Файл: Методика обучения иностранному языку Методика обучения иностранному языку как наука.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методика обучения иностранному языку

Методика обучения иностранному языку как наука:

Методика как учебная дисциплина:

Разделы методики:

цели и задачи, принципы, методы, средства, организационные формы обучения;

трактовка базисных категорий методики и ее понятийный аппарат

МЕТОДИКА

Общая методика

Специальная методика

Частная методика

Методы исследования

Методы исследования

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Беседа

Анкетирование

Анкетирование

Статистические методы

Статистические методы

Чтение и анализ литературы

Чтение и анализ литературы.

Тестирование

Тестирование

Эксперимент

Эксперимент

Основные методические категории

МЕТОД

Основные методы обучения иностранному языку

ТРЕНИНГ

КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Система обучения

- совокупность компонентов учебного процесса, определяющих отбор материала для занятий, формы его подачи, методы и средства обучения, а также способы организации.

Приём

Приёмы в обучении ИЯ:

Идентификация, выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, ранжирование.

Игровое моделирование

Семантические ассоциации

Решение проблемных задач

ИТОГИ:

Методика обучения иностранному языку

Методика обучения иностранному языку как наука:


методика как учебный предмет в педагогических учебных заведениях, который должен обеспечивать теоретическую и практическую подготовку студентов к эффективной профессиональной деятельности;
методика как совокупность форм, методов и приемов работы учителя, т.е. как «технология» профессиональной практической деятельности;
методика как педагогическая наука, имеющая характеристики, присущие любой науке: объект и предмет исследования, категориальный аппарат, методы исследования.

Методика как учебная дисциплина:


Дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению иностранным языкам.

Разделы методики:


Лингводидактические основы обучения:
связь с другими науками; методы исследования; система обучения, включающая

цели и задачи, принципы, методы, средства, организационные формы обучения;

трактовка базисных категорий методики и ее понятийный аппарат

Методические основы обучения языковых средств общения:
фонетическим, лексическим, грамматическим, стилистическим, лингвострановедческим
Методологические основы обучения:
аудирование, говорение, чтение, письмо и письменная речь, перевод
планирование занятий, виды уроков, контроль за обучением языку, формы внеаудиторной работы, современные технологии обучения.
Этапы, уровни и профили обучения иностранному языку

МЕТОДИКА


ЧАСТНАЯ

ОБЩАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ

Общая методика


Раздел методики, который занимается изучением общих закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку независимо от того, о каком изучаемом языке идет речь.

Специальная методика


Раздел методики, который рассматривает отдельно взятые аспекты теории обучения (например, методика применения ТСО, обучение иностранного языка в условиях трехъязычия).


Частная методика


Методика, исследующая закономерности, принципы, основы построения процесса обучения конкретному языку в конкретных условиях его преподаванияа также специфических трудностей обучения, обусловленных особенностями того или иного языка. 

Методы исследования


Научно разработанные способы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте, они являются своего рода правилами действия в познании.
Е.И. Пассов

Методы исследования


 Чтение и анализ литературы


Наблюдение


Анкетирование


Эксперимент


Статистические методы 


Беседа


Тестирование

Наблюдение


описательный психологический исследовательский метод
организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие 
может дать научные сведения, если используется относительно длительно, а наблюдаемое явление подвергается всестороннемуизучению.
может носить активный и пассивный характер.
с помощью пассивного наблюдения обычно изучается деятельность учителя и учащихся.
Активное наблюдение предполагает вмешательство исследователя в учебный процесс

Наблюдение

Беседа


метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование
При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Во время интервью ответы записываются открыто.

Беседа

Анкетирование


психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. 
 метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений.


Виды анкетирования:
По числу респондентов (групповое, аудиторное, массовое)
По полноте охвата (сплошное, выборочное)
По типу контактов с респондентом (очное, заочное)

Анкетирование

Статистические методы


применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента.
 применяются для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
помогают оценить результаты эксперимента.
 повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей.

Статистические методы

Чтение и анализ литературы


дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии.
какие вопросы не решены.
предполагает использование таких методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование.

Чтение и анализ литературы.

Тестирование


метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оце­нок факторов функционирования системы управления.
Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам.
при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них — времени), уровень знаний учащихся, и пр.

Тестирование

Эксперимент


специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
 проведение серии опытов, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Эксперимент

Основные методические категории



метод

прием

система обучения

подход

средство обучения

МЕТОД


 систематизированная совокупность шагов, действий
нацелен на решение определённой задачи или достижение определённой цели
создан конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой
имеет тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы
развитие методов является естественным следствием развития научной мысли

Основные методы обучения иностранному языку


Коммуникативная

методика

Метод

проектов

Тренинговый

подход

ТРЕНИНГ


метод активного обучения
немного теории
самостоятельный поиск информации
теория всегда применяется на практике

КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА


Все, чему Вас учат на уроке должно использоваться в устной или письменной речи, т.е. применяться на практике
Все уроки ведутся на английском языке
Речь преподавателя на занятии сведена к минимуму

МЕТОД ПРОЕКТОВ


применение на практике изученного материала работа над полезными, актуальными, жизненными задачами индивидуальность каждой работы развитие поисково-исследовательской деятельности

Система обучения

- совокупность компонентов учебного процесса, определяющих отбор материала для занятий, формы его подачи, методы и средства обучения, а также способы организации.


Виды систем:
семестровая система обучения (техникумы, вузы)
разговорные клубы (курсы практики разговорного иностранного языка)
репетиторство (индивидуальный подход в обучении иностранного языка)
самообучение (самостоятельное изучение литературы, видеоуроки, аудиоуроки)

Приём


составная часть метода, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода.


Идентификация

Сравнение

Соотнесение

Группировка

Игровое моделирование


Стимулирование речемыслительной деятельности

Информационное неравновесие

Семантические ассоциации

Решение проблемных задач

Приёмы в обучении ИЯ:

Идентификация, выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, ранжирование.


лежат в основе фундаментального познавательного процесса классификации направлены на осознание понятийных категорий, способствуют развитию механизмов чтения, развитию механизма логического понимания.
взаимосвязь указанных действий, включённость одних действий в другие

Игровое моделирование


развивает навык поисковой учебной деятельности
условия, максимально приближены к условиям реального общения
вызывают физическую и эмоциональную активность, стимулируют воображение и импровизацию
вырабатывают умение варьировать форму своего высказывания.


побуждают студента формулировать правило
побуждают понимать закономерность функционирования речевых единиц
побуждают воспроизводить образцы, выбирать, варьировать, комбинировать
реализуют в различных видах вопросно-ответной работы, перифраза
проблемное обсуждение


используются преподавателями в парном или групповом взаимодействии
перекодирование информации из одной формы представления в другую
реконструкция неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста
заполнение пропусков, дополнение, перегруппировка, выстраивание логического порядка параграфов в тексте

Семантические ассоциации


работа в группах
творческие задания
групповая генерация идей
поиск ярких, образных, «метафорических» аналогий
составление логико-смысловой карты
постановка гипотезы
интуитивные решения

Решение проблемных задач


анализ проблемной ситуации
развитие механизмов мышления: ориентация в ситуации, принятие решений, целеполагание, прогнозирование, выбор, комбинирование, конструирование
речевая активность
поиск путей решения задач
вывод


Базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения.