Файл: Тема формирование элементарных математических представлений у детей с овз план 1.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.1. формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
1. Задачи НОД по формированию элементарных математических представлений.
2. Особенности развития количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
ЭТАПЫ формирования представлений о множестве
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о множествах ОДИН - МНОГО, МНОГО - МАЛО
СОСТАВЛЕНИЕ УПОРЯДОЧЕННОГО РЯДА ПРЕДМЕТОВ
игры и упражнения по чередованию предметов с противоположными признаками
УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, ПОРОВНУ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВ, ИЗМЕНЯЮЩИХ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕМЕНТОВ
Примеры заданий для детей 6-7 лет со средней степенью умственной отсталости
Занятие на тему: «Число и цифра 1» содержит следующие задания:
Тема 1.1. формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
План
1. Задачи НОД по формированию элементарных математических представлений.
2. Особенности развития количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
3. Организация работы.
4. Методы и приёмы обучения
5. Методика формирования дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта
- Формирование представлений один – много, много – мало
- Составление упорядоченного ряда предметов
- Установление отношений больше, меньше, поровну
- Преобразование множеств, изменяющих количество элементов
Введение
Поэтапное формирование математических знаний (Л. Б. Баряева, Н. Г. Морозова и т. д.) оказывает корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
- Развитие детей с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У детей, отстающих в умственном развитии, наблюдается пониженный интерес к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность; отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения; чрезвычайно поздно появляются первые действия с предметами — хватание и манипуляции, что тесно связано с развитием восприятия (+ 2 года, в отличии от нормы).
- В преддошкольном возрасте умственно отсталые дети не проявляют понимания функционального назначения предметов, не совершают даже специфических манипуляций. Их действия с предметами стереотипны, нецеленаправленны (стучат игрушками об пол, грызут их, раскидывают по комнате). Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их.
Предметная деятельность не возникает, сенсорный и практический опыт не накапливается.
Поэтому к моменту поступления в специальный детский сад (4-5 лет) дети обнаруживают недоразвитие, а часто и полное отсутствие элементарных математических представлений;
Они приходят с явной недостаточностью представлений о количественных отношениях, о счете, о форме и величине предметов, о пространстве и времени.
- Причины, задерживающие формирование представлений о количестве у умственно отсталых детей: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему;
- низкий уровень ориентировочной деятельности; недостаточная деятельность,
- несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;
- позднее и нарушенное развитие речи (бедность словаря, трудности в формулировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи).
- Коррекционная работа на начальных этапах направлена на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий — знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу.
- Далее постепенно осуществляется переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане. Ребенок упорядочивает, преобразовывает, сравнивает множества. С этой целью у детей формируют практические ориентировочные действия (пробы, примеривание).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
- Основная форма работы – обучение детей на занятиях.
- При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения умственно отсталых дошкольников:
- смена видов деятельности;
- повторяемость программного материала;
- обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия;
- игровая форма обучения.
- Прочное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений. Повторение изучаемого материала происходит как в процессе одного занятия, так и на последующих занятиях.
- Главным условием является то, чтобы повторение задании происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
- Ввиду особенностей психического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, все обучение носит наглядно-практический характер, т. е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.
- Наиболее эффективными и действенными методами обучения являются совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу. В ходе осуществления действий по подражанию дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие. В этом случае выбор необходимого предмета, способы деятельности и последовательность выполнения действий даются в готовом виде.
- Довольно часто приходится прибегать к совместным действиям, когда педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. Сопряженные действия
- Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем и к выполнению заданий по словесной инструкции.
Совместные действия используются, как правило, в самом начале обучения, а в дальнейшем при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий.
- Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Используются такие практические приемы сравнения как наложение и приложение.
- При первичном выделении качественного или количественного признака сопоставляются контрастные предметы (количества предметов), отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие длинный — короткий, подбирают два предмета одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся только длиной. Разница в длине должна быть не менее 10-15 см.
