ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Что такое "конфликт"? Назовите его причины
2. Составьте таблицу "Позитивные и негативные функции конфликта"
3. Какие виды конфликтов Вы знаете? Дайте характеристику каждому
4. Составьте схему "Структура конфликта"
5. Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации Вам знакомы. Опишите их
6. Предложите рекомендации по конструктивному разрешению конфликтной ситуации
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Златоустовский техникум технологий и экономики»
Сургутский филиал
Домашнее задание №2
«Психология социально-правовой деятельности»
| Преподаватель ____________ Л.Ю. Васляева «__» ___________ 20___ г. Студент Малхасян Александра Сергеевна группа 31-П «__» ___________ 20___ г. |
| |
Сургут, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Что такое "конфликт"? Назовите его причины 3
2. Составьте таблицу "Позитивные и негативные функции конфликта" 5
3. Какие виды конфликтов Вы знаете? Дайте характеристику каждому 6
4. Составьте схему "Структура конфликта" 8
5. Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации Вам знакомы. Опишите их 9
6. Предложите рекомендации по конструктивному разрешению конфликтной ситуации 12
1. Что такое "конфликт"? Назовите его причины
Общество в целом как социальный организм и отдельные его институты, такие как малые группы, семья, организации, предприятия, строились и осуществляли свою деятельность на основе складывающихся между ее членами взаимоотношений. Протекание взаимоотношений между участниками любой социальной группы, насколько это известно каждому из нас, отличается периодическим возникновением моментов обостренного противостояния, основывающегося на проявлении определенных противоречий между членами общества или социальной группы. Противостоящие стороны то и дело переходят на такой язык общения, какой бы и сами в любых других ситуациях безоговорочно подвергли осуждению.
Конфликты являются одной из отличительной черт социальной динамики и потому они традиционно привлекают к себе внимание не только профильных специалистов – психологов, социологов, конфликтологов, но и многих специалистов смежных специальностей, таких как право, управление, история. Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictio», означающего столкновение, спор, борьбу между сторонами. В современном русском языке термин конфликт применяется во многих сходных значениях, но наиболее соответствует им всем формулировка из Словаря русского языка, понимающая конфликт как «столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор».
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.
Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается следующими двумя группами психологических причин, данные причины указаны в Таблице 1.
Таблица 1. Причины конфликта
Причина | Характеристика |
Психологические особенности человеческих отношений | Симпатии, антипатии, культурно-этические различия, действия руководства, плохие психологические коммуникации |
Личностные особенности членов группы | Неумение контролировать эмоции, агрессивность, некоммуникабельность, бестактность. |
Ограниченность ресурсов | Часто даже в самых крупных компаниях ресурсы всегда ограниченны. Неравенство неустранимо и означает неодинаковый доступ к ресурсам. |
Взаимозависимость задач | Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят от другого человека или группы. |
Различия в целях. | Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами могут формулировать свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целям всей организации. |
Различия в представлениях и ценностях. | Представления о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. |
Различия в манере поведения и жизненном опыте. | Связанные с возрастными и культурными особенностями сотрудников |
Неудовлетворительные коммуникации | Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Плохое качество передачи информации может служить началом конфликта, так как вызывает непонимание задач и порядка действий для работников |
2. Составьте таблицу "Позитивные и негативные функции конфликта"
Таблица 2
Позитивные и негативные функции конфликта
Позитивные | Негативные |
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
получение новой информации об оппоненте | снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | представление о побежденных группах, как о врагах |
стимулирование к изменениям и развитию | чрезмерное увеличение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
снятие синдрома покорности у подчиненных | после завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества |
диагностика возможностей оппонентов | сложное восстановление деловых отношений |
3. Какие виды конфликтов Вы знаете? Дайте характеристику каждому
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Классификация конфликтов более подробно показана в Таблице 3 и Таблице 4.
Таблица 3
Классификация конфликтов по способу их разрешения
Тип | Характеристика |
Конструктивные конфликты | Для них характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень раз - вития. |
Деструктивные конфликты | Приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации |
Таблица 4
Типы конфликтов в организации
Основная классификация | Тип конфликта | причина |
Субъект конфликта | Межличностный: по вертикали, по горизонтали | Весь спектр межличностных причин |
| Межгрупповые: между подразделениями, между группами сотрудников в одном отделе, между руководством и персоналом, между руководством и профсоюзом | Распределение ресурсов, плохие коммуникации, разные цели, плохие условия труда, нарушения договора и закона |
| Конфликт между личностью и группой: между начальником и коллективом, между сотрудником и коллективом | Руководитель призван регулировать взаимоотношения в коллективе. От этических норм руководителя, его умения общаться с подчинёнными, от силы его воздействия на людей зависят и успех коллектива, и его личные успехи. |
Источники конфликта | Структурные конфликты между структурами, отделами | Противоречия в задачах |
| Инновационные конфликты, связанные с развитием, изменениями | Изменение структуры, функций |
| Позиционные конфликты | Различия в целях, задачах |
| Ресурсные конфликты | Ограничение ресурсов и порядка их распределения |
| Динамические конфликты: из-за социально-психологической динамики организации | Изменение в связи с новым этапом развития |
Тип функциональ-ной системы | Организационно-технологический конфликт | Нарушения технологии, распределения работ |
| Социально-экономический конфликт | Уровень оплаты, ее задержка, рост норм, отсутствие мотивации |
| Административно-управленческие | Все экономические и организационные причины, названные выше, неисполнение обещаний руководством, нарушение договоров, некорректная и неполная информация для сотрудников |
| Конфликты в неформальной организации | Противоречия в отношениях с формальной структуре |
| Конфликты в социально-психологической системе | Нарушение культуры, норм группы, борьба за лидерство, столкновение интересов |
4. Составьте схему "Структура конфликта"
Структуру конфликта можно представить в виде схемы, приведенной в Таблице 5.
Таблица 5. Структура конфликта
Объект конфликтной ситуации | Связан либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. |
Цели, субъективные мотивы участников | Обусловлены взглядами и убеждениями участников, материальными и духовными интересами |
Оппоненты, конкретные лица | Являются участниками конфликта |
5. Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации Вам знакомы. Опишите их
Участники конфликта вынуждены выбирать один из пяти возможных вариантов стратегии поведения, в сложившейся конфликтной ситуации.
Данные варианты стратегии поведения в конфликте по разному удовлетворяют интересы каждой из конфликтующих сторон, так:
1. Стратегия избегания предполагает игнорирование конфликтной ситуации, не замечание и «уход» от нее. Использование ее целесообразно тогда, когда ситуация для конфликтующей стороны мало значима или когда шансы выиграть в конфликте близки к нулевым показателям.
2. Стратегия соперничества возможна при условии необходимости удовлетворить в конфликте только свои интересы, игнорируя интересы оппонента. Она активно используется в спортивных состязаниях, а также в конкурсах, при поступлении в образовательную организацию или на работу. Иногда данная стратегия приводит к деструктивным последствиям и проводится с использованием жестких приемов.
3. Стратегия приспособления предполагает определенные уступки оппоненту, вплоть до полной сдачи своих позиций. Подобная позиция демонстрирует ослабление напряженности в отношениях между конфликтующими сторонами, ведет к сотрудничеству, сохраняет отношения и сберегает ресурсы. В отдельных случаях уступки могут быть восприняты, как проявление слабости, что может явиться причиной усугубления конфликта. Благие уступки могут быть не правильно истолкованы оппонентом.