Файл: Выполнила работу Решетова Екатерина Алексеевна Группа НСосо21.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Выполнила работу: Решетова Екатерина Алексеевна
Понятие управленческого решения
- по времени (стратегические, тактические или оперативные);
- по степени участия ответственных сотрудников (коллегиальные, коллективные или индивидуальные);
- по содержанию (организационные, экономические, технические и т.п.).
Подходы к принятию нестандартных управленческих решений
Алгоритм принятия нестандартных управленческих решений
Виды принятия решений можно сформулировать следующим образом:
2. Селективные. Свобода действий проявляется в установленных руководством организации рамках.
Презентация общей структуры проблемы и вероятные пути её решения, и прогнозирование результатов.
Для того, чтобы овладеть искусством принятия решений в нестандартных ситуациях, необходимо:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Принятие решений в нестандартных ситуациях
Выполнила работу: Решетова Екатерина Алексеевна
Группа: Н/Со-СО-21
Г. Находка
2023 г
Введение
В условиях кризисных явлений в экономике и роста конкурентной борьбы в повседневной деятельности торговых организаций требуется быстрый, четкий и понятный алгоритм принятия управленческих решений. Однако, в современном мире, с постоянно растущим уровнем конкуренции - управленческие решения, подчастую требуют нестандартного подхода. В статье рассматриваются структура и последовательность в действиях руководства организации при принятии нестандартных решений решений. Сфера применения алгоритма универсальна и способствует оптимизации существующих процессов и повышению эффективности деятельности.Понятие управленческого решения
Зачастую управление исключает стандартные, стереотипные действия, и в современном мире порой именно креативность определяет степень успешности деятельности, помогает находить оригинальные решения в сложных ситуациях, выступает мощным фактором развития человека и организации. Построение алгоритма принятия нестандартных управленческих решений может упорядочивать существующие механизмы управления и способствовать их наиболее эффективной реализации. Управленческие решения могут различаться:- по времени (стратегические, тактические или оперативные);
- по степени участия ответственных сотрудников (коллегиальные, коллективные или индивидуальные);
- по содержанию (организационные, экономические, технические и т.п.).
Все управленческие решения можно подразделить на два вида:
- традиционные решения, ранее неоднократно имевшие место; в этом случае следует выбрать один из уже имеющихся альтернативных вариантов;
- нетрадиционные, нестандартные управленческие решения; их выработка связана с поиском новых альтернативных вариантов.
Традиционные, типичные, повторяющиеся управленческие решения могут быть формализованы, то есть могут приниматься и осуществляться по заранее определенному алгоритму. Следовательно, формализованное управленческое решение представляет собой результат выполнения заранее установленный последовательности действий.
В результате формализации принятия решений возрастает уровень эффективности управления за счет снижения вероятности допущения ошибки, а также за счет экономии времени, так как нет необходимости начиная с нуля разрабатывать данное решение. Вследствие этого руководство организации старается формализовать управленческие решения на случай тех ситуаций, которые систематически повторяются в деятельности данной организации. Формализация управленческих решений заключается в разработке определенных правил, инструкций, нормативов, позволяющих принять и осуществить грамотное управленческое решение.
Наряду с повторяющимися, встречаются и нетипичные, не встречавшиеся ранее ситуации, не поддающиеся формализованному решению.
Подходы к принятию нестандартных управленческих решений
Качество и эффективность управленческих решений определяются степенью обоснованности методологии решения проблем, а именно подходов, принципов и методов.
Анализ экономического управления организациями дает возможность определить необходимость применения следующих подходов:
- системного;
- комплексного;
- интеграционного;
- маркетингового;
- функционального;
- динамического;
- воспроизводственного;
- процессного;
- нормативного;
- количественного (математического);
- административного;
- поведенческого;
- ситуационного.
Любой из этих подходов выражает одно из направлений управленческого процесса.
Системный подход управления предполагает, что любая система или объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющая выход, то есть цель, вход, связь с внешней средой, обратную связь. В подобной системе "вход" трансформируется в "выход".
В условиях использования комплексного подхода управления предприятием необходимо принимать во внимание технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические направления управления, а также их взаимосвязи.
Интеграционный подход управления предполагает изучение и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы управления, а также между стадиями жизненного цикла объекта управления, между отдельными уровнями управления по вертикали, и, наконец, между отдельными субъектами управления по горизонтали.
Маркетинговый подход управления предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя в условиях решения любых задач. Основными критериями маркетингового подхода являются:
- повышение качества объекта управления в соответствии с требованиями потребителей;
- экономия средств у потребителя за счет повышения качества;
- экономия ресурсов в собственном производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса, а также применения научно обоснованной системы управления.
Функциональный подход управления предприятием состоит в том, что любая потребность рассматривается как совокупность функций, которые следует осуществить для ее удовлетворения. После определения функций создаются несколько альтернативных объектов с целью осуществления этих функций. Затем, выбирается один из этих объектов, требующий минимума совокупных затрат в течение жизненного цикла данного объекта в расчете на единицу его полезного эффекта.
Сущность динамического подхода управления заключается в том, что при его применении объект управления рассматривается в его диалектическом развитии, в его причинно-следственных связях. Здесь проводится последующий ретроспективный анализ за 5-10 и более прошедших лет, а также перспективный (прогнозный) анализ.
