Файл: Методы и формы научного познания. Диалектика истины. Научное познание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы итогового контроля
-
Методы и формы научного познания. Диалектика истины.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
-
стремление к получению достоверных знаний; -
строгая доказанность научных фактов; -
рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; -
проверяемость; -
большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах; -
отражение существенных свойства и объективных законов; -
формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов; -
использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Взгляд Карла Маркса на научное познание заключается в том, что оно должно основываться на анализе реальных фактов и использовать диалектический метод для решения противоречий и получения более глубокого понимания мира
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Характеристики научного метода: строгость и объективность. Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.
Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.
Дедукция - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности. Оно является главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Л. Фейербах и Маркс, многие философы XX Века.
Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности.
Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Объективность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, «ни от человека, ни от человечества». Но в то же время истина субъективна по форме выражения.
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:
1) Объективность
2) Субъективность,
3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.
Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется
1)характером объекта к которому относится;
2)условиями места, времени;
3)ситуации, историческими рамками.
-
Принцип ценностей нейтральности и его роль в социальном познании.
Принцип ценностной нейтральности действует на двух уровнях:
(1) на личном уровне он означает, что исследователь должен прояснить свои собственные ценности;
(2) на институциональном — социологу не следует использовать свой профессиональный статус преподавателя для того, чтобы диктовать ценности студентам.
Против этой традиционной концепции ценностной нейтральности выдвигаются три аргумента:
(1) несмотря на декларации социологов об их нейтральности, влияние ценностей на исследования может быть непреднамеренным;
(2) остается неясным, возможна ли нейтральность, даже в принципе;
(3) желательность ценностной нейтральности очевидна не всегда — существуют вопросы, в отношении которых никому не следует оставаться нейтральным.
«Ценностная нейтральность» в социальном исследовании —
1. Представление о том, что социология может и должна проводить исследование в соответствии с предписаниями "науки", исключая любое влияние ценностей самого ученого;
2. доктрина, особенно связанная с Максом Вебером (1949), согласно которой социологи, если они не уверены в исключении всех смещений, внедряемых в работу их собственными ценностями, должны, по крайней мере выявить и эти ценности и их воздействие на изучение.
3. Доктрина ценностной свободы или ценностной нейтральности (иногда этической нейтральности), согласно которой социальная наука способна устанавливать "факты" социальной действительности, но при этом не может решать вопросы окончательной ценности в смысле 1, ибо между эмпирическим доказательством и нравственной деятельностью, между фактами и ценностями всегда существует логический промежуток
4. Доктрина, также характерная для Вебера (и его принятия ценностной свободы/ценностной нейтральности в смыслах 2 и 3), согласно которой социологу не следует стремиться высказываться об окончательных ценностях и особенно использовать свое профессиональное положение как преподавателя перед студентами, чтобы пытаться развивать свои частные ценностные положения.
-
Соотношение философии и частных наук. Эвристическая ценность философских идей.
Существует 2 основных типа взаимоотношений философии и частных наук:
-
1) абсолютизация какой-либо стороны философии или частных наук (выражается в натурфилософии; -
2) постулируется диалектическая взаимосвязь философии и частных наук (оформляется в философском направлении - позитивизм).
Первая модель: философия (природы) - абстрактное, умозрительное, спекулятивное знание без опоры на какую-либо частнонаучную дисциплину.
В XIX в. формируется позитивизм (О. Конт) как противоположное направление, абсолютизирующее науку: «Наука - сама себе философия. Философия призвана лишь обобщать знания позитивных наук. Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему» - эта позитивистская линия выбросила науку из философии. Различают 4 формы:
-
1) Классический позитивизм. -
2) Эмпириокритицизм. -
3) Логический позитивизм (неопозитивизм) (20 - 30 гг. XX в.) - сфокусировался на знаковых проблемах. Не выбрасывает философию из науки, считая философию деятельностью по анализу языка науки; различают аналитические (определения и тавтологии) и синтетические (требуют обобщения опыта) суждения. Все остальные суждения бессмысленны. Философия должна выбрасывать все псевдонаучные, бессмысленные суждения. -
4) Постпозитивизм - анализ роста научного знания (Поппер, Кун, Лакатос). Задача философии - анализ методологии научного познания.
Вторая модель: постулирование диалектической взаимосвязи противоположных суждений. Философия и наука необходимы друг другу. Функции философии в научном познании (стандарты):
-
1) мировоззренческая; -
2) методологическая; -
3) гносеологическая; -
4) аксеологическая; -
5) критическая. -
1) Мировоззренческая - общее представление об устройстве мироздания. Всякая естественнонаучная дисциплина имеет дело с частью науки, мира, но в соответствии с системным подходом - требуется обобщение, увязка воедино всех фрагментов научной дисциплины - непротиворечивость, единство картины. -
2) Методологическая (учение о методе познания; совокупность предельно общих приемов, способов). Философия - общее учение о методах научного познания. Кроме того, она разрабатывает свои методы, некоторые из которых имеют значение для всех научных дисциплин (диалектический метод, системно-структурный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному). -
3) Гносеологическая функция. Философия занимается анализом содержания наиболее общих понятий (универсалий) нашего мышления. Занимается поиском ответов на вопросы: достижима ли истина, какие ее критерии, черты и т.д. -
4) Аксеологическая (теория ценностей). Философия пытается показать связь достижений науки с конкретным культурным контекстом. -
5) Критическая - критический анализ науки, ее смысла, ценностей, претензий на истину. Кохановский выделяет умозрительно-прогностическую функцию. Философия, работая на территории между наукой и религией, натыкается иногда на концепции (теории), задающие стратегию научных исследований.