- Для того чтобы дать детям представление о количестве один-много используют одинаковые предметы, чтобы ребенок фиксировал внимание именно на количестве, а не на их качественных особенностях. Педагог кладет на стол много однородных предметов, выделяет из группы 1 предмет и указывает: «Здесь один, а здесь много (5-10 предметов)».
ЭТАПЫ формирования представлений о множестве
- формирование представлений о количестве: один — много — мало, пустой — полный; о количественных отношениях: больше — меньше — поровну; о сохранении количества;
- формирование умений осуществлять группировку, чередование предметов на основе определенного качественного признака;
- сравнивать непрерывные множества путем наложения и приложения;
- преобразовывать множества путем увеличения, уменьшения и уравнивания,
- сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами.
- Вначале дети подбирают предметы только по одному признаку (цвету, форме или величине), позднее по двум (форме и цвету, форме и величине, цвету и величине).
Из большого количества шариков разного цвета и размера ребенку предлагается: «Выбери все вот такие (дается образец) большие красные шарики».
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о множествах ОДИН - МНОГО, МНОГО - МАЛО
- Формирование первых количественных представлений происходит в различных игровых и практических ситуациях.
- Детей учат находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Сначала создается специально подготовленная обстановка, когда педагог до начала занятия расставляет по одной и по несколько игрушек на отдельных столах и стульчиках. Ребенку предлагается показать и назвать, где и каких игрушек много, а какая — одна. Затем детей учат находить один и много предметов в естественных условиях окружающей обстановки.
- Постепенно дети приобретают способность самостоятельно находить один и много одинаковых предметов по всей комнате (групповой, спальной и др. помещениях).
- Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это закрепляется в слове-названии, приводит к формированию представлений о количестве. В дальнейшем создаются условия для применения усвоенных количественных представлений в различных видах деятельности.
СОСТАВЛЕНИЕ УПОРЯДОЧЕННОГО РЯДА ПРЕДМЕТОВ
- Этот процесс лежит в основе формирования представлений о числе и счете. Упорядочивание множеств является предпосылкой для формирования представлений об упорядочении чисел. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются: 3 больше, чем 2; 2 больше, чем 1, и наоборот.
- Обучение воспитанников составлению упорядоченного ряда включает в себя чередование и выделение предметов по величине. Обучение осуществляется последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. К этому этапу обучения у детей уже должны иметься некоторые представления о противоположных признаках величины: большой — маленький, длинный — короткий.
игры и упражнения по чередованию предметов с противоположными признаками
- 1. Из строительного материала, приготовленного педагогом, выбираются большие и маленькие кубики. Педагог и дети строят поезд для матрешек, чередуя маленькие и большие кубики. Постройка обыгрывается.
- 2. Каждому ребенку дается лист картона и набор длинных и коротких брусочков. Предлагается построить забор из длинных и коротких «дощечек», чередуя их.
- 3. Детям предлагаются брусочки: длинные — розового цвета и короткие — красного. Вместе с педагогом они строят дорогу для машин, выкладывая по очереди длинные и короткие «плиты». Постройка обыгрывается.
- В процессе таких упражнений у детей уточняются представления о величине и закрепляются названия признаков.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, ПОРОВНУ
- Вначале детей знакомят с составлением равных по количеству (от 3 до 5) множеств предметов по подражанию и словесному заданию. Предметы в каждой из групп должны быть одинаковые по всем признакам и расположены горизонтально на равном расстоянии друг от друга. Например: «Возьми столько же, положи столько же». Дети учатся накладывать, затем прикладывать столько предметов, сколько дано в образце, и определять словом поровну, столько..., сколько... .
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВ, ИЗМЕНЯЮЩИХ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕМЕНТОВ
- Обучение воспитанников преобразованию множеств начинается с выполнения ими сенсорных действий по подражанию и по образцу.
- Постепенно воспитанников подводят к пониманию того, что если к определенному множеству добавить ряд элементов, то оно увеличится, станет больше, а если убрать — станет меньше.