Файл: Тема формирование элементарных математических представлений у детей с овз план 1.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.1. формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ

План

1. Задачи НОД по формированию элементарных математических представлений.

2. Особенности развития количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

3. Организация работы.

4. Методы и приёмы обучения

5. Методика формирования дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта

Введение

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ЭТАПЫ формирования представлений о множестве

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о множествах ОДИН - МНОГО, МНОГО - МАЛО

СОСТАВЛЕНИЕ УПОРЯДОЧЕННОГО РЯДА ПРЕДМЕТОВ

игры и упражнения по чередованию предметов с противоположными признаками

УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, ПОРОВНУ

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВ, ИЗМЕНЯЮЩИХ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕМЕНТОВ

Примеры заданий для детей 6-7 лет со средней степенью умственной отсталости

Занятие на тему: «Число и цифра 1» содержит следующие задания:

В практической деятельности:

Математические представления и быт

литература

Тема 1.1. формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ

План

1. Задачи НОД по формированию элементарных математических представлений.

2. Особенности развития количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

3. Организация работы.

4. Методы и приёмы обучения

5. Методика формирования дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта

  • Формирование представлений один – много, много – мало
  • Составление упорядоченного ряда предметов
  • Установление отношений больше, меньше, поровну
  • Преобразование множеств, изменяющих количество элементов

Введение

Поэтапное формирование математических знаний (Л. Б. Баряева, Н. Г. Морозова и т. д.) оказывает корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

  • Развитие детей с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У детей, отстающих в умственном развитии, наблюдается пониженный интерес к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность; отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения; чрезвычайно поздно появляются первые действия с предметами — хватание и манипуляции, что тесно связано с развитием восприятия (+ 2 года, в отличии от нормы).
  • В преддошкольном возрасте умственно отсталые дети не проявляют понимания функционального назначения предметов, не совершают даже специфических манипуляций. Их действия с предметами стереотипны, нецеленаправленны (стучат игрушками об пол, грызут их, раскидывают по комнате). Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их.


Предметная деятельность не возникает, сенсорный и практический опыт не накапливается.

Поэтому к моменту поступления в специальный детский сад (4-5 лет) дети обнаруживают недоразвитие, а часто и полное отсутствие элементарных математических представлений;

Они приходят с явной недостаточностью представлений о количественных отношениях, о счете, о форме и величине предметов, о пространстве и времени.
  • Причины, задерживающие формирование представлений о количестве у умственно отсталых детей: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему;
  • низкий уровень ориентировочной деятельности; недостаточная деятельность,
  • несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;
  • позднее и нарушенное развитие речи (бедность словаря, трудности в формулировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи).
  • Коррекционная работа на начальных этапах направлена на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий — знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу.
  • Далее постепенно осуществляется переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане. Ребенок упорядочивает, преобразовывает, сравнивает множества. С этой целью у детей формируют практические ориентировочные действия (пробы, примеривание).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

  • Основная форма работы – обучение детей на занятиях.
  • При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения умственно отсталых дошкольников:
  • смена видов деятельности;
  • повторяемость программного материала;
  • обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия;
  • игровая форма обучения.
  • Прочное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений. Повторение изучаемого материала происходит как в процессе одного занятия, так и на последующих занятиях.
  • Главным условием является то, чтобы повторение задании происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Ввиду особенностей психического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, все обучение носит наглядно-практический характер, т. е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.
  • Наиболее эффективными и действенными методами обучения являются совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу. В ходе осуществления действий по подражанию дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие. В этом случае выбор необходимого предмета, способы деятельности и последовательность выполнения действий даются в готовом виде.
  • Довольно часто приходится прибегать к совместным действиям, когда педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. Сопряженные действия
  • Совместные действия используются, как правило, в самом начале обучения, а в дальнейшем при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий.

  • Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем и к выполнению заданий по словесной инструкции.
  • Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Используются такие практические приемы сравнения как наложение и приложение.
  • При первичном выделении качественного или количественного признака сопоставляются контрастные предметы (количества предметов), отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие длинный короткий, подбирают два предмета одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся только длиной. Разница в длине должна быть не менее 10-15 см.
  • Для того чтобы дать детям представление о количестве один-много используют одинаковые предметы, чтобы ребенок фиксировал внимание именно на количестве, а не на их качественных особенностях. Педагог кладет на стол много однородных предметов, выделяет из группы 1 предмет и указывает: «Здесь один, а здесь много (5-10 предметов)».

