Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.
Предпринимаемые в настоящее время попытки перехода от модели социального обеспечения к модели социального страхования основаны на том, что он должен ориентироваться на мировую и отечественную практику. Это означает, что формирование системы социального страхования связано с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуарных расчетов, реализоваться в совокупности автономных, самоуправляемых товариществ.
Нынешняя система социального страхования страховой по своей сути все еще не является. Она, в основном, все еще, как и прежде, выполняет функцию социального обеспечения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Размер страховых взносов и сейчас не увязан с уровнем социального и профессионального риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных, причем и те, и другие остаются отстраненными от участия в управлении фондами.
Далее, существующий порядок сбора, аккумуляции страховых взносов и централизованного государственного распределения образовавшихся из них средств делает неявной связь между страховыми случаями, которые охватываются социальным страхованием (болезнь, несчастные случаи на производстве, льготные пенсии за работу во вредных условиях труда и т.д.), взносами работодателей (предприятий) и получением застрахованными пособий, пенсий, медицинской помощи.
Не достигли надлежащего развития институты (государственные, профсоюзные, страховые, общественные), которые могли бы эффективно осуществлять оценку социальных и профессиональных рисков, информационно-статистическое и кадровое обеспечение системы социального страхования. Активизация работы в этом направлении тем более актуальна потому, что существенное отставание в развитии страховых механизмов происходит в условиях все более ощутимого нарастания негативных тенденций.
Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования можно отметить две.
Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.
Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются к управлению фондами. В конечном итоге это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию.
Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает "прозрачности"; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.
С января 2010г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 №212-ФЗ источником доходов государственных внебюджетных фондов вместо единого социального налога стали страховые взносы, которые перечисляются отдельно в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и фонды медицинского страхования. Проблема в том, что действие закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами. Главная цель нововведения - наполнить деньгами пенсионную систему и систему социального страхования. Сильнее всего изменения должны были коснутся предприятий, работающих на упрощенной схеме налогообложения. Они были освобождены от уплаты ЕСН и платили только взнос на обязательное пенсионное страхование - ставка 14%. На 2013 год нагрузка на них осталась той же, 14%, а вот с 1 января 2014 года "упрощенцам" пришлось платить взносы во внебюджетные фонды, как всем (34%, которые складываются из 26% в ПФР, 2,9% в ФСС, 2,1% в ФФОМС, 3% в ТФОМС).
Вместе с ростом налоговой нагрузки увеличилось и количество бумажной работы. С 2010 года все плательщики
, производящие выплаты физическим лицам, должны подавать ежеквартально расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС по месту учета. ПФР и ФСС могут проводить как камеральные, так и совместные выездные проверки. Если отчеты по страховым выплатам не сданы в срок, предпринимателя будут штрафовать.
В соответствии с задачами, определенными посланием Президента Российской Федерации от 29 июня 2011 года "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" для отдельных категорий плательщиков взносов установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0% вместо 2,9 процента.
Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрен остаток средств страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на счетах по учету средств бюджета Фонда в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей. Вместе с тем в настоящее время отсутствует достаточная правовая основа регулирования механизма возврата средств резерва, в том числе не определен источник финансирования, из которого средства резерва должны быть восстановлены.
Данным законопроектом предусмотрены все расходные обязательства Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
При этом значительно увеличиваются с 508 200 828,1 тыс. рублей (88,0% общей суммы расходов) в 2013 году до 586 454 867,4 тыс. рублей (89,0%) в 2014 году объемы бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств.
Законопроектом сохраняется норма, предусматривающая реализацию в 2013 и 2014 годах в ряде субъектов Российской Федерации плотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление иных выплат и возмещение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников территориальными органами Фонда.
Законопроектом предусматривается осуществление в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов в ряде субъектов Российской Федерации плотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков. В рамках плотного проекта Фондом планируется осуществить финансовое обеспечение мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения и культуры за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно в сумме до 1 000 000,0 тыс. рублей.
Вместе с тем особо острой остается решение проблемы аттестации рабочих мест в добывающих, обрабатывающих и промышленных отраслях экономики Российской Федерации.
Финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий в 2012 - 2014 годах установлено в сумме 8 999 525,8 тыс. рублей ежегодно. Следует отметить, что на 2013 - 2014 годы бюджетные ассигнования из федерального бюджета на указанные цели предусмотрены без учета прогнозного уровня инфляции на 2013 - 2014 годы.
Законопроектом установлено, что объем бюджетных ассигнований, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, определяется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги (ежегодно до 1 октября), на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Соответственно указанные бюджетные ассигнования не могут быть определены в сроки, установленные для подготовки и утверждения бюджета Фонда, в связи с чем эти бюджетные ассигнования законопроектом не предусмотрены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система социального страхования в РФ является неэффективной и нуждается в реформировании.
Чем же плох отечественный соцстрах? Во-первых, бизнес по-прежнему недоволен тем, что внебюджетные страховые фонды выполняют некоторые функции, никак не связанные со cтpaхoвaниeм. По данным Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР), на такие задачи тратится, чуть ли не каждый четвертый рубль из средств фoндoв. Под "нестраховыми задaчaми" имеется в виду социальное обеспечение незастрахованных (читай - неработающих) гpaждaн. Заботиться о них, считают работодатели, обязано государство за счет бюджета, а вовсе не за счет платежей предприятий в страховые фонды.
В условиях коренной ломки экономической модели хозяйствования реформу системы социального страхования проводить трудно вдвойне. Сложившиеся в сознании населения стереотипы по поводу социального страхования как не требующего усилий самих трудящихся объекта забот государства и профсоюзов затрудняют выработку новых подходов и, тем более, их реализацию. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе (с охватом и управленческого аппарата всех уровней), показывающая природу и формы социального страхования, мобилизующая на повышение ответственности работников, на осознание того факта, что успешное осуществление всех социально-экономических реформ возможно лишь при достижении общественного согласия по уровню и способам социальной защиты работников и членов их семей.
Отвечающее современным условиям России социальное страхование должно стать одним из важнейших механизмов развития и регулирования социальных процессов, предназначенным не только для компенсации издержек перехода к рыночной экономике, но и для ее укрепления, придания ей социально ориентированного характера.
Список литературы
-
О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2014. -№10. – С.13-15. -
Формирование национальной системы социального страхования в России // Страховое дело. – 2014. -№12. – С.25. -
О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2013. -№10. – С.15 -17. -
Роик В. Социальное страхование: теоретические и методологические основы // Человек и труд. – 2013.-№2. – С.23. -
О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2011. -№10. – С.17. -
Финансы /. Под ред. А.К. Соловьева. – М.: Юрайт, 2012. – 562с. -
О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2011. -№10. – С.19-25 -
Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» -
Д.Ю. Федотов"Внебюджетные фонды России. Курс лекций" (редакция 2013) Изд-во БГУЭП -
Финансы / Под ред. А.К. Соловьева. – М.: Юрайт, 2010.- С. 562 -
Формирование национальной системы социального страхования в России // Страховое дело. – 2014. -№12.- С. 25 -
Бел.Ру 31.10.2013 -
Copyright © Журнал "Человек и Труд" № 8, 2012 г. -
www.finansy.ru
1 О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2014. -№10. – С.13-15.