Файл: Основные направления в современной психологии управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные направления в современной психологии управления

Содержание


Введение 3

Глава 1. Психология управления 5

1.1 История развития психологии управления 5

1.2 Понятие «психология управления» 13

1.3 Объект психологии управления 16

1.4 Структура психологии управления: цели, методы и задачи 17

Глава 2. Методы управления 22

2.1 Психологическая сущность и психологическая природа психологии управления 22

2.2 Психологическая характеристика стилей управления по К. Левину 23

2.3 Способы и методы управления человеком 25

2.4 Психологическая характеристика методов организаторского воздействия менеджера 30

Заключение 37

Список литературы 38



Введение


Психология управления – это отрасль психологической науки, которая изучает личность и социальные группы в системе управления трудовым коллективом, она призвана анализировать личностные и групповые функции с целью решения поставленных задач.

Психология управления в качестве объекта изучения рассматривает разные формы активности людей в сфере трудовой деятельности, совместной работе по производству духовных и материальных ценностей, которые нуждаются у централизованной организации управления.

Предметом этой отрасли научных знаний является совокупность способов и приемов управления отдельными людьми или группами, психические состояния, свойства и процессы людей, которые в разной степени и разными способами проявляют себя как личности в процессе общего взаимодействия.

Субъектом изучения психологии управления выступает руководитель и все остальные носители функционала.

Психология управления продуцирует знания, которые применяются для решения проблем управления работой трудового коллектива.

Сейчас личность работника изучается многими психологическими дисциплинами: общей психологией, психологией труда, инженерной психологией, социальной и педагогической психологией. При этом отличительной особенностью психологии управления является то, что объект ее изучения концентрируется на организованной деятельности людей. Под этой деятельностью понимается не просто совместная работа, а объединения людей на основе общих интересов, ценностей, симпатий, целей в одну группу, подчиняющуюся правилам и нормам этой организации.


В психологии управления актуальна не проблема соответствия работника выбранной профессии, а проблема соответствия определенного работника той организации, в которой он работает или хочет работать.

Поэтому объектом этой дисциплины выступают не просто отношения между людьми в коллективе, а отношения людей в рамках их принадлежности определенной организации, то есть в таких условиях, когда действия людей предписываются и подчиняются общему порядку. Частью психологии управления является психология переговоров, которая существенно помогает улучшать отношения между работниками предприятия.

Самыми актуальными для организации психологическими проблемами являются такие: повышение компетентности руководящих работников всех уровней, повышение эффективности подготовки и переподготовки руководящего состава, поиск человеческих ресурсов организации, подбор управленческого персонала для предприятия, улучшение психологической атмосферы внутри коллектива организации.

Цель работы: изучить основные направления в современной психологии управления.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю развития психологии управления

  2. Изучить понятие, цель, задачи психологии управления

  3. Изучить способы и методы управления человеком


Глава 1. Психология управления

1.1 История развития психологии управления



Человечество для удовлетворения тех или иных потребностей использовало следующие способы:

1) Сделать желаемое собственными руками;

2) Заставить другого сделать то, что необходимо;

3) Убедить другого отдать желанное добровольно, используя не носильные гуманные средства.

Мощный импульс для своего развития психология управления как наука получила с появлением на рубеже 19 -20 веков общей теории менеджмента, утверждавших, что управленческая деятельность неизменно порождает соответствующую профессиональную психологию.

Вопросы психологии были подняты и первым основателем Фредериком Тейлором, который на основе своих наблюдений привёл, что хороший мастер должен обладать следующими качествами:

1. Ум;

2. Образование;

3. Опыт;

4. Такт;


5. Энергия;

6. Сообразительность;

7. Четкость;

8. Здравый смысл;

9. Здоровье [4].

Тейлор отмечал, что для эффективно организационной работы должны быть системно моральные факторы в виде налаживания доверительных отношений.

Значительный вклад в развитие административной и бюрократической психологии внес (Макс Вебер, Фаель) Макс Вебер пытаясь, настроит идеальную модель организации, выделил следующие её признаки:

1. Четкое разделение труда, при котором каждая разновидность трудовой активности обеспечивается высококвалифицированным специалистами в узкой области;

2. Жестокая субординация, жестокая судебная дисциплина; 3. Неукоснительное соблюдение членами организации стандартов, правил, должностных инструкций. Тем не менее, Вебер отметил, что межличностные отношения в организации могут быть дозволены, если они не мешают производству.

Значительный вклад в развитие науки внёс американский социолог и психолог Джорд Меой обосновав теорию человеческих отношений, основными положениями являются:

1) Важными факторами повышения трудовой активности является не только организационно - технические, но и такие психологические факторы, как мысли, чувства, настроение работника;

2) В формировании этих психологических факторов значительную роль играют психологические явления, относящиеся к сфере подсознание, инстинктов и смутных влечений, которые так же нудно учитывать в управленческой активности;

3) Сознание и подсознание человека являются не только продуктом его индивидуальной психики, но и взаимоотношениями с другими людьми, влияние групповой нормативной психологией и морально - психологической атмосферой, существующей в организации (заложили такие учёные как Маслоу, Терезбергер, Портер, Тоулеке);

4) Психологические основы изучения и основы человека заложили так же учёные: Маслоу, Герзбергер, Портер.

