Файл: Основные направления в современной психологии управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объектом психологии управления выступает комплексная система деятельности должностных лиц и подразделений компании, ориентированная на общую полезную цель организации.

Поставленные цели в данном случае рассматриваются в контексте управленческих отношений согласования и подчинения.

Необходимо помнить, что объект – это, в первую очередь, деятельность руководителя. В объекте психологии управления можно выделить несколько составляющих:

  • личность руководителя и процесс ее развития в результате осуществления им управленческой деятельности, а именно психология субъекта менеджмента;

  • деятельность управляющего лица компании и схема ее реализации с точки зрения достижения эффективности и результативности;

  • процессы в трудовом и социальном коллективе.

Выделение в структуре науки объекта и предмета позволяет выявить различия между несколькими близкими науками: общая теория менеджмента, социальный менеджмент, государственное управление.

Менеджмент, в первую очередь, имеет отношение к людям, а именно к поискам индивидуального подхода с точки зрения потребностей и черт характера каждого отдельно взятого сотрудника, особенностей восприятия окружающего мира.
Несмотря на то, что существует тенденция, отождествляющая психологию управления и менеджмент, объект и предмет психологии управления и менеджмента перекрещиваются лишь отчасти. Специфика этой науки состоит в том, чтобы понять, почему нужно вести управленческие процессы тем или иным образом [10].


1.4 Структура психологии управления: цели, методы и задачи



Психология управления, ее объект и предмет дают возможность представить процесс управления в виде схемы взаимодействие нескольких элементов:

Субъект управления.

В качестве субъекта выступает руководитель, наделенный полномочиями осуществлять управленческую деятельность
Объект управления.

Люди или группы людей, выступающие объектом организованного, систематического, планомерного воздействия субъекта
Управленческие воздействия (или методы).

Комплекс мер, которые использует субъект для воздействия на объект управления
Цель управления.

Желаемое состояние объекта управления или результат деятельности объекта. Цель формулируется субъектом управления или задается извне, со стороны более высокого уровня управления.
Цель психологии управления, ее практического применения в первую очередь состоит в решении следующих проблем, существующих в организации:

  1. повышение профессиональной компетентности руководителей: совершенствование стилей менеджмента, коммуникативных навыков, принятия решений, навыков стратегического планирования, преодоление стрессов

  2. анализ и совершенствование методик подготовки управленческого состава компании

  3. поиск и активация кадровых ресурсов

  4. оценка и подбор менеджеров в соответствии с потребностями компании

  5. оценка и улучшение социально-психологического климата, повышение уровня лояльности сотрудников, сплочение коллектива [6].


Таким образом, основная задача психологии управления – это формирование методов руководства, в основе которых лежат выявленные в процессе изучения закономерности между тактикой начальника и реакцией подчиненных.

В целом, задачи психологии управления можно разбить на несколько крупных групп в зависимости от объекта исследования:


  • Психологический анализ деятельности руководства

Руководителю необходимо осуществлять управленческую деятельность осознанно, анализируя свои действия, что необходимо для принятия верных управленческих решений.




  • Изучение механизмов психической регуляции

Необходимо для принятия верных решений как в нормальных, так и в экстремальных условиях

  • Исследование лидерства

Выработка лидерских качеств, необходимых руководителю для руководства рабочим процессом



  • Практическое применение психологических знаний в управленческих процессах

К этой задаче можно отнести разрешение конфликтов, регуляция микроклимата, повышение уровня удовлетворенности работой, достижение высокого уровня лояльности сотрудников


  • Исследование группового взаимодействия

Необходимо для достижения устойчивого социального микроклимата в коллективе


  • Изучение способов и механизмов мотивации

Мотивация необходима в управленческих процессах для побуждения сотрудников к достижению более значимых целей.
Психология управления, являясь междисциплинарной наукой, в успешно использует управленческие методики в сочетании с психологическими методами.

Структура психологии управления выделяет две основные методики изучения: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – аналитический метод, основанный на процессах восприятия. Этот метод является наиболее сложным объективным методом, так как наблюдение ведется в естественной обстановке, соответственно, роль и место наблюдателя влияет и воздействует на объект наблюдения.

Изучение и поиск эффективных принципов взаимодействия руководителя и коллектива происходит в пассивной форме.

В ходе исследования фиксируются реакции, мнения и результаты. К этому методу обращаются как при получении предварительного материала перед началом других исследований, так и в тех условиях, когда недоступны иные способы получения информации.

Пассивность является основным недостатком данной методики. Длительное ожидание реакции объекта наблюдения не всегда оправдывает себя, так как высок риск пропустить момент реакции и неверно интерпретировать результат.
Эксперимент, напротив, относится к активным методикам. С помощью эксперимента осуществляется поиск эффективных схем взаимодействия путем создания определенных условий для использования различных тактик управления.

Цель проведения эксперимента – проверить гипотезы, влияющие на практику принятия управленческих решений. С помощью экспериментальной методики можно получить достаточно обширную информацию уникального характера, если соблюсти необходимые условия успешного эксперимента: верный выбор контрольных характеристик, использование для их изменения факторных характеристик (вводятся исследователем), ограждение эксперимента от максимального числа внешних воздействий, не имеющих отношения к ситуации.


Применение этих методик позволяет всесторонне изучить управленческие процессы и перейти к решению изложенных выше задач психологии управления.

Подводя итог, следует отметить, что управленческая деятельность в организации строится на основе определенных правил. Их соблюдение может привести компанию к успеху, а их игнорирование – к краху даже при благоприятных условиях.
Психология управления, ее объект и предмет, дают возможность специалистам разработать такие правила и технические приемы общения, что оно становится не только формой, но и фактором управления. В этом и состоит основная задача психологии управления как прикладной междисциплинарной науки.

Глава 2. Методы управления



2.1 Психологическая сущность и психологическая природа психологии управления



Психология управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований - она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические основы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Описание психологических явлений и приведение их в систему, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций - вот основная задача психологии управления как науки.

Кроме того, психология как наука анализирует психологические условия и особенности управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется посредством деятельности руководителей, в которой, как известно, основными являются следующие направления: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы организации, формирование программы деятельности подчиненных, оптимизация деятельности самого руководителя.

Психология управления изучает и особенности личности руководителя: его управленческие потребности и способности, индивидуальную управленческую концепцию, включающую миссию и видение, управленческие замыслы, а также внутренне принятые им принципы и правила управления.

Также психология управления изучает способы взаимодействия руководителей в иерархически выстроенной управленческой подсистеме, их срабатываемости, определяющей успешность функционирования системы в целом». Таким образом, обобщив сказанное, можно сделать вывод, что психология управления связана с работой персонала, направленной на изучение психологических факторов в процессе трудовой деятельности сотрудников предприятия с целью повышения эффективности работы.

2.2 Психологическая характеристика стилей управления по К. Левину