Файл: В двигателе, механизмах, агрегатах и системах автомобиля с помощью электрической энергии осуществляется большинство рабочих процессов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ВВЕДЕНИЕ
В двигателе, механизмах, агрегатах и системах автомобиля с помощью электрической энергии осуществляется большинство рабочих процессов.

У современных двигателей – организация рабочего процесса впрыска топлива и управление моментом его воспламенения (опережением зажигания), пуск двигателя, освещение дороги перед автомобилем и пространства внутри салона, сигнализация об изменении направления движения и о начале торможения, модуляция давления (жидкости или воздуха) в антиблокировочной тормозной системе, перераспределение давления в исполнительных тормозных устройствах левого и правого бортов в противобуксовочных системах, приведение в действие контрольно-измерительных приборов и устройств встроенной диагностики, в том числе цифровых щитков приборов и маршрутного компьютера.

Также в последних разработках автомобилестроителей просматриваются следующие перспективы по модернизации электрооборудования автомобиля: управление индикаторными или автоматическими системами предотвращения столкновений, бесконтактным развертыванием средств пассивной защиты (пневмоподушек безопасности), навигационными маршрутными компьютерами, электрическим рулевым управлением с переменным передаточным отношением в зависимости от скорости движения без участия водителя (активный круиз контроль), автоматическое управление автомобилем при его парковке без участия водителя (ассистент помощи при парковке) и т.д.

В современных автомобилях количество электрической и электронной аппаратуры постоянно растет. Предполагается, что стоимость электрического и электронного оборудования составит 25...30% стоимости автомобиля.

Для питания всех электрических приборов и аппаратуры необходимы мощные источники электрической энергии. В систему электрооборудования автомобиля входит весь комплекс электрических приборов и аппаратуры, в том числе источники тока.

Цель этой выпускной квалификационной работы объяснить назначение, принцип работы, устройство стартера автомобиля КамАЗ 53215, возможные неисправности и их устранение.


  1. Техническая часть.



    1. Краткая характеристика автомобиля КамАЗ 53215.


КамАЗ 53215 считается одним из наиболее популярных автомобилей в сегменте больших грузовиков. Качественная сборка и относительно невысокая стоимость делают его незаменимым во многих сферах. Машина используется в строительстве, при добыче полезных ископаемых, при перевозках внутри различных объектов и в других направлениях.


Производство модели КамАЗ 53215 стартовало в 2001-ом году на камском автомобильном заводе и продолжается в настоящее время.

Всего Камский автозавод выпускает 16 комплектаций данной модели. Они различаются объемом двигателя, размерам топливного бака, наличием ТНВД BOSCH и диаметром колес.

Мотор КамАЗ-740.31 соответствует требованиям Евро-2. Данный двигатель отличается большим тяговым усилием. Дизельный агрегат имеет турбонадув и систему охлаждения надувочного потока. В настоящее время мотор КамАЗ-740.31 считается устаревшим. Тем не менее, его относят к категории экологичных, поскольку объемы вредных веществ, попадающих в атмосферу при его работе, минимальны.


Рисунок 1. Габаритные размеры.

Таблица 1. Технические характеристики автомобиля КамАЗ 53215.


Общие технические данные. 

Тип кузова. 

Грузовой. Двухдверная

Количество мест, включая место водителя. 

3

Грузоподъемность, кг. 

11000

Снаряженная масса, кг. 

8500

- средний показатель расхода топлива

- расход топлива в зимнее время года

- расход топлива в летнее время

24,5 л/км

26,3 л/км

23,9 л/км

Двигатель КамАЗ-53215.

Модель 

КамАЗ-740.31-240 (Евро-2)

Тип двигателя 

Дизельный с турбонадувом

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 

120мм

Порядок работы цилиндров 

1-5-4-2-6-3-7-8

Система питания 

Дизельная

Рабочий объем, л 

10.85

Степень сжатия 

16.5

Частота вращения коленчатого вала, об/мин 

1100-1500

Система охлаждения 

Жидкостная

Сцепление 

Фрикционное, сухое, двухдисковое

гидравлический с пневмоусилителем

Коробка передач 

механическая, десятиступенчатая

механическое, дистанционное





    1. Описание, характеристика и конструктивные особенности стартера.


Назначение Стартера.
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя.

