Файл: Задание Древние юристы говорили Право есть искусство добра и справедливости. Какое требование к правовым нормам оно содержит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ



Кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (ЧАСТЬ 2)

(дисциплина)

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения



Студент Аверьянова Надежда Сергеевна




Группа 16416




Дата 03.02.17










Преподаватель Парченко Н. А.



























Новосибирск 2017 г.

Задание 1. Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». Какое требование к правовым нормам оно содержит?

Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.

Связь права и морали находит выражение и в теории права, а интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологической подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

Различия права и морали:
1.   По времени возникновения

Исторически мораль возникла раньше права

2.   По способу образования

Мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений людей о добре и зле, чести, совести и т. д. Они обретают важное, всеобъемлющее значение постепенно, по мере признания их большинством членов общества.

Правовые   нормы   устанавливаются или санкционируются государством в лице его специальных органов, уполномоченных на это.

3.   По форме выражения

Моральные нормы не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Отражение норм христианской морали в Библии (в письменном источнике), является скорее исключением, чем правилом.

Правовые нормы содержатся в официальных государственных   актах (законах, указах и т.д.),  которые являются единственным местом "пребывания" юридических норм, неким вместилищем, откуда люди "черпают" их, реализуя в конкретных жизненных ситуациях.

4. По степени детализации

Требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер, представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым, не убий).

Нормы права имеют строго определенное юридическое содержание, детализированны,  со­держат в себе четко определенные понятия и юридические категории (смертная казнь).

5. По способу охраны от нарушений

Выполнение норм морали обеспечивается внутренними нравственными убеждениями      че­ловека и (или) средствами общественного

мнения. Результатом морального осуждения является чувство стыда и раскаяние.

Обеспечение правовых норм нередко требует применение мер юридической ответственности. Результатом мер государственного принуждения яв­ляется ограничение в правах и страдание правонарушителя, вызванное применением к нему санкций закона.



Задание 2. Понятие и соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

  1. система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

  2. система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

  3. право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

  4. проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является, прежде всего, местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

  1. норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

  2. система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

  3. деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

  4. структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

  5. система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.


В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.
Задание 3. Понятие и формы реализации норм права.

Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта.

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае - это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения неправомерных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, а противоправное - нарушает ее.

В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям.

Прежде всего, в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два вида реализации права:

Простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;

Сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права.

Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

1.соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных действующим правом;

2. исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;

3. использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению;

4. применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.


В рамках теории государства и права выделяют следующие две формы применения права:


оперативно-исполнительная деятельность — это реализация нормативно-правовых предписаний путем создания, изменения либо прекращения конкретных правовых отношений на основе установленных норм права;

правоохранительная деятельность — это охрана норм права от каких-либо нарушений, создание условий, которые предупреждают правонарушения.

По своей сущности применение права выступает в качестве организующей властной деятельности государства, которая осуществляется на профессиональной основе государственными органами, должностными лицами, некоторыми общественными организациями. При этом граждане не могут являться субъектами правоприменения как формы реализации правовых норм.

Применение права всегда осуществляется в рамках правоприменительных отношений, при помощи акта применения права. Правоприменительная деятельность осуществляется в процессуальном порядке, при этом она всегда

сопровождается вынесением индивидуального правового акта — акта применения права.
Задание 4. Какие элементы нормы права присутствуют в ст. 224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года» дайте им характеристику.

Большую группу санкций составляют КАРАТЕЛЬНЫЕ (ШТРАФНЫЕ), применяемые в отношении наиболее важных регулируемых отношений. Основная задача этих санкций, общая и частная превенция правонарушений, исправление и перевоспитание правонарушителей".1 К этому виду санкций относятся санкции уголовные, дисциплинарные и административные, некоторые другие. Примером могут служить санкции в нормах особенной части Уголовного Кодекса РФ. Статья 224 УК РФ указывает, что за небрежное хранение огнестрельного оружия следует наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

В карательных санкциях различают УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ. Это деление можно так же провести по отраслевому признаку. Кроме перечисленных сюда относятся и ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ. К данным видам санкций относятся санкции норм особенной части УК РФ, ГК РФ, норм кодекса об административных правонарушениях РФ и норм трудового законодательства, определяющих различные предупреждения и т.д.