Файл: В двигателе, механизмах, агрегатах и системах автомобиля с помощью электрической энергии осуществляется большинство рабочих процессов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
В двигателе, механизмах, агрегатах и системах автомобиля с помощью электрической энергии осуществляется большинство рабочих процессов.
У современных двигателей – организация рабочего процесса впрыска топлива и управление моментом его воспламенения (опережением зажигания), пуск двигателя, освещение дороги перед автомобилем и пространства внутри салона, сигнализация об изменении направления движения и о начале торможения, модуляция давления (жидкости или воздуха) в антиблокировочной тормозной системе, перераспределение давления в исполнительных тормозных устройствах левого и правого бортов в противобуксовочных системах, приведение в действие контрольно-измерительных приборов и устройств встроенной диагностики, в том числе цифровых щитков приборов и маршрутного компьютера.
Также в последних разработках автомобилестроителей просматриваются следующие перспективы по модернизации электрооборудования автомобиля: управление индикаторными или автоматическими системами предотвращения столкновений, бесконтактным развертыванием средств пассивной защиты (пневмоподушек безопасности), навигационными маршрутными компьютерами, электрическим рулевым управлением с переменным передаточным отношением в зависимости от скорости движения без участия водителя (активный круиз контроль), автоматическое управление автомобилем при его парковке без участия водителя (ассистент помощи при парковке) и т.д.
В современных автомобилях количество электрической и электронной аппаратуры постоянно растет. Предполагается, что стоимость электрического и электронного оборудования составит 25...30% стоимости автомобиля.
Для питания всех электрических приборов и аппаратуры необходимы мощные источники электрической энергии. В систему электрооборудования автомобиля входит весь комплекс электрических приборов и аппаратуры, в том числе источники тока.
Цель этой выпускной квалификационной работы объяснить назначение, принцип работы, устройство стартера автомобиля КамАЗ 53215, возможные неисправности и их устранение.
-
Техническая часть.
-
Краткая характеристика автомобиля КамАЗ 53215.
КамАЗ 53215 считается одним из наиболее популярных автомобилей в сегменте больших грузовиков. Качественная сборка и относительно невысокая стоимость делают его незаменимым во многих сферах. Машина используется в строительстве, при добыче полезных ископаемых, при перевозках внутри различных объектов и в других направлениях.
Производство модели КамАЗ 53215 стартовало в 2001-ом году на камском автомобильном заводе и продолжается в настоящее время.
Всего Камский автозавод выпускает 16 комплектаций данной модели. Они различаются объемом двигателя, размерам топливного бака, наличием ТНВД BOSCH и диаметром колес.
Мотор КамАЗ-740.31 соответствует требованиям Евро-2. Данный двигатель отличается большим тяговым усилием. Дизельный агрегат имеет турбонадув и систему охлаждения надувочного потока. В настоящее время мотор КамАЗ-740.31 считается устаревшим. Тем не менее, его относят к категории экологичных, поскольку объемы вредных веществ, попадающих в атмосферу при его работе, минимальны.
Рисунок 1. Габаритные размеры.
Таблица 1. Технические характеристики автомобиля КамАЗ 53215.
Общие технические данные. | |
Тип кузова. | Грузовой. Двухдверная |
Количество мест, включая место водителя. | 3 |
Грузоподъемность, кг. | 11000 |
Снаряженная масса, кг. | 8500 |
- средний показатель расхода топлива - расход топлива в зимнее время года - расход топлива в летнее время | 24,5 л/км 26,3 л/км 23,9 л/км |
Двигатель КамАЗ-53215. | |
Модель | КамАЗ-740.31-240 (Евро-2) |
Тип двигателя | Дизельный с турбонадувом |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120мм |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Система питания | Дизельная |
Рабочий объем, л | 10.85 |
Степень сжатия | 16.5 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин | 1100-1500 |
Система охлаждения | Жидкостная |
Сцепление | Фрикционное, сухое, двухдисковое гидравлический с пневмоусилителем |
Коробка передач | механическая, десятиступенчатая механическое, дистанционное |
-
Описание, характеристика и конструктивные особенности стартера.
Назначение Стартера.
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя.
