерии и показатели сформированности первичных представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели | Диагностические задания |
представления о растениях и животных тундры и тайги | - умение соотносить представителей флоры и фауны тундры и тайги, их среды обитания; - знание различных видов животных тундры и тайги; - знание различных видов растений тундры и тайги; - представление о характерных признаках тундры и тайги. | Диагностическое задание 1 «Определение характерных особенностей представителей животного и растительного мира тундры и тайги» (модификация методики О.А. Соломенниковой) |
представления о растениях и животных саванны и пустыни | - знания соотношения представителей флоры и фауны саванны и пустыни, их среды обитания; - знания различных видов животных саванны и пустыни; - знание различных видов растений саванны и пустыни; - представление о характерных признаках саванны и пустыни. | Диагностическое задание 2 «Определение характерных особенностей представителей животного и растительного мира саванны и пустыни» (модификация методики О.А. Соломенниковой) |
представления о растениях и животных арктических пустынь | - умение соотносить представителей флоры и фауны арктических пустынь, их среды обитания; - знание различных видов животных арктических пустынь; - знание различных видов растений арктических пустынь; - представление о характерных признаках арктических пустынь | Диагностическое задание 3 «Определение характерных особенностей представителей животного и растительного мира арктических пустынь» (модификация методики О.А. Соломенниковой) |
представления о природных климатических зонах Земли | - знание отличительных особенностей природных климатических зон Земли: температура (высокая или низкая), много или мало воды, много или мало солнечного света, много или мало почвы. | Диагностическое задание 4 «Определение характерных особенностей различных климатических зон» (модификация методики Т.О. Шорыгиной) |
Уровни сформированности представлений о растениях и животных тундры и тайги, %.
Уровни сформированности представлений о растениях и животных саванны и пустыни, %.
Уровни сформированности представлений о растениях и животных арктических пустынь, %.
Уровни сформированности представлений о природных климатических зонах Земли, %.
№ | Название ИОС | Цель ИОС | |
Блок 1. Арктика, тундра | |||
1 | Зимняя экспедиция в Арктику - на северный полюс | познакомить с животными - обитателями Арктики, их образом жизни и приспособленностью к среде обитания; об особенностях климата. Развивать воображение детей, их игровые умения. | |
2 | Летняя экспедиция в тундру | познакомить с суровым климатом Севера, животными, обитающими в тундре, их приспособленностью к трудным условиям жизни; дать представление о растениях тундры, условиях их произрастания. Развивать воображение детей, их игровые умения. | |
Блок 2. Леса, степи, тайга | |||
3 | Фотоохота в смешанном лесу | продолжать знакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе как о зелёном доме растений и животных; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Развивать воображение детей, их игровые умения. | |
4 | Поездка по степи | познакомить с понятием «степь», дать представление об особенностях животного и растительного мира степной зоны, приспособлении растений и животных к степным условиям. | |
5 | Путешествие в сибирскую тайгу | Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги, о характерных особенностях тайги как природной зоны. Развивать воображение детей, их игровые умения. | |
Блок 3. Джунгли, саванна, пустыня | |||
6 | Путешествие-экспедиция в джунгли (влажные тропические леса) | познакомить с разнообразием природы тропических лесов (джунглей); закрепить знания о представителях флоры и фауны джунглей. Развивать воображение детей, их игровые умения. | |
7 | Поездка по Африканской саванне | дать представление о саванне, познакомить с разнообразием ее природы, с особенностями рельефа, климата. Развивать воображение детей, их игровые умения. | |
8 | Путешествие в Африканскую пустыню | дать представление об Африке, ее жарком климате, пустынях, познакомить с экзотическими африканскими животными, их образом жизни. Развивать воображение детей, их игровые умения. |
Серия игровых обучающих ситуаций-путешествий, направленная на формирование первичных представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста
Динамика уровня сформированности представлений о природных зонах Земли у детей старшего дошкольного возраста, %.
Обучающийся 419 ДО /2 группы
Пивень Ольга Алексеевна
специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Руководитель дипломной работы
Равтович Татьяна Сергеевна
Нижневартовск, 2023