Становление психологии управления в РФ. Основы психологии управления были заложены в работах Сеченова, Дегтярёва. Значительный вклад внес в Алексей Гостев (1882-1941), основавший в 1921 г. Центральный институт труда [11].

Платон Корженцев (1881-1990), в своих работах писал, что самое главное в жизни приучать себя работать добросовестно, производительно, творчески проявляя инициативу в деле, улучшения результатов труда, а не быть простым исполнителем воли начальника. С 30-х годов исследования психологии труда и управления было свёрнуто из-за политических событий. Развитие науки началось с 1960 года, основными направлениями становятся исследования проблем мотивации трудового процесса и управления трудовой деятельностью.


Современные подходы управления психологии. Основными поступками являются следующие:

- Человека на работе мотивируют не только деньги;

- Важнейшими условиями хорошего психологического климата является информирование людей и командная работа;

- Формирующиеся в организациях нормы поведения, корпоративная культура является важнейшим резервом повышения эффективности производства;

- Руководящая деятельность требует не только технических, но и психологических знаний и навыков.

Современные подходы к управлению строятся в основном не теории человеческих отношений, разработанную американским социологом и психологом Джорджем Мейо (1880-1949 г.) которая реализуется в двух вариантах:

1. Японский вариант - специфика его составляет формирование у работника фирмы чувство единой семьи (опора на групповую психологию).

2. Американский - на основе подхода к каждому отдельному работнику.

3. Психологические школы и направления психологии управления

В первой половине XX в. оформились четыре школы управленческой деятельности:

1. Школа научной организации труда.

2. Административная школа.

3. Школа «человеческих отношений».

4. «Наука управления».

В 1911 г. вышла в свет книга американского инженера и предпринимателя Фредерика Тейлора «Принципы научного управления». Она ознаменовала собой появление школы научной организации труда (по имени автора ее стали называть «тейлоризм»). Ф. Тейлор поставил задачу создать систему повышения производительности труда за счет интенсификации.

Он описал особенности трудовых процессов на некоторых предприятиях и пришел к выводу, что главная причина низкой производительности - несовершенная система стимулирования рабочих. Поэтому он разработал систему побудительных факторов - материальных стимулов. Основным из них Тейлор считал награду. Именно награда, по его мнению, представляет тот принцип, которым следует овладеть всякому руководителю. «Награда, для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы». Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предложил «прогрессивную» систему оплаты труда. Однако под наградой он понимал не только денежное вознаграждение. Он говорил, что уступки - тоже награда, поэтому советовал идти на уступки рабочим.

Также наградой он считал бани, столовые, читальни, вечерние курсы, детские сады и т.п. Тейлор доказал, что если ввести соответствующие усовершенствования и заинтересовать рабочего, то он сделает за то же время в 3-4 раза больше. Иногда он предлагал оригинальные способы стимулирования.


Так, на одной фабрике, где работало много женщин, в большую комнату-мастерскую поселили кота, который стал любимцем работниц. Во время перерыва они играли с котом, это поднимало их настроение, и после перерыва они работали энергичнее.

Последователем Ф. Тейлора являлся также инженер Фрэнк Гилберт. Он изучал трудовые движения, систематизировал их и упрощал. Так, он преобразовал приемы кладки кирпича: сократил количество движений и сконструировал специальные приспособления. В результате производительность увеличилась в 3 раза. Гилберт также вычленил в трудовом процессе личностные переменные, которые рекомендовал учитывать: удовлетворенность трудом, стремление больше заработать, привычки, темперамент, образ жизни и др. Основное внимание уделялось содержанию работы. В школе научной организации труда был поставлен вопрос об отделении функций управления - планирования, контроля - от собственно исполнительской функции.

Административная школа, или школа классического менеджмента была основана французским инженером Анри Файолем («отцом менеджмента»). Расцвет этого подхода пришелся на 1920-1950-е годы. Файоль работал управляющим крупной добывающей и металлургической компании. Он первым разработал последовательную систему принципов учета закономерностей человеческого фактора в управлении и приспособил их к деятельности высшего управленческого звена.

В понятие «управление» Файоль включил шесть функций: производственную (техническую), коммерческую, финансовую, защитную (защита собственности и личности), бухгалтерскую, административную. Он исследовал содержание и соотношение этих функций у руководителей разного уровня и определил совокупность качеств и знаний, необходимых для управленцев разного уровня. Эти качества можно свести к шести группам: физические качества, умственные качества, нравственные качества, общее развитие, специальные знания, опыт.

В книге «Основы менеджмента» он предложил 14 принципов управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство руководства, единство действий, подчинение личных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия подчинения, порядок, правопорядок (справедливость), стабильность персонала на предприятии, инициатива, корпоративный дух предприятия (единение персонала). В этих принципах прослеживается идеология построения жесткой централизованной иерархической организации, в которой персонал должен проявлять инициативу и разделять цели руководства [8].