Файл: Курсовая работа по дисциплине Управление в чрезвычайных ситуациях на тему Возможные экономические, социальные и экологические последствия чрезвычайных ситуаций.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1.1
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу и нанесенному ущербу
Характер ЧС | Критерии ЧС | | |
Масштаб зоны бедствия | Количество пострадавших, чел. | Материальный ущерб, руб. | |
Локальная | Территория объекта | не более 10 | не более 100 тыс. |
Муниципальная | Не выходит за пределы территории одного поселения | свыше 10, но не более 50 | свыше 100 тыс., но не более 5 млн. |
Межмуниципальная | Территория двух и более поселений | свыше 10, но не более 50 | свыше 100 тыс., но не более 5 млн. |
Региональная | Не выходит за пределы одного субъекта РФ | свыше 50, но не более 500 | свыше 5 млн., но не более 500 млн. |
Межрегиональная | Территория двух и более субъектов РФ | свыше 50, но не более 500 | свыше 5 млн., но не более 500 млн. |
Федеральная | Не выходит за пределы РФ | свыше 500 | свыше 5 млн. |
2 Последствия чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации оказывают механические, тепловые, химические, радиационные и биологические поражающие воздействия на население и окружающую среду, при этом возникают различные последствия: медико-санитарные, бытовые, ритуальные, социальные, научно-исследовательские, инженерно-технические, юридические, политические, демографические, генетические, экономические и др.
Медико-санитарные последствия наступают для людей в начальный момент любой чрезвычайной ситуации и продолжаются длительное время, а для некоторых пострадавших — в течение всей жизни. В зависимости от характера чрезвычайной ситуации количество пострадавших может быть различным: от нескольких человек до десятков, сотен и тысяч человек. Всем пострадавшим необходимо оказать первую медицинскую помощь, а некоторым из них в зависимости от степени поражения — доврачебную, первую врачебную, квалифицированную медицинскую или специализированную помощь непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации.
Бытовые последствия сопровождают крупномасштабные чрезвычайные ситуации, когда население потеряло все: жилье, хозяйство, одежду, обувь и пр. В этом случае необходимо обеспечить население предметами первой необходимости, питьевой водой, продуктами питания, одеждой и обувью, определить места проживания [13] (прил.1.3).
Экономические последствия определяются в период оценки нанесенного ущерба чрезвычайной ситуацией. Оцениваются прямые и косвенные затраты.
К прямым затратам относятся:
- оказание материальной помощи пострадавшему населению;
- восстановление поврежденных и разрушенных жилых и производственных зданий, дорог, линий электропередач и связи, систем водоснабжения и канализации;
- возмещение ущерба за уничтожение и порчу сырья и топлива;
- затраты на временную эвакуацию населения и пр.
Косвенный ущерб складывается из следующих составляющих:
- затрат, связанных с приобретением и доставкой в район бедствия питьевой воды и продуктов питания, кормов, с доставкой медицинских подразделений;
- необходимых материальных средств для различных видов строительства;
- ущерба, связанного с нарушением функционирования объектов экономики, с ухудшением условий жизни населения, с невозможностью рационально использовать территорию в зоне чрезвычайной ситуации;
Научно-исследовательские и инженерно-технические последствия возникают с началом определения причин возникновения ЧС. Научно обосновывается недостаточный учет воздействия всех поражающих факторов, прогнозируемых в данном районе чрезвычайных ситуаций. Предлагаются новые инженерно-технические решения зданий и сооружений, машин и механизмов.
Проектируются и строятся взамен разрушенных здания и сооружения по новым требованиям, а уцелевшие постройки перепрофилируются, проводятся мероприятия по повышению их устойчивости.
Ритуальные последствия сопровождают почти все чрезвычайные ситуации. В зависимости от характера чрезвычайной ситуации количество погибших людей различно и может достигать сотен тысяч человек. В таких условиях очень важно провести захоронение тел погибших в кратчайшие сроки, особенно в теплое время года, чтобы предотвратить появление и распространение эпидемий. При этом похороны погибших необходимо осуществить в полном соответствии с нормами законов: проведено опознание тел погибших, документы оформлены надлежащим образом, соблюдены все традиции.
Социальные последствия возникают в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, когда органы власти различных уровней не в должной мере обеспечивают жизнедеятельность пострадавшего населения.
Юридические последствия после чрезвычайной ситуации возникают как у физических и юридических лиц, так и у властных структур. Одним необходимо восстановить утраченные документы, обосновать и в судебном порядке доказать свою принадлежность к утраченной собственности, а другим доказать свою непричастность к возникшей чрезвычайной ситуации и своевременность проведения различных мероприятий по снижению количества пострадавшего населения.