ЭТАПЫ формирования представлений о множестве


  • формирование представлений о количестве: один много мало, пустой полный; о количественных отношениях: больше меньше поровну; о сохранении количества;
  • формирование умений осуществлять группировку, чередование предметов на основе определенного качественного признака;
  • сравнивать непрерывные множества путем наложения и приложения;
  • преобразовывать множества путем увеличения, уменьшения и уравнивания,
  • сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами.
  • Вначале дети подбирают предметы только по одному признаку (цвету, форме или величине), позднее по двум (форме и цвету, форме и величине, цвету и величине).
  • Из большого количества шариков разного цвета и размера ребенку предлагается: «Выбери все вот такие (дается образец) большие красные шарики».

На следующих этапах нужно учить детей самостоятельно выделять тот признак, который являлся существенным при выполнении поставленной задачи. Перед ребенком в качестве образца кладутся карточки (разные по цвету), ставится коробки соответствующего цвета. Ребенок должен догадаться сам, без словесного вычленения педагогом принципа группировки, по какому признаку разложить игрушки, т. е. классифицировать их по цвету.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о множествах ОДИН - МНОГО, МНОГО - МАЛО

  • Формирование первых количественных представлений происходит в различных игровых и практических ситуациях.
  • Детей учат находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Сначала создается специально подготовленная обстановка, когда педагог до начала занятия расставляет по одной и по несколько игрушек на отдельных столах и стульчиках. Ребенку предлагается показать и назвать, где и каких игрушек много, а какая — одна. Затем детей учат находить один и много предметов в естественных условиях окружающей обстановки.
  • Постепенно дети приобретают способность самостоятельно находить один и много одинаковых предметов по всей комнате (групповой, спальной и др. помещениях).
  • Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это закрепляется в слове-названии, приводит к формированию представлений о количестве. В дальнейшем создаются условия для применения усвоенных количественных представлений в различных видах деятельности.

СОСТАВЛЕНИЕ УПОРЯДОЧЕННОГО РЯДА ПРЕДМЕТОВ

  • Этот процесс лежит в основе формирования представлений о числе и счете. Упорядочивание множеств является предпосылкой для формирования представлений об упорядочении чисел. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются: 3 больше, чем 2; 2 больше, чем 1, и наоборот.
  • Обучение воспитанников составлению упорядоченного ряда включает в себя чередование и выделение предметов по величине. Обучение осуществляется последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. К этому этапу обучения у детей уже должны иметься некоторые представления о противоположных признаках величины: большой — маленький, длинный короткий.

игры и упражнения по чередованию предметов с противоположными признаками

  • 1. Из строительного материала, приготовленного педагогом, выбираются большие и маленькие кубики. Педагог и дети строят поезд для матрешек, чередуя маленькие и большие кубики. Постройка обыгрывается.
  • 2. Каждому ребенку дается лист картона и набор длинных и коротких брусочков. Предлагается построить забор из длинных и коротких «дощечек», чередуя их.
  • 3. Детям предлагаются брусочки: длинные — розового цвета и короткие — красного. Вместе с педагогом они строят дорогу для машин, выкладывая по очереди длинные и короткие «плиты». Постройка обыгрывается.
  • В процессе таких упражнений у детей уточняются представления о величине и закрепляются названия признаков.

УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, ПОРОВНУ

  • Вначале детей знакомят с составлением равных по количеству (от 3 до 5) множеств предметов по подражанию и словесному заданию. Предметы в каждой из групп должны быть одинаковые по всем признакам и расположены горизонтально на равном расстоянии друг от друга. Например: «Возьми столько же, положи столько же». Дети учатся накладывать, затем прикладывать столько предметов, сколько дано в образце, и определять словом поровну, столько..., сколько... .

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВ, ИЗМЕНЯЮЩИХ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕМЕНТОВ

  • Обучение воспитанников преобразованию множеств начинается с выполнения ими сенсорных действий по подражанию и по образцу.
  • Постепенно воспитанников подводят к пониманию того, что если к определенному множеству добавить ряд элементов, то оно увеличится, станет больше, а если убрать — станет меньше.