Воспроизводственный подход управления предприятием ориентируется на постоянное возобновление производства данного вида продукции с целью удовлетворения потребностей рынка. При этом данный вид продукции должен иметь меньшие совокупные затраты на единицу полезного эффекта, чем лучший аналогичный товар на данном рынке.
Процессный подход управления организацией рассматривает управленческие функции в их взаимосвязи. Процесс управления представляет собой общую сумму всех функций, то есть он является серией непрерывных взаимосвязанных действий.
Нормативный подход управления состоит в установлении нормативов управления по всем его подсистемам.
Сущность количественного подхода управления состоит в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, балльной системы и др.
Административный (директивный) подход к управлению предприятием предполагает регламентацию функций, прав, обязанностей, нормативов затрат к качества.
Главной задачей поведенческого подхода управления организацией является повышение эффективности деятельности организации за счет улучшения использования ее трудовых ресурсов.
Сущность ситуационного подхода к управлению предприятием заключается в том, что степень пригодности отдельных методов управления определяется конкретной ситуацией. Так как существует множество факторов, влияющих на деятельность организации, как внутри нее, так и внешних, то нельзя найти какой-то единственный наилучший способ управления.
Алгоритм принятия нестандартных управленческих решений
Виды принятия решений можно сформулировать следующим образом:
1. Стандартные. Они принимаются по многократно отработанному механизму и не требуют принципиально новых подходов к решению проблем.
2. Селективные. Свобода действий проявляется в установленных руководством организации рамках.
3. Адаптационные. При принятии решения формируется новый подход на основе сформулированных и проверенных ранее подходах.
4. Инновационный. Принимаемые решения не имели ранее аналогов и требуют нестандартного подхода. Алгоритм принятия управленческих решений представляет собой последовательную совокупность действий, основанных на исходных данных, направленных на решение задачи, и может быть представлен следующим образом:Идентификация проблем или потенциальных угроз. Важным элементом идентификации является постановка вопроса. Например: почему рост филиальной сети банка не окупается в планируемые сроки? какие филиалы вышли на самоокупаемость, а какие нет? имеет ли смысл продолжать вложения в неэффективные филиалы? и т.п. Решение может приниматься с целью повлиять на работу всего банка в целом. Такие решения имеют глобальный для кредитной организации характер. Если решения принимаются для какого-то конкретного подразделения банка, то они могут носить характер общих или частных решений.
Формирование чёткой и структурированной информации по обозначенным проблемам и угрозам в банке, анализ полученных данных. Данный этап является основным, поскольку последующие решения принимаются на основе существующей информации.
Сбор информации о подобных проблемах и угрозах в других банках, анализ методов решения проблем и полученных результатов. На данном этапе необходимо чётко понимать, что в качестве информации должны приниматься материалы тех банков, которые примерно соответствуют существующей структуре и размеру кредитной организации.
Презентация общей структуры проблемы и вероятные пути её решения, и прогнозирование результатов.
Принятие решения, разработка критериев его эффективности. Повсеместное разделение труда привело к тому, что формируют, разрабатывают, принимают, утверждают, выполняют и контролируют принятые решения разные сотрудники организации. Ошибки на одном этапе, таким образом, могут привести к некорректным выводам остальных участников. С целью нивелирования потенциальных ошибок целесообразно использовать систему согласования. Кроме этого, практика показывает, что вероятность быстрой и эффективной реализации решений значительно возрастает, если исполнители имеют возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения, внести замечания или предложения и т.п.Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддаются корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. являются корректируемыми.
Доведение принятого решения до исполнителей. Результатом принятого решения должно стать полное понимание всеми структурными подразделениями банка возложенных на них обязанностей. Необходимо определить комплекс работ, ресурсов для выполнения принятого управленческого решения, распределить обязанности по исполнителям и срокам. В ходе реализации решения ответственный руководитель структурного подразделения банка должен следить за его выполнением, оказывать помощь и вносить определенные коррективы при необходимости в работу исполнителей.Контроль за исполнение принятого управленческого решения. На этом этапе производятся мониторинг, анализ, оценка и отчёт о выполнении принятого управленческого решения.
Вывод
Для того, чтобы овладеть искусством принятия решений в нестандартных ситуациях, необходимо:
- Выработать творческий, неординарный подход в деятельности организации и собственной жизни, видеть в переменах позитивный подтекст и новые возможности.
- Осознать творческие возможности и инструменты для развития и эффективности бизнеса, и применять их в ежедневной практике.
- Изучить технологию выработки и применения нестандартных подходов в решении задач и управлении бизнесом, постоянно совершенствовать свой творческий опыт.
- Находить новые решения рабочих задач и совершенствовать бизнес-процессы, использовать сторонний опыт в принятии решений, устраивать с сотрудниками мозговые штурмы.
Используемая литература
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: «Гардарика», 1996,С.92.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: «Наука», 1999.С.57.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: "Бизнес-школа"Интел-Синтез", 1997.С.73.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс:2-е изд.: Учебник - М.: Фирма "Гардарика", 1996.С.42.
- Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие М.: ЗАО "Бизнес-школа"Интел-Синтез", 1997.С51.
- Менеджмент организации: Учебное пособие /Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - м.: ИНФРА-М, 1995.С.56.