Генетические последствия наступают среди пострадавшего населения и ликвидаторов последствий аварий на радиационно (ядерно) опасном объекте, химически опасном объекте и в ходе боевых действий с применением оружия массового поражения и др.
Политические последствия возникают при ЧС военного и социального характера ивозможны в других ЧС в условиях полного пренебрежения властями нужд пострадавшего населения или в условиях полной гибели властных структур на данной территории.
Заключение
Безопасность - одна из основных потребностей человечества - приобретает сегодня актуальнейшее значение. Ее обеспечение требует учета различных аспектов жизнедеятельности людей - социальных, экономических, политических, технических, военных, информационных, экологических и др.
Геополитическая ситуация, сложившаяся на рубеже веков, требует переосмысления содержания и структуры безопасности. В настоящее время в России идет процесс осмысления новых подходов к обеспечению безопасности не только государства, но и общества, личности. Свидетельство тому - разработка и принятие Концепции национальной безопасности РФ, Военной доктрины, Доктрины информационной безопасности, федеральных законов и правительственных постановлений, регулирующих проблемы безопасности. В этих документах подчеркивается, что содержание политики обеспечения безопасности в России диктуется сложностями в различных областях общественной жизни, наличием острых социально-политических, экономических, демографических и экологических проблем.
Исторически сложилось так, что в России в основном развивались такие виды безопасности, как государственная, военная, техническая и некоторые другие, в то время как социальная безопасность оставалась в тени. Ее игнорирование дорого обошлось и государству, и обществу, не говоря уже об отдельных людях. Чрезвычайные ситуации социального характера не раз сотрясали нашу страну. Это и революции, и войны, и экстремизм различного толка, и криминал, и экономические потрясения, и экологические угрозы. Сейчас отношение к проблеме социальной безопасности постепенно меняется, о чем свидетельствуют наряду с прочим включение в образовательные стандарты такой дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности», и подготовка специалистов в этой сфере в ряде высших учебных заведений России.
Вместе с тем необходимо отметить, что и сегодня продолжаются научные дискуссии по теоретическим и практическим аспектам безопасности жизнедеятельности. В современной литературе существуют различные точки зрения и взгляды на ее предмет, сущность и содержание. Однако при всем их разнообразии выявились некоторые наиболее животрепещущие проблемы безопасности, носящие ярко выраженный социальный характер.
Во-первых, проблемы, связанные с терроризмом, который приобрел угрожающий характер не только в масштабах отдельных стран, регионов и стал серьезной угрозой национальной безопасности России, но и в планетарном масштабе, что вызывает настоятельную необходимость объединения усилий всего мирового сообщества в борьбе с ним Во-вторых, рост экстремизма, который, к сожалению, становится реальностью современной России. Его опасность для полиэтнического и поликонфессионального российского общества усугубляется тем, что истоки этого социального явления кроются в ксенофобии, национализме и религиозной нетерпимости. К тому же именно экстремизм - питательная почва для терроризма и региональных военных конфликтов. В-третьих, проблемы криминализации и наркотизации российского общества, вызывающие серьезную обеспокоенность как российской, так и международной общественности и требующие эффективных мер по их локализации. Эти крайне опасные социальные явления современности вызывают настоятельную потребность их пристального изучения, прогнозирования масштабов их распространения и профилактики, а также выработки стратегии, тактики и основных направлений борьбы с ними как на общероссийском, так и на международном пространстве.
В-четвертых, проблемы, обусловленные становлением информационной цивилизации, что требует поиска новых путей безопасности в условиях перехода России к информационной стадии развития.
Таким образом, можно констатировать, что наряду со становлением новой российской государственности в настоящее время формируется и новая модель обеспечения ее безопасности. Причем происходит смена приоритетов от ориентации на обеспечение государственной и военной безопасности к гармоничному обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важное место в этой модели безопасности России занимает безопасность жизнедеятельности. Сложность и нерешенность многих ее проблем, расширение спектра угроз обусловливают необходимость решения ряда актуальных задач, таких как поиск научно обоснованных вариантов обеспечения безопасности жизнедеятельности, определение места и роли в ней социальной безопасности, разработка форм, методов и способов защиты от чрезвычайных ситуаций социального характера, а также подготовка квалифицированных кадров, вооруженных самой современной системой знаний по обозначенным проблемам.
Список литературы
-
Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие // В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.П. Фалеев и др. М.: «Высшая школа», 2007. -
Насс Е. И., Клецов А. С., др. и. Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях. — Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, 2015. — 405 с. -
Основы организации гражданской обороны, защиты населения и территорий в субъекте российской федерации. М.: МЧС России, 2010 г. -
Справочник руководителя гражданской обороны муниципального образования. М.: МЧС России, 2007.