Стартер состоит из: корпуса с полюсами и обмотки возбуждения, якоря, щёток дистанционного привода, состоящего из реле включения, тяговое реле, рычага привода с вилкой и шестерни привода, вал якоря - вращается в бронзовых втулках, в его пазы уложены несколько секций обмотки из толстой медной ленты. Концы лент каждой секции присоединены к пластинам коллектора, к которому пружинами прижаты щётки, две которые присоединены к массе, а две другие - с концом обмотки возбуждения, а другой конец обмотки возбуждения к зажиму тягового реле.




Рисунок 2. Устройство Стартера.
1 – крышка со стороны привода;
2 – уплотнительная прокладка;
3 – кронштейн рычага;
4 – якорь тягового реле;
5 – тяговое реле;
6 – «отрицательная» щетка;
7 – прокладка;
8 – задняя крышка;
9 – фиксатор щетки;
10 – «положительные» щетки в сборе с соединительной шиной;
11 – щеткодержатель;
12 – статор;
13 – якорь;
14 – стяжная шпилька;
15 – опора вала якоря;
16 – центральная шестерня;
17 – планетарная шестерня;
18 – вал привода с водилом;
19 – шестерня с внутренним зацеплением;
20 – уплотнительное кольцо;
21 – опора вала привода с вкладышем;
22 – стопорное кольцо;
23 – привод в сборе;
24 – ограничительное кольцо;
25 – стопорное кольцо.
1.3. Выбор оборудования и инструмента.


Инструменты: 

1) ключи "на 8", "на10", "на 13";

2) отвертки (две);

3) молоток.
1)  2)  3)

Рисунок 3. Инструменты.

Оборудование:

  1. Стенд для проверки стартера;

  2. Мультиметр.

1)
2)

Рисунок 4. Оборудование.

2.Технологическая часть.

2.1. Технологический процесс ремонта стартера автомобиля КамАЗ 53215.
Разборка стартера.


1. Отвернуть гайку на нижнем контактном болте тягового реле и отсоединить от него вывод обмоток стартера, сняв пружинную и две плоские шайбы;



2. Отвернуть три винта крепления тягового реле к крышке стартера со стороны привода;



  1. Снять тяговое реле, придерживая толкатель;



4. Вынуть из толкателя пружину;




5. Потянуть толкатель вверх, выведите из зацепления с рычагом привода и снять его;



6. Отвернуть два винта крепления защитного кожуха стартера;



7. Снять кожух;



8. Поддев отверткой, снять стопорное кольцо вала ротора;



9. Снять шайбу;



10. Отвернуть два стяжных болта;


11. Отделить крышку со стороны привода от корпуса (со статором);


12. Отвернуть винты крепления обмоток статора и соединительного провода (перемычки) от пластин щеткодержателя (показан один винт);



13. Снять изолирующую трубку;



14. Разъединить крышку со стороны коллектора и корпус со статором;




15. Вынуть из щеткодержателя перемычку обмоток статора;



16. Снять щетки статора и пружины щеток, поддев их отверткой;



17. Выпрессовать задний подшипник (втулку) из задней крышки стартера, используя оправку подходящего диаметра;



18. Вынуть шплинт оси рычага привода стартера из передней крышки;



19. Вынуть ось рычага привода стартера с помощью тонкой отвертки;



20. Снять резиновую заглушку;




21. снять якорь с муфтой;



22. Вынуть из передней крышки рычаг привода стартера;



23. Сдвинуть упорную шайбу, установленную на валу якоря, к муфте привода стартера;



24. Снять стопорное кольцо, разжимая его двумя отвертками;



25. Снять муфту привода с вала якоря стартера;



26. Выпрессовать передний подшипник (втулку) из крышки стартера со стороны привода.



Сборка стартера.

Перед сборкой смазываются моторным маслом шестерня привода, винтовые шлицы вала привода и вкладыши крышек и опор валов. Шестерни редуктора смазываются консистентной смазкой Литол-24. Сборка стартера производится в последовательности, обратной разборке.

При сборке стартера замковые шайбы при необходимости заменяются. После сборки стартер проверяется на герметичность, а затем устанавливается на стенд, для получения технических данных и сравнения их с технической характеристикой стартера. Для этого определяются величина тока холостого хода, величина тока и напряжение при тормозном моменте 50 Н*м, напряжение включения реле и производится регулировка зацепления шестерни стартера с венцом маховика с помощью тягового реле стартера.