Стартер состоит из: корпуса с полюсами и обмотки возбуждения, якоря, щёток дистанционного привода, состоящего из реле включения, тяговое реле, рычага привода с вилкой и шестерни привода, вал якоря - вращается в бронзовых втулках, в его пазы уложены несколько секций обмотки из толстой медной ленты. Концы лент каждой секции присоединены к пластинам коллектора, к которому пружинами прижаты щётки, две которые присоединены к массе, а две другие - с концом обмотки возбуждения, а другой конец обмотки возбуждения к зажиму тягового реле.
Рисунок 2. Устройство Стартера.
1 – крышка со стороны привода;
2 – уплотнительная прокладка;
3 – кронштейн рычага;
4 – якорь тягового реле;
5 – тяговое реле;
6 – «отрицательная» щетка;
7 – прокладка;
8 – задняя крышка;
9 – фиксатор щетки;
10 – «положительные» щетки в сборе с соединительной шиной;
11 – щеткодержатель;
12 – статор;
13 – якорь;
14 – стяжная шпилька;
15 – опора вала якоря;
16 – центральная шестерня;
17 – планетарная шестерня;
18 – вал привода с водилом;
19 – шестерня с внутренним зацеплением;
20 – уплотнительное кольцо;
21 – опора вала привода с вкладышем;
22 – стопорное кольцо;
23 – привод в сборе;
24 – ограничительное кольцо;
25 – стопорное кольцо.
1.3. Выбор оборудования и инструмента.
Инструменты:
1) ключи "на 8", "на10", "на 13";
2) отвертки (две);
3) молоток.
1) 2) 3)
Рисунок 3. Инструменты.
Оборудование:
-
Стенд для проверки стартера; -
Мультиметр.
1)
2)
Рисунок 4. Оборудование.
2.Технологическая часть.
2.1. Технологический процесс ремонта стартера автомобиля КамАЗ 53215.
Разборка стартера.
1. Отвернуть гайку на нижнем контактном болте тягового реле и отсоединить от него вывод обмоток стартера, сняв пружинную и две плоские шайбы;
2. Отвернуть три винта крепления тягового реле к крышке стартера со стороны привода;
-
Снять тяговое реле, придерживая толкатель;
4. Вынуть из толкателя пружину;
5. Потянуть толкатель вверх, выведите из зацепления с рычагом привода и снять его;
6. Отвернуть два винта крепления защитного кожуха стартера;
7. Снять кожух;
8. Поддев отверткой, снять стопорное кольцо вала ротора;
9. Снять шайбу;
10. Отвернуть два стяжных болта;
11. Отделить крышку со стороны привода от корпуса (со статором);
12. Отвернуть винты крепления обмоток статора и соединительного провода (перемычки) от пластин щеткодержателя (показан один винт);
13. Снять изолирующую трубку;
14. Разъединить крышку со стороны коллектора и корпус со статором;
15. Вынуть из щеткодержателя перемычку обмоток статора;
16. Снять щетки статора и пружины щеток, поддев их отверткой;
17. Выпрессовать задний подшипник (втулку) из задней крышки стартера, используя оправку подходящего диаметра;
18. Вынуть шплинт оси рычага привода стартера из передней крышки;
19. Вынуть ось рычага привода стартера с помощью тонкой отвертки;
20. Снять резиновую заглушку;
21. снять якорь с муфтой;
22. Вынуть из передней крышки рычаг привода стартера;
23. Сдвинуть упорную шайбу, установленную на валу якоря, к муфте привода стартера;
24. Снять стопорное кольцо, разжимая его двумя отвертками;
25. Снять муфту привода с вала якоря стартера;
26. Выпрессовать передний подшипник (втулку) из крышки стартера со стороны привода.
Сборка стартера.
Перед сборкой смазываются моторным маслом шестерня привода, винтовые шлицы вала привода и вкладыши крышек и опор валов. Шестерни редуктора смазываются консистентной смазкой Литол-24. Сборка стартера производится в последовательности, обратной разборке.
При сборке стартера замковые шайбы при необходимости заменяются. После сборки стартер проверяется на герметичность, а затем устанавливается на стенд, для получения технических данных и сравнения их с технической характеристикой стартера. Для этого определяются величина тока холостого хода, величина тока и напряжение при тормозном моменте 50 Н*м, напряжение включения реле и производится регулировка зацепления шестерни стартера с венцом маховика с помощью тягового